До 25 июля плательщики сельхозналога должны перечислить авансовые платежи за полугодие. При расчете их размера следует учесть несколько важных новшеств...(Новации внесены Федеральными законами от 25 ноября 2009 г. № 275-ФЗ и от 5 апреля 2010 г. № 41-ФЗ.)
Потери от стихийных бедствий и падежа животных
С этого года в расходах, уменьшающих ЕСХН, учитываются потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий, эпизоотий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с их предотвращением и ликвидацией последствий. Это следует из подпункта 44 пункта 2 статьи 346.5 Налогового кодекса РФ. Такие расходы учитываются в размере фактических затрат. Также в полном размере включаются в состав расходов потери от падежа и вынужденного убоя птицы и животных в результате форс-мажора. Об этом говорится в обновленной редакции подпункта 42 пункта 2 статьи 346.5 Налогового кодекса РФ. В остальных случаях потери нормируют с учетом требований действующего законодательства.
Квоты по добыче водных биоресурсов
Следующими изменениями могут воспользоваться те производители сельхозтовара, которые в 2010 году перешли на уплату ЕСХН с общего режима (метод начисления). И при этом до перехода на спецрежим приобрели квоты (доли) по добыче (вылову) водных биоресурсов, но не признали эти суммы в расходах по налогу на прибыль. Согласно подпункту 7 пункта 6 статьи 346.6 Налогового кодекса РФ, они имеют право включить эти затраты в налоговую базу по ЕСХН на дату перехода. То есть на 1 января 2010 года.
Причем это правило распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года. Организации, которые переходили на ЕСХН с 1 января 2009 года и у них была такая ситуация, могут учесть эти расходы. И при необходимости подать «уточненку».
Причем это правило распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года. Организации, которые переходили на ЕСХН с 1 января 2009 года и у них была такая ситуация, могут учесть эти расходы. И при необходимости подать «уточненку».
Расходы на обязательные страховые взносы
Плательщики ЕСХН могут включить обязательные страховые взносы в состав своих налоговых расходов в полном объеме (подп. 7 п. 2 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ). Делать это нужно на дату перечисления их в бюджет, поскольку на спецрежиме все расходы признаются кассовым методом.
Более того, организация может признать в расходах страховые взносы по выплатам, которые не учитываются при расчете единого сельхозналога. Поскольку порядок расчета страховых взносов с 2010 года никак не связан с налогообложением. Соответствующие разъяснения приведены в письме Минфина России от 18 марта 2010 г. № 03-03-06/1/146. Правда, разъяснения эти даны компаниям, которые уплачивают налог на прибыль. Однако у организаций, применяющих ЕСХН, порядок учета расходов на оплату труда аналогичный (п. 3 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ).
Более того, организация может признать в расходах страховые взносы по выплатам, которые не учитываются при расчете единого сельхозналога. Поскольку порядок расчета страховых взносов с 2010 года никак не связан с налогообложением. Соответствующие разъяснения приведены в письме Минфина России от 18 марта 2010 г. № 03-03-06/1/146. Правда, разъяснения эти даны компаниям, которые уплачивают налог на прибыль. Однако у организаций, применяющих ЕСХН, порядок учета расходов на оплату труда аналогичный (п. 3 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ).
Средства бюджета на содействие самозанятости безработных
Следующее новшество касается индивидуальных предпринимателей и фермеров, которые получают средства из бюджета в рамках реализации государственной программы по содействию самозанятости безработных граждан.
О том, как учитывать эти средства, теперь рассказано в подпункте 1 пункта 5 статьи 346.5 Налогового кодекса РФ. Соответствующие поправки предусмотрены Федеральным законом от 5 апреля 2010 г. № 41-ФЗ.
Итак, в течение трех налоговых периодов поступившие суммы одновременно должны быть отражены и в доходах, и в расходах. Причем не в полном объеме, а только в той сумме, которая потрачена исключительно на цели, предусмотренные условиями получения таких средств.
Если же по окончании последнего (третьего) года величина бюджетного финансирования превысит «освоенные» суммы, то оставшиеся неучтенные средства в полном объеме должны быть отражены в составе доходов этого налогового периода.
Так же следует поступить и в случае, когда организация нарушит условия получения данных выплат. Причем выделенные суммы придется признать в полном объеме в составе доходов того налогового периода, в котором допущено нарушение. Отметим, что этот порядок распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года.
О том, как учитывать эти средства, теперь рассказано в подпункте 1 пункта 5 статьи 346.5 Налогового кодекса РФ. Соответствующие поправки предусмотрены Федеральным законом от 5 апреля 2010 г. № 41-ФЗ.
Итак, в течение трех налоговых периодов поступившие суммы одновременно должны быть отражены и в доходах, и в расходах. Причем не в полном объеме, а только в той сумме, которая потрачена исключительно на цели, предусмотренные условиями получения таких средств.
Если же по окончании последнего (третьего) года величина бюджетного финансирования превысит «освоенные» суммы, то оставшиеся неучтенные средства в полном объеме должны быть отражены в составе доходов этого налогового периода.
Так же следует поступить и в случае, когда организация нарушит условия получения данных выплат. Причем выделенные суммы придется признать в полном объеме в составе доходов того налогового периода, в котором допущено нарушение. Отметим, что этот порядок распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2009 года.
Статья напечатана в журнале "Учет в сельском хозяйстве" №6, июнь 2010 г.
Начать дискуссию