Выбор способа размещения заказа зависит в первую очередь от вида ремонта (капитальный или текущий).
Если учреждение планирует сделать капитальный ремонт помещения, то разместить такой заказ можно только путем проведения аукциона независимо от начальной (максимальной) цены контракта (ч. 4.1 ст. 10 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ).
Исключение из данного правила составляют работы по кап¬ремонту особо опасных, технологически сложных объектов капитального строительства. Закупка данных работ возможна путем проведения конкурса или аукциона.
Для проведения текущего ремонта следует руководствоваться нормой части 4 статьи 10 Закона № 94-ФЗ и так называемым «Аукционным перечнем» (утвержден распоряжением Правительства РФ от 27 февраля 2008 г. № 236-р).
Код по ОКДП ОК 004‑93 4500000 «Услуги строительные и объекты строительства» (кроме кодов 4510100, 4510110, 4510120, 4529000, 4530800–4530811) включен в этот «Аукционный перечень».
Поэтому работы по текущему ремонту помещения учреждения можно закупать путем проведения аукциона либо запроса котировок, либо малой закупкой до 100 тыс. руб. Размещать заказ путем проведения конкурса в данном случае нельзя.
С 1 января по 30 июня 2010 года аукционы на ремонтные работы, начальная (максимальная) цена которых не превышает 50 млн руб., проводятся федеральными учреждениями только в электронной форме. Данная норма предусмотрена частью 39 статьи 65 Закона № 94-ФЗ и в распоряжении Правительства РФ от 17 декабря 2009 г. № 1996-р.
А вот с 1 июля 2010 года аукционы на ремонтные работы федеральные учреждения будут осуществлять в электронной форме независимо от цены контракта.
Что касается региональных и муниципальных учреждений, то обязанность по проведению электронных аукционов у них возникает с 1 января 2011 года (основание — ч. 40 ст. 65 Закона № 94-ФЗ).
В настоящее время существуют два порядка проведения электронного аукциона: в соответствии со статьей 41 и в соответствии с нормами главы 3.1 Закона № 94-ФЗ.
С 1 июля 2010 года статья 41 утрачивает силу (ст. 24 Федерального закона от 8 мая 2009 г. № 93-ФЗ). Поэтому после указанной даты нужно будет пользоваться только положениями главы 3.1 Закона № 94-ФЗ (по сравнению со ст. 41 там прописаны более подробные и конкретные правила).
Такие способы размещения заказа могут быть использованы учреждением при соблюдении ряда условий. Главное из них: сумма контрактов (договоров) по одноименным работам не должна превышать 500 тыс. руб. в течение квартала при запросе котировок (ч. 3 ст. 42 Закона № 94-ФЗ) и 100 тыс. руб. в течение квартала при малой закупке (п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона № 94-ФЗ).
Однако на вопрос, что считается одноименными работами, однозначного ответа нет. Дело в том, что на сегодняшний день номенклатура, по которой, согласно части 6.1 статьи 10 Закона № 94-ФЗ, необходимо определять одноименность работ, официально не утверждена Минэкономразвития России, но ознакомиться с проектом номенклатуры можно на сайте www.zakupki.gov.ru.
До официального утверждения номенклатуры одноименность работ необходимо определять в соответствии с частью 19 статьи 65 Закона № 94-ФЗ.
Там сказано, что одноименными считаются работы, которые аналогичны по техническим и функциональным характеристикам, отличаются друг от друга незначительными особенностями, не влияющими на их качество, могут быть взаимозаменяемыми.
Это определение нужно использовать осторожно. Например, подклейка обоев и покраска полов в принципе являются разными по своему функциональному назначению работами и не могут быть взаимозаменяемыми. Но контролирующие органы так не считают. И если учреждение заключит в течение квартала два отдельных договора по 100 тыс. руб. каждый, один из которых на подклейку обоев, а другой — на покраску полов, то проверяющие сочтут это нарушением. Так как, по мнению контролеров, эти работы одноименные и называются ремонтом.
Поэтому до утверждения номенклатуры не рекомендуется дробить заказы на более мелкие без достаточных на то оснований. При этом для определения одноименности рекомендуется пользоваться первыми четырьмя цифрами ОКДП ОК 004-93, поскольку очень много постановлений Правительства РФ основываются именно на нем.
Запрос котировок — это способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах (работах, услугах) сообщается неограниченному кругу лиц (на официальном сайте), а победителем признается участник, который предложил наиболее низкую цену контракта. Это определено в части 1 статьи 42 Закона № 94-ФЗ.
Документация об аукционе или извещение о проведении запроса котировок должны содержать:
— информацию о наименовании и объеме выполняемых работ;
— требования, установленные заказчиком к качеству, техническим характеристикам работ, к их безопасности;
— требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика.
Эти сведения, по сути, представляют собой техническое задание.
Как показывает практика, чаще подрядчики проводят ремонт, используя свои материалы (а не активы заказчика). В таком случае в техническом задании можно указать желаемые торговые знаки материалов и сопроводить их словами «или эквивалент». При этом эквивалентность материалов комиссия будет определять исходя из характеристик, установленных в соответствии с частью 2 статьи 34, пункта 4 статьи 43 Закона № 94-ФЗ.
Если характеристики материалов прописаны в техническом задании недостаточно четко, то любой материал, который участник размещения заказа предложит в своей заявке, будет считаться эквивалентом.
Когда в техническом задании указываются материалы иностранных торговых марок, они должны сопровождаться ссылкой на аналоги российского производства при условии, что у заказчика есть информация о российских аналогах.
Также стоит обратить внимание и на такой момент. Любые требования к ремонтным работам в техническом задании не должны ограничивать количество участников размещения заказа. Так, например, в техническом задании нельзя указать, что подрядчик должен использовать только материалы, страной происхождения которых является Германия.
В случае закупки работ по капитальному ремонту, при проведении которого затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности ремонтируемого объекта капитального строительства, в составе технического задания должна содержаться проектно-сметная документация (п. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ).
Контракт должен содержать ряд существенных условий, без которых он считается незаключенным. Это предмет контракта, его стороны, цена, сроки выполнения работ и т. д.
Определяя существенные условия, необходимо учитывать ряд особенностей.
В контракте должен быть указан конкретный объект ремонта (здание, помещение, адрес, площадь и т. д.), а также перечислены виды и объем работ, которые определяются дефектной ведомостью и сметой.
При этом изменить объем работ или привлечь подрядчика к дополнительным работам, связанным с ремонтом, но не указанным в контракте, нельзя. Напомним, что до 2010 года заказчикам позволялось изменять объем работ и цену контракта в пределах 10 процентов. Теперь это делать не разрешается (ч. 10 ст. 65 Закона № 94-ФЗ).
ФАС России и Минэкономразвития России отрицательно относятся к установлению в контракте запрета на субподряд, усматривая в таких действиях заказчика нарушение части 4 статьи 11 Закона № 94-ФЗ, а также статьи 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Поэтому в контракты на выполнение ремонтных работ рекомендуется включать условие о возможности подрядчика привлекать субподрядчиков.
Цена, по которой заключается контракт, является твердой и не может изменяться в сторону увеличения. Поэтому заказчику надо учесть все факторы, влияющие на цену: конъюнктура рынка, условия и сроки выполнения работ, порядок платежей, обязательства сторон по контракту и другие риски, связанные с повышением уровня цен.
Снизить цену контракта без изменения объема работ и иных условий исполнения контракта можно всегда по соглашению сторон (ч. 4.1 ст. 9 Закона № 94-ФЗ).
Разработать смету с единичными расценками за конкретные виды работ должен сам заказчик. Требовать от участника размещения заказа приложить в составе заявки смету расходов неправомерно (разъяснения Минэкономразвития России от 5 июня 2009 г. № Д05-2811).
Целесообразно будет разработать смету с применением так называемого понижающего коэффициента. О том, как это сделать, разъяснено в совместном письме Минэкономразвития России и ФАС России от 19 августа 2009 г. № 13613-АП/Д05.
Учреждение планирует заключить государственный контракт в рамках приносящей доход деятельности. Можно ли в нем предусмотреть штрафы за невыполнение или несоответствующее выполнение обязательств контрагентом? Ответ на данный вопрос положительный. Ведь на такие государственные и муниципальные контракты распространяются как положения гражданского законодательства, в том числе и нормы, позволяющие предусмотреть при оформлении сделки подобные условия, так и положения частей 10 и 11 статьи 9 Закона № 94-ФЗ. Согласно статьям 329, 330 Гражданского кодекса РФ, неустойка (штраф, пени) — это один из способов обеспечить исполнение обязательств.
Такие средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой ответственности, выделяют в отдельный подвид доходов бюджетов РФ (ч. 3 ст. 41 БК РФ). Их зачисляют как средства от предпринимательской деятельности по статье доходов «Пени, штрафы, иное возмещение ущерба по договорам гражданско-правового характера» подвида доходов «Безвозмездные поступления от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности».
На это обращают внимание финансисты в своем письме от 5 февраля 2009 г. № 02-04-07/330. По их мнению, использовать указанные поступления получатели средств бюджета должны в порядке, утвержденном приказом Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 88н.
Статья напечатана в журнале "Учет в бюджетных учреждениях" №6, июнь 2010 г.
Комментарии
1Материал содержателен и изложен интересно, но на мой взгляд упущен один очень важный момент. Ситуация с отзывом котировочной заявки. Закон № 94-ФЗ не предусматривает права участника на отзыв котировочной заявки. Но практика реализации Закона N 94-ФЗ показывает, что иногда государственные заказчики непосредственно в документации, касающейся размещения заказа, предусматривают право поставщика на отзыв поданной котировочной заявки (Источник: была ссылка). Соответственно вот это противоречие сеет определённую долю смятения.