НК РФ

Можно ли списать пени, начисленные в 2004 году?

В налоговой справке у ООО числится задолженность по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование с 2004 года. Могут ли быть списаны пени в связи с истечением срока давности и как доказать, что пени были начислены неправомерно?
Можно ли списать пени, начисленные в 2004 году?
На фото Антон Денисов

Вопрос от читательницы Клерк.Ру Марины (г. Орел)

В налоговой справке у ООО числится задолженность по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование с 2004 года. Могут ли быть списаны пени в связи с истечением срока давности и как доказать, что пени были начислены неправомерно?

Пени не могут быть списаны в связи с истечением срока давности, но и не могут быть взысканы с вас в бесспорном или судебном порядке (если только вы не подпишете акт сверки, в котором эти пени будут отражены).

Статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) дано определение недоимки: сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок. Обязанность погашения недоимки не ограничена во времени, за исключением случаев, установленных ст. 59 НК РФ.

Статьей 59 НК РФ установлено, что недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном:

  • по федеральным налогам и сборам - Правительством Российской Федерации;
  • по региональным и местным налогам и сборам - соответственно исполнительными органами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления (п.1).

Правила, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням (п. 2).

Во исполнение ст. 59 НК РФ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 12.02.2001 № 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам" (в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.08.2002 № 602, от 25.11.2004 N 678).

Согласно данному Постановлению, признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка и задолженность по пеням по федеральным налогам и сборам, а также задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, числящаяся за организациями по состоянию на 1 января 2001 г., начисленным пеням и штрафам (далее - задолженность) в случае ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации. В качестве органа, уполномоченного принимать решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности, указан налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика.

Окончательную точку в применении ст. 59 НК РФ поставил Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в постановлениях от 11.05.2005 № 16504/04 и № 16507/04. Предметом рассмотрения являлся вопрос о наличии у налогового органа полномочий на признание недоимки и задолженности по пеням, образовавшихся за пределами трехлетнего срока на дату обращения налогоплательщика в налоговый орган, безнадежными к взысканию и их исключению из лицевых счетов налогоплательщика.

Президиумом ВАС РФ сделан вывод о том, что у налоговых органов, действующих в рамках предоставленных им полномочий, не имеется оснований удовлетворять требования налогоплательщиков о признании безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням, об исключении из лицевого счета налогоплательщиков сумм недоимки и задолженности по пеням по основаниям, не предусмотренным нормативной базой по применению ст. 59 НК РФ. У арбитражных судов не имеется оснований понуждать налоговые органы принимать решения о списании недоимки и задолженности по пеням, так как суд по своей инициативе не вправе списывать долги налогоплательщика, нереальные для взыскания.

В этих же судебных актах Президиум ВАС РФ также указал, что лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого им во исполнение ведомственных документов. Наличие в документах внутриведомственного учета сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика.

Получить персональную консультацию Антона Денисова в режиме онлайн очень просто - нужно заполнить специальную форму. Ежедневно будут выбираться несколько наиболее интересных вопросов, ответы на которые вы сможете прочесть на нашем сайте.

Начать дискуссию