Налоговые споры

Что будет, если уплатить налог на следующий день после подачи "уточненки"?

Из п. 4 ст. 81 НК РФ следует, что налогоплательщик освобождается от ответственности по ст. 122 НК РФ, если он заплатит соответствующую сумму налога и пени до подачи уточненной декларации. А если организация опоздала с перечислением налога, скажем, на один день? Можно ли в отношении нее применить штрафные санкции?
Что будет, если уплатить налог на следующий день после подачи "уточненки"?
На фото Валия Гафарова, эксперт компании "Консультант Плюс"

Из п. 4 ст. 81 НК РФ следует, что налогоплательщик освобождается от ответственности по ст. 122 НК РФ, если он заплатит соответствующую сумму налога и пени до подачи уточненной декларации. А если организация опоздала с перечислением налога, скажем, на один день? Можно ли в отношении нее применить штрафные санкции?

На первый взгляд, ответ положительный. Норма п. 4 ст. 81 НК РФ предусматривает условия освобождения от ответственности, их несоблюдение означает применение ответственности по ст. 122 НК РФ.

Именно из такой логики исходят некоторые суды, которые указывают, что уплата налога на несколько дней позже подачи уточненной декларации не освобождает налогоплательщика от ответственности за неуплату налога. Такие выводы сделаны в Постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 16.02.2009 N Ф04-163/2009(19510-А81-34), ФАС Центрального округа от 30.11.2009 по делу N А62-6140/2009. Интересна позиция, выраженная ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 15.10.2007 N Ф04-7193/2007(39248-А67-25). В этом деле часть суммы налогоплательщик уплатил до представления уточненной декларации, другую же часть уплатил позже. Суд указал на правомерность привлечения организации к ответственности по ст. 122 НК РФ, однако уменьшил размер штрафа, поскольку признал смягчающим обстоятельством тот факт, что недостающая сумма налога была уплачена до принятия решения о привлечении к ответственности.

И вроде бы все по закону. Dura lex, sed lex ("суров закон, но он закон"). Однако несправедливо. Чем принципиально отличается налогоплательщик, исполнивший обязанность до подачи уточненной декларации, от налогоплательщика, уплатившего налоговые платежи, например, на следующий день? Очевидно, что решение, зафиксировавшее факт правонарушения, еще не будет принято. Получается, что просрочка на один день стоит для налогоплательщика огромную сумму денег - 20% от суммы налога. При этом все потери бюджета от просрочки на один день будут еще компенсироваться начислением пеней!

Можно возразить, что ответственность в отношении такого налогоплательщика может быть смягчена налоговым органом и (или) судом на основании ст. ст. 112, 114 НК РФ, как это было сделано в ранее приведенном Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа. Однако вопрос об уменьшении штрафа (а также о кратности такого уменьшения) всегда остается на усмотрение компетентного органа. И, по сути, нигде не закреплены принципы такого усмотрения. На практике это будет означать, что налогоплательщики, просрочившие уплату налога на один-два дня, заплатят совершенно разные суммы штрафа (относительно размера недоимки).

Профессор в моем университете любил повторять, что в случае, когда закон явно несправедлив, суд путем умелого и изящного толкования устранит эту несправедливость. Применительно к нашему вопросу это можно наблюдать в судебной практике.

Так, ФАС Поволжского округа в Постановлении от 15.07.2009 по делу N А65-23877/2008 рассмотрел следующую ситуацию. Налогоплательщик 11.03.2008 представил уточненную декларацию, налог же по ней уплачивался с 29.01.2008 по 12.03.2008. Инспекция привлекла организацию к ответственности, указав, что факт уплаты налога и пени на следующий день после подачи уточненной декларации не может быть основанием для освобождения от налоговой ответственности.

Однако ФАС Поволжского округа отклонил эти доводы и снял с организации штрафы, поскольку в Налоговом кодексе РФ нет запрета на одновременную (в течение одного дня) уплату налога и представление декларации. ФАС Московского округа занимает схожую позицию в Постановлениях от 12.10.2009 N КА-А41/8966-09 и от 18.08.2009 N КА-А40/7973-09. В обоих делах налогоплательщик уплатил налог после подачи уточненных деклараций, просрочка составила 3-5 дней. ФАС Московского округа указал на следующее. Норма п. 4 ст. 81 НК РФ направлена на самостоятельное выявление налогоплательщиком ошибок, приведших к неполной уплате налога. Формальный подход к налогоплательщику, исполнившему обязанность по выявлению ошибки, не способствует целям налогового администрирования.

И, поскольку налог был уплачен до вынесения решения по результатам проверки, нет оснований для привлечения налогоплательщика к ответственности за неуплату налога1.

Справедливость и соразмерность штрафа совершенному правонарушению - не просто красивые слова. Как неоднократно указывалось Конституционным Судом РФ, это есть основные принципы установления и применения налоговой ответственности2. Поэтому, если налог уплачен несколько позже, чем подана уточненная декларация, имеет смысл, опираясь на судебную практику, отстаивать свои права в вышестоящем налоговом органе и суде или, как минимум, заявить о наличии смягчающих ответственность обстоятельств, поскольку просрочка уплаты налога была незначительна.

1. Налогоплательщикам, строящим свою линию в суде, можно порекомендовать также обратить внимание на судебную практику, согласно которой несвоевременная уплата налога не образует состава налогового правонарушения по ст. 122 НК РФ. То есть если налог уплачен до окончания проверки, нет оснований для применения к компании штрафов за неуплату налогов (см. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21.09.2009 N Ф04-5866/2009(20394-А45-49); Постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.10.2008 от 03.10.2008 по делу N А56-15350/2005; Постановление ФАС Уральского округа от 08.06.2009 N Ф09-3652/09-С2).

2. См., например, Определение Конституционного Суда РФ от 16.12.2008 N 1069-О-О; Постановление Конституционного Суда РФ от 15.07.1999 N 11-П

Начать дискуссию