Так, согласно статье 346.27 Налогового кодекса РФ, под услугами общественного питания в целях обложения ЕНВД понимаются услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга. Рассмотрим это определение подробнее.
Обратимся к ГОСТ Р 50647-94 «Общественное питание. Термины и определения», утвержденному постановлением Госстандарта России от 21 февраля 1994 г. № 35. Там раскрыто понятие кулинарной обработки.
Под кулинарной обработкой пищевых продуктов понимается воздействие на пищевые продукты с целью придания им свойств, делающих их пригодными для дальнейшей обработки и (или) употребления в пищу.
К примеру, деятельность по изготовлению и реализации свежевыжатых соков относится к услугам общественного питания. С этим согласны и финансисты. Подтверждение тому - письмо Минфина России от 28 апреля 2007 г. № 03-11-05/85.
В определении объекта общественного питания без зала обслуживания посетителей есть указание на то, что у такого объекта отсутствует специально оборудованное помещение (открытая площадка) для потребления готовой кулинарной продукции. Но несмотря на это, Минфин России говорит о необходимости создания условий для потребления, чтобы иметь возможность применять ЕНВД. Так, в ситуации, когда налогоплательщик изготавливает на месте и реализует через киоск кур гриль, для потребления которых условия не созданы, по мнению чиновников, фирма не вправе применять «вмененку». Причина - данный вид деятельности не относится ни к розничной торговле (поскольку реализация продукции собственного производства не считается розничной торговлей), ни к общепиту (так как условий для потребления кур гриль нет). Такие выводы содержатся в письмах Минфина России от 1 июля 2009 г. № 03-11-09/233, от 26 января 2009 г. № 03- 11-06/3/10. Аналогично нельзя применять спецрежим и фирме, торгующей кулинарной продукцией через отдел в супермаркете (письмо Минфина России от 8 декабря 2008 г. № 03-11- 04/3/546).
А вот продажа горячих напитков и выпечки собственного изготовления через производственно-торговую точку (если посетители непосредственно потребляют продукцию у этой точки) считается услугами общепита без зала обслуживания. Следовательно, подлежит переводу на «вмененку» (письмо Минфина России от 16 декабря 2009 г. № 03-11-06/3/294).
Согласно статье 346.27 Налогового кодекса РФ, к розничной торговле не относится (и на «вмененку» не переводится) реализация магазинами продукции собственного изготовления. А признается ли ей реализация продукции, изготовленной по заказу третьими лицами из давальческого сырья?
В письме Минфина России от 15 апреля 2010 г. № 03-11-11/100 высказано мнение, что розничная реализация товаров (в том числе изготовленных третьей стороной на давальческих началах) переводится на «вмененку». То есть в этой ситуации розничная фирма изготовителем товаров не является.
К аналогичным выводам приходят и судьи (постановления ФАС Центрального округа от 20 мая 2009 г. № А14-5951/2008/132/33, ФАС Западно-Сибирского округа от 12 февраля 2009 г. № Ф04-7936/2008(18119- А27-29)). Таким образом, производителями собственной продукции могут считаться только те розничные компании, которые организуют производственный процесс своими силами, то есть с использованием собственных материально-технических и трудовых ресурсов.
Обратите внимание: даже если в общепите продается покупная продукция, такую продажу не нужно выделять для целей налогообложения как розничную торговлю.
Ведь в данном случае продажа покупных продуктов и напитков причислена не к торговле, а к общественному питанию (ст. 346.27 Налогового кодекса РФ). Аналогичные пояснения дает Минфин России (письма от 16 июня 2008 г. № 03-11-04/3/275, от 18 января 2008 г. № 03-11-04/3/6).
Если в точках общественного питания продаются табачные изделия и зажигалки, их реализация также ведется в рамках деятельности общепита (письмо Минфина России от 24 марта 2008 г. № 03-11-04/3/148).
Что касается алкоголя, то здесь нужно учитывать следующее.
Согласно статье 346.27 Налогового кодекса РФ, к общепиту не относятся услуги по производству и реализации таких подакцизных товаров, как алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликеро-водочные изделия, коньяк, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента, за исключением виноматериалов) и пиво. Таким образом, если организация, например, имеет свое пивоваренное производство, данный вид деятельности не будет относиться к услугам общественного питания. А вот производство и реализация алкогольных коктейлей, полученных путем непосредственного смешивания соответствующих ингредиентов работником организации (барменом) в барах, ресторанах, кафе и других объектах общественного питания, являются услугами общепита. Значит, подобная деятельность может быть переведена на ЕНВД. Такие разъяснения дал Минфин России в письме № 03-11-04/3/275.
Статья напечатана в журнале "Учет в торговле" №6, июнь 2010 г.
Комментарии
1Как же заколебал этот пример про пирожки да пирожные!!!!!!!!!!!!!
Вы мне про швейную продукцию расскажите!!! А то получается что спекулировать китайскими или турецкими тряпками можно, а если сам шьёшь - НЕЛЬЗЯ!! Это что, такая поддержка отечественного производителя??