<p class="q">Чтобы привлечь подрядчиков для ремонта школы, необходимо разместить госзаказ. Если это сделать с нарушением норм, торги либо аннулируют, либо признают судом недействительными, а руководство привлекут к административной ответственности. Избежать сложностей помогут наши рекомендации.
Торги на ремонтные работы проводятся в виде аукциона
Выбор способа размещения заказа зависит в первую очередь от вида ремонта (капитальный или текущий).
Если учреждение планирует провести капитальный ремонт школы, то разместить такой заказ можно только путем проведения аукциона независимо от начальной (максимальной) цены контракта (ч. 4.1 ст. 10 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ). Исключение составляют работы по капитальному ремонту особо опасных, технологически сложных объектов капитального строительства. Закупка данных работ возможна путем проведения конкурса или аукциона.
Для текущего ремонта следует руководствоваться нормой части 4 статьи 10 Закона № 94-ФЗ и так называемым «Аукционным перечнем» (утвержден распоряжением Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. № 236-р - перечень приведен в рубрике "Для справки").
Код по ОКДП ОК 004-93 4500000 «Услуги строительные и объекты строительства» (кроме кодов 4510100, 4510110, 4510120, 4529000, 4530800-4530811) включен в этот «Аукционный перечень».
Поэтому работы по текущему ремонту школы можно закупать только путем проведения аукциона либо запроса котировок, либо малой закупкой до 100 тыс. руб. Размещать заказ путем проведения конкурса в данном случае нельзя.
С 1 января по 30 июня 2010 года аукционы на ремонтные работы, начальная (максимальная) цена которых не превышает 50 млн руб., проводятся федеральными учреждениями только в электронной форме.
Данная норма предусмотрена частью 39 статьи 65 Закона № 94-ФЗ и в распоряжении Правительства РФ от 17 декабря 2009 г. № 1996-р.
А вот с 1 июля 2010 года аукционы на ремонтные работы федеральные учреждения будут проводить в электронной форме независимо от цены контракта.
Что касается региональных и муниципальных учреждений, то обязанность по проведению электронных аукционов у них возникает с 1 января 2011 года (ч. 40 ст. 65 Закона № 94-ФЗ).
Порядок проведения открытого аукциона прописан в статье 41 и главе 3.1 Закона № 94-ФЗ. При проведении данного мероприятия можно руководствоваться обеими нормами. А вот с 1 июля 2010 года статья 41 утрачивает силу (ст. 24 Федерального закона от 8 мая 2009 г. № 93-ФЗ). Поэтому после указанной даты нужно будет пользоваться только положениями главы 3.1 Закона № 94-ФЗ (по сравнению со ст. 41 там прописаны более подробные и конкретные правила).
Если учреждение планирует провести капитальный ремонт школы, то разместить такой заказ можно только путем проведения аукциона независимо от начальной (максимальной) цены контракта (ч. 4.1 ст. 10 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ). Исключение составляют работы по капитальному ремонту особо опасных, технологически сложных объектов капитального строительства. Закупка данных работ возможна путем проведения конкурса или аукциона.
Для текущего ремонта следует руководствоваться нормой части 4 статьи 10 Закона № 94-ФЗ и так называемым «Аукционным перечнем» (утвержден распоряжением Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. № 236-р - перечень приведен в рубрике "Для справки").
Код по ОКДП ОК 004-93 4500000 «Услуги строительные и объекты строительства» (кроме кодов 4510100, 4510110, 4510120, 4529000, 4530800-4530811) включен в этот «Аукционный перечень».
Поэтому работы по текущему ремонту школы можно закупать только путем проведения аукциона либо запроса котировок, либо малой закупкой до 100 тыс. руб. Размещать заказ путем проведения конкурса в данном случае нельзя.
С 1 января по 30 июня 2010 года аукционы на ремонтные работы, начальная (максимальная) цена которых не превышает 50 млн руб., проводятся федеральными учреждениями только в электронной форме.
Данная норма предусмотрена частью 39 статьи 65 Закона № 94-ФЗ и в распоряжении Правительства РФ от 17 декабря 2009 г. № 1996-р.
А вот с 1 июля 2010 года аукционы на ремонтные работы федеральные учреждения будут проводить в электронной форме независимо от цены контракта.
Что касается региональных и муниципальных учреждений, то обязанность по проведению электронных аукционов у них возникает с 1 января 2011 года (ч. 40 ст. 65 Закона № 94-ФЗ).
Порядок проведения открытого аукциона прописан в статье 41 и главе 3.1 Закона № 94-ФЗ. При проведении данного мероприятия можно руководствоваться обеими нормами. А вот с 1 июля 2010 года статья 41 утрачивает силу (ст. 24 Федерального закона от 8 мая 2009 г. № 93-ФЗ). Поэтому после указанной даты нужно будет пользоваться только положениями главы 3.1 Закона № 94-ФЗ (по сравнению со ст. 41 там прописаны более подробные и конкретные правила).
ЧТО СЧИТАЕТСЯ ОДНОИМЕННЫМИ РАБОТАМИ
На сегодняшний день номенклатура, по которой, согласно части 6.1 статьи 10 Закона № 94-ФЗ, необходимо определять одноименность работ, официально не утверждена Минэкономразвития России, но ознакомиться с проектом номенклатуры можно на сайте www.zakupki.gov.ru.
До официального утверждения номенклатуры одноименность работ необходимо определять в соответствии с частью 19 статьи 65 Закона № 94-ФЗ. Там сказано, что одноименными считаются работы, которые аналогичны по техническим и функциональным характеристикам, отличаются друг от друга незначительными особенностями, не влияющими на их качество, могут быть взаимозаменяемыми. Это определение нужно использовать осторожно.
Например, подклейка обоев и покраска полов в принципе являются разными по своему функциональному назначению работами и не могут быть взаимозаменяемыми. Однако контролирующие органы так не считают. Поэтому если учреждение заключит в течение квартала два отдельных договора по 100 тыс. руб. каждый, один из которых на подклейку обоев, а другой - на покраску полов, то проверяющие сочтут это нарушением. Так как, по мнению контролеров, эти работы одноименные и называются ремонтом.
Поэтому до утверждения номенклатуры не рекомендуется дробить заказы на более мелкие без достаточных на то оснований. При этом для определения одноименности рекомендуется пользоваться первыми четырьмя цифрами ОКДП ОК 004-93, поскольку очень много постановлений Правительства РФ основываются именно на нем.
На сегодняшний день номенклатура, по которой, согласно части 6.1 статьи 10 Закона № 94-ФЗ, необходимо определять одноименность работ, официально не утверждена Минэкономразвития России, но ознакомиться с проектом номенклатуры можно на сайте www.zakupki.gov.ru.
До официального утверждения номенклатуры одноименность работ необходимо определять в соответствии с частью 19 статьи 65 Закона № 94-ФЗ. Там сказано, что одноименными считаются работы, которые аналогичны по техническим и функциональным характеристикам, отличаются друг от друга незначительными особенностями, не влияющими на их качество, могут быть взаимозаменяемыми. Это определение нужно использовать осторожно.
Например, подклейка обоев и покраска полов в принципе являются разными по своему функциональному назначению работами и не могут быть взаимозаменяемыми. Однако контролирующие органы так не считают. Поэтому если учреждение заключит в течение квартала два отдельных договора по 100 тыс. руб. каждый, один из которых на подклейку обоев, а другой - на покраску полов, то проверяющие сочтут это нарушением. Так как, по мнению контролеров, эти работы одноименные и называются ремонтом.
Поэтому до утверждения номенклатуры не рекомендуется дробить заказы на более мелкие без достаточных на то оснований. При этом для определения одноименности рекомендуется пользоваться первыми четырьмя цифрами ОКДП ОК 004-93, поскольку очень много постановлений Правительства РФ основываются именно на нем.
Запрос котировок и закупка до 100 тыс. руб.
Такие способы размещения заказа могут быть использованы учреждением при соблюдении ряда условий. Главное из них: сумма контрактов (договоров) по одноименным работам не должна превышать соответственно 500 тыс. руб. в течение квартала при запросе котировок (ч. 3 ст. 42 Закона № 94-ФЗ) и 100 тыс. руб. в течение квартала при малой закупке (п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ - случаи размещения заказа у единственного поставщика приведены в рубрике "Для справки").
Что надо учесть при подготовке технического задания
Документация об аукционе или извещение о проведении запроса котировок должны содержать:
- информацию о наименовании и объеме выполняемых работ;
- требования, установленные заказчиком к качеству, техническим характеристикам работ, к их безопасности;
- требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика.
Эти сведения, по сути, представляют собой техническое задание.
Обычно предполагается, что подрядчики проводят ремонт, используя свои материалы (а не активы заказчика). Поэтому в техническом задании можно указать желаемые торговые знаки материалов и сопроводить их словами «или эквивалент». При этом эквивалентность материалов комиссия будет определять исходя из характеристик, установленных в соответствии с частью 2 статьи 34, пункта 4 статьи 43 Закона № 94-ФЗ.
Если характеристики материалов прописаны в техническом задании недостаточно четко, то любой материал, который участник размещения заказа предложит в своей заявке, будет считаться эквивалентом.
Когда в техническом задании указываются материалы иностранных торговых марок, они должны сопровождаться ссылкой на аналоги российского производства при условии, что у заказчика есть информация о российских аналогах.
Также стоит обратить внимание и на такой момент. Любые требования к ремонтным работам в техническом задании не должны ограничивать количество участников размещения заказа. Так, например, в техническом задании нельзя указать, что подрядчик должен использовать только материалы, страной происхождения которых является Германия.
В случае закупки работ по капитальному ремонту, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности ремонтируемого объекта капитального строительства, в составе технического задания должна содержаться проектно-сметная документация (п. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ).
- информацию о наименовании и объеме выполняемых работ;
- требования, установленные заказчиком к качеству, техническим характеристикам работ, к их безопасности;
- требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика.
Эти сведения, по сути, представляют собой техническое задание.
Обычно предполагается, что подрядчики проводят ремонт, используя свои материалы (а не активы заказчика). Поэтому в техническом задании можно указать желаемые торговые знаки материалов и сопроводить их словами «или эквивалент». При этом эквивалентность материалов комиссия будет определять исходя из характеристик, установленных в соответствии с частью 2 статьи 34, пункта 4 статьи 43 Закона № 94-ФЗ.
Если характеристики материалов прописаны в техническом задании недостаточно четко, то любой материал, который участник размещения заказа предложит в своей заявке, будет считаться эквивалентом.
Когда в техническом задании указываются материалы иностранных торговых марок, они должны сопровождаться ссылкой на аналоги российского производства при условии, что у заказчика есть информация о российских аналогах.
Также стоит обратить внимание и на такой момент. Любые требования к ремонтным работам в техническом задании не должны ограничивать количество участников размещения заказа. Так, например, в техническом задании нельзя указать, что подрядчик должен использовать только материалы, страной происхождения которых является Германия.
В случае закупки работ по капитальному ремонту, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности ремонтируемого объекта капитального строительства, в составе технического задания должна содержаться проектно-сметная документация (п. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ).
Существенные условия контракта
В контракте должен быть ряд существенных условий, без которых он считается незаключенным. Это предмет контракта, его стороны, цена, сроки выполнения работ и т. д. Определяя существенные условия, необходимо учитывать ряд особенностей.
ОБЪЕМ РАБОТ В КОНТРАКТЕ ИЗМЕНИТЬ НЕЛЬЗЯ
В контракте следует указать конкретный объект ремонта (здание, помещение, адрес, площадь и т. д.). Также должны быть перечислены виды и объем работ, которые определяются проектной документацией, дефектной ведомостью и сметой. При этом изменить объем работ или привлечь подрядчика к дополнительным работам, связанным с ремонтом, но не указанным в контракте, нельзя.
Напомним, что до 2010 года заказчикам позволялось изменять объем работ и цену контракта в пределах 10 процентов. Теперь это делать не разрешается (ч. 10 ст. 65 Закона № 94-ФЗ).
Напомним, что до 2010 года заказчикам позволялось изменять объем работ и цену контракта в пределах 10 процентов. Теперь это делать не разрешается (ч. 10 ст. 65 Закона № 94-ФЗ).
ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИВЛЕЧЕНИЯ СУБПОДРЯДЧИКА
ФАС России и Минэкономразвития России отрицательно относятся к установлению в контракте запрета на субподряд, усматривая в таких действиях заказчика нарушение части 4 статьи 11 Закона № 94-ФЗ, а также статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Поэтому в контракты на выполнение ремонтных работ рекомендуется включать условие о возможности подрядчика привлекать субподрядчиков.
Поэтому в контракты на выполнение ремонтных работ рекомендуется включать условие о возможности подрядчика привлекать субподрядчиков.
СМЕТУ ДОЛЖЕН СОСТАВИТЬ ЗАКАЗЧИК
Цена, по которой заключается контракт, является твердой и не может изменяться в сторону увеличения. Поэтому заказчику надо учесть все факторы, влияющие на цену: конъюнктура рынка, условия и сроки выполнения работ, порядок платежей, обязательства сторон по контракту и другие риски, связанные с повышением уровня цен.
Снизить цену контракта без изменения объема работ и иных условий исполнения контракта можно всегда по соглашению сторон (ч. 4.1. ст. 9 Закона № 94-ФЗ).
Разработать смету с единичными расценками за конкретные виды работ должен сам заказчик. Требовать от участника размещения заказа приложить в составе заявки смету расходов неправомерно ( письмо Минэкономразвития России от 5 июня 2009 г. № Д05-2811 ).
Целесообразно будет разработать смету с применением так называемого понижающего коэффициента.
О том, как это сделать, разъяснено в совместном письме Минэкономразвития России и ФАС России от 19 августа 2009 г. № 13613- АП/Д05.
Снизить цену контракта без изменения объема работ и иных условий исполнения контракта можно всегда по соглашению сторон (ч. 4.1. ст. 9 Закона № 94-ФЗ).
Разработать смету с единичными расценками за конкретные виды работ должен сам заказчик. Требовать от участника размещения заказа приложить в составе заявки смету расходов неправомерно ( письмо Минэкономразвития России от 5 июня 2009 г. № Д05-2811 ).
Целесообразно будет разработать смету с применением так называемого понижающего коэффициента.
О том, как это сделать, разъяснено в совместном письме Минэкономразвития России и ФАС России от 19 августа 2009 г. № 13613- АП/Д05.
В определенных случаях контракт можно изменить
В заключение рассмотрим такой момент. Согласно пункту 3 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ, а также пункту 1 статьи 767 Гражданского кодекса РФ, при уменьшении лимитов бюджетных обязательств стороны могут изменить условия контракта. Например, сроки выполнения работ.
Однако часть 5 статьи 9 Закона № 94-ФЗ запрещает изменять практически все условия заключенного контракта. Как быть в этом случае?
По мнению Минэкономразвития России, прежде всего необходимо руководствоваться гражданским и бюджетным законодательством.
Стало быть, учреждение вправе изменить сроки и другие условия контракта в случае сокращения ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств. Подтверждает это письмо Минэкономразвития России от 31 июля 2009 г. № Д05-3837.
Однако часть 5 статьи 9 Закона № 94-ФЗ запрещает изменять практически все условия заключенного контракта. Как быть в этом случае?
По мнению Минэкономразвития России, прежде всего необходимо руководствоваться гражданским и бюджетным законодательством.
Стало быть, учреждение вправе изменить сроки и другие условия контракта в случае сокращения ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств. Подтверждает это письмо Минэкономразвития России от 31 июля 2009 г. № Д05-3837.
Статья напечатана в журнале "Учет в сфере образования" №5, май 2010 г.
Начать дискуссию