Итак, Казначейство России приказом от 25 декабря 2009 г. № 15н предусмотрело возможность представления в орган Федерального казначейства Сокращенной заявки на кассовый расход.
Требования по ее формированию изложены в новом пунк¬те 9.31 Порядка кассового обслуживания исполнения федерального бюджета (определен приказом Казначейства России от 10 октября 2008 г. № 8н). А вот сама форма такой заявки приведена в приложении № 30 к указанному Порядку (код формы по КФД 0531851).
Обратите внимание: новый документ бюджетные учреждения смогут оформлять лишь с 1 июля 2010 года.
Изменены правила оформления расчетных документов территориальными органами Федеральной службы судебных приставов. Теперь при оформлении Заявки на кассовый расход (Сокращенной заявки на кассовый расход) в графе 8 раздела 1 «Реквизиты документа» в скобках перед текстовым назначением платежа указываются ИНН, КПП плательщика налога (сбора), чья обязанность по уплате (перечислению) налога (сбора) исполняется принудительно. Законодатели четко прописали, что при отсутствии у плательщика налога (сбора) — физического лица ИНН, КПП в графе перед текстовым назначением платежа указывается «(ИНН 0 КПП 0)». Ранее в таком случае Порядком предписывалось проставление в указанной графе «0».
Также изменения коснулись и порядка проведения операций по кассовым выплатам по внебанковским операциям.
В новой редакции изложен первый абзац пункта 2.3.2 Порядка. В соответствии с ним операции по восстановлению получателем бюджетных средств суммы произведенной им кассовой выплаты с одного кода бюджетной классификации на другой, равно как и поступления в бюджет накопленного купонного дохода, классифицируются как внебанковские операции. Кроме того, теперь для зачисления в бюджет накопленного купонного дохода следует заполнять графу «Код по БК плательщика» раздела 5 «Расшифровка заявки на кассовый расход».
Отмечу и такой момент. В результате нововведений условия заполнения и обработки Уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа (код формы по КФД 0531809) детализированы. Теперь получатель бюджетных средств (администратор источников финансирования дефицита бюджета) представляет в орган Федерального казначейства Заявку на кассовый расход с указанием номера лицевого счета для перечисления средств, суммы платежа в разрезе бюджетной классификации, счета, открытого органу Федерального казначейства в банке. Ранее предусматривалось указание кодов классификации расходов бюджетов (хотя на практике Уведомление формировалось и на доходные коды бюджетной классификации).
Также чиновники уточнили, что при изменении принципов назначения, структуры кодов бюджетной классификации графы 2, 3, 4 Уведомления не заполняются.
С учетом принятых нововведений орган Федерального казначейства обрабатывает Уведомление и формирует в установленном порядке Справку (код формы по ОКУД 0504833). На основании этих документов орган Федерального казначейства проводит операции по уточнению кода бюджетной классификации в бюджетном учете.
Сокращенная заявка для оплаты денежного обязательства может представляться клиентом (участником бюджетного процесса) лишь в некоторых случаях.
Условия для возможности представления Сокращенной заявки:
— оплата денежного обязательства осуществляется по одному коду бюджетной классификации РФ;
— оплата денежного обязательства проводится по бюджетному обязательству в валюте РФ;
— возникновение денежного обязательства подтверждено одним документом-основанием.
Например, Сокращенная заявка на кассовый расход может формироваться при выплате заработной платы, перечислении налогов, сборов, при оплате по договорам гражданско-правового характера, договорам аренды.
Далее рассмотрим новации, которые относятся к порядку отражения операций по кассовым выплатам и кассовым поступлениям на лицевых счетах. В новой редакции изложен пункт 2.5.5 Порядка, касающийся оснований отнесения платежей к невыясненным поступлениям.
Суммы, зачисленные на счет № 40105, учитываются как невыясненные поступления, зачисляемые в федеральный бюджет, если в полученном из банка расчетном документе:
— не указано наименование получателя средств федерального бюджета (администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета) или указано их искаженное или неправильное наименование;
— не указан или неверно указан номер лицевого счета получателя бюджетных средств (администратора источников финансирования дефицита бюджета);
— указанный лицевой счет открыт в другом органе Федерального казначейства;
— не указан код или указан несуществующий (недействующий) код бюджетной классификации;
— в полях «ИНН» и «КПП» получателя не указаны или указаны ИНН и (или) КПП получателя средств федерального бюджета (администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета), им не принадлежащие.
Суммы, зачисленные на счет № 40201 (счет № 40204), учитываются как невыясненные поступления, зачисляемые в бюджет субъекта РФ (местный бюджет), если в расчетном документе:
— не указано наименование получателя бюджетных средств (администратора источников финансирования дефицита бюджета, финансового органа) или указано его искаженное или неправильное наименование;
— не указан или неверно указан номер лицевого счета получателя бюджетных средств (лицевой счет администратора источников финансирования дефицита бюджета, лицевой счет бюджета, открытый финансовому органу);
— не указан код или указан несуществующий (недействующий) код бюджетной классификации расходов;
— в полях «ИНН» и «КПП» получателя не указаны или указаны ИНН и (или) КПП получателя бюджетных средств (администратора источников финансирования дефицита бюджета), им не принадлежащие.
Кроме того, уточнен порядок действий ОФК и клиента при наличии невыясненных поступлений. Определено, что поступления, зачисленные на счет № 40105 и отнесенные к невыясненным поступлениям, отражаются на лицевом счете администратора доходов бюджета, открытом органу Федерального казначейства.
В случае если поступления на счет № 40105 были отнесены к невыясненным поступлениям, зачисляемым в федеральный бюджет, орган Федерального казначейства направляет клиенту (бюджетному учреждению) Запрос на выяснение принадлежности платежа согласно приложению № 9 к Порядку (код формы по КФД 0531808).
При получении Запроса на выяснение принадлежности платежа учреждением может быть представлено в орган Федерального казначейства Уведомление об уточнении вида и принадлежности платежа. Этот документ является основанием для отражения поступивших сумм на лицевом счете.
Если учреждение отказывается от поступления, оно представляет в орган Федерального казначейства Уведомление.
В графе 9 «Код по БК» раздела «Реквизиты платежного документа» этого Уведомления указывают код бюджетной классификации из Запроса на выяснение принадлежности платежа, в графе 6 «Код по БК» раздела «Изменить на реквизиты» — код бюджетной классификации невыясненных поступлений, зачисляемых в федеральный бюджет.
Поступления, зачисленные на счета № 40201, № 40204 и отнесенные к невыясненным поступлениям, зачисляемым в соответствующий бюджет, отражаются на лицевом счете администратора доходов бюджета, а также в соответствующем разделе на лицевом счете бюджета (в случае его открытия финансовому органу).
На практике возможна и такая ситуация, когда администратора данных невыясненных поступлений определить не удается. В этом случае поступления отражаются на лицевом счете администратора доходов бюджета, открытом учреждению, а также в соответствующем разделе на лицевом счете бюджета.
Обратите внимание: учет поступлений на счет № 40503, отнесенных к невыясненным поступлениям, производится в соответствии с положениями порядка осуществления федеральными бюджетными учреждениями операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности. Это важное дополнение однозначно ставит точку в вопросе о том, по каким основаниям могут быть отнесены к невыясненным поступлениям платежи по внебюджетной деятельности. При решении вопроса об отнесении этих платежей к невыясненным поступлениям следует руководствоваться приказом Минфина России от 1 сентября 2008 г. № 88н.
Возврат органом Федерального казначейства плательщику сумм, отраженных как невыясненные поступления, зачисляемые в соответствующий бюджет, возможен на основании Заявки на возврат, оформленной администратором доходов бюджета, на лицевом счете которого отражены данные невыясненные поступ¬ления. Причем средства будут возвращены со счета № 40101 без перечисления указанных поступлений со счетов № 40105, 40201, 40204 на счет № 40101.
Ряд изменений внесен в Указания по заполнению форм документов, представленных в приложениях к Порядку. Установлено, что при заполнении документации следует соблюдать такие правила:
— заголовочная часть формы документа заполняется в обязательном порядке;
— при отсутствии суммовых показателей в документе по соответствующим графе и строке указывается ноль («0»).
Если же документ имеет более одной страницы, то его последующие страницы нумеруются с указанием в правом верхнем углу кода формы документа, номера документа (при его наличии), даты формирования документа. Ранее Порядок не содержал указания на место нумерации и необходимость указания кода формы документа. Уточнения по оформлению весьма кстати. При отсутствии четких требований учреждения могли представить в ОФК несколько документов (например, Заявки на кассовый расход, Уведомления об уточнении вида и принадлежности платежа), распечатанных на одном листе, специально изменяя для этого формат печати документа (что не всегда положительно сказывалось на качестве его оформления).
Дополнительно обращу внимание на новые нюансы заполнения таких часто используемых документов, как Заявка на кассовый расход и Заявка на возврат.
На основании внесенных изменений в пункт 9.2 Порядка теперь в Заявке на кассовый расход в обязательном порядке заполняется строка «Приоритет исполнения». Причем в кодовой зоне указанного документа приоритет исполнения указывается цифрой.
А в поле «Назначение платежа» Заявки на возврат в скобках перед текстовым назначением платежа указывается код бюджетной классификации, по которому платеж подлежит отражению на лицевом счете получателя платежа.
Статья напечатана в журнале "Учет в бюджетных учреждениях" №6, июнь 2010 г.
Начать дискуссию