НК РФ

Можно ли списать пени, начисленные в 2004 году?

В налоговой справке у ООО числится задолженность по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование с 2004 года. Могут ли быть списаны пени в связи с истечением срока давности и как доказать, что пени были начислены неправомерно?
Можно ли списать пени, начисленные в 2004 году?
На фото Антон Денисов

Вопрос от читательницы Клерк.Ру Марины (г. Орел)

В налоговой справке у ООО числится задолженность по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование с 2004 года. Могут ли быть списаны пени в связи с истечением срока давности и как доказать, что пени были начислены неправомерно?

Пени не могут быть списаны в связи с истечением срока давности, но и не могут быть взысканы с вас в бесспорном или судебном порядке (если только вы не подпишете акт сверки, в котором эти пени будут отражены).

Статьей 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) дано определение недоимки: сумма налога или сумма сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок. Обязанность погашения недоимки не ограничена во времени, за исключением случаев, установленных ст. 59 НК РФ.

Статьей 59 НК РФ установлено, что недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, взыскание которой оказалось невозможным в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном:

  • по федеральным налогам и сборам - Правительством Российской Федерации;
  • по региональным и местным налогам и сборам - соответственно исполнительными органами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления (п.1).

Правила, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням (п. 2).

Во исполнение ст. 59 НК РФ Правительством Российской Федерации принято Постановление от 12.02.2001 № 100 "О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам" (в ред. Постановлений Правительства РФ от 15.08.2002 № 602, от 25.11.2004 N 678).

Согласно данному Постановлению, признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка и задолженность по пеням по федеральным налогам и сборам, а также задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, числящаяся за организациями по состоянию на 1 января 2001 г., начисленным пеням и штрафам (далее - задолженность) в случае ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации. В качестве органа, уполномоченного принимать решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности, указан налоговый орган по месту нахождения налогоплательщика.

Окончательную точку в применении ст. 59 НК РФ поставил Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации в постановлениях от 11.05.2005 № 16504/04 и № 16507/04. Предметом рассмотрения являлся вопрос о наличии у налогового органа полномочий на признание недоимки и задолженности по пеням, образовавшихся за пределами трехлетнего срока на дату обращения налогоплательщика в налоговый орган, безнадежными к взысканию и их исключению из лицевых счетов налогоплательщика.

Президиумом ВАС РФ сделан вывод о том, что у налоговых органов, действующих в рамках предоставленных им полномочий, не имеется оснований удовлетворять требования налогоплательщиков о признании безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням, об исключении из лицевого счета налогоплательщиков сумм недоимки и задолженности по пеням по основаниям, не предусмотренным нормативной базой по применению ст. 59 НК РФ. У арбитражных судов не имеется оснований понуждать налоговые органы принимать решения о списании недоимки и задолженности по пеням, так как суд по своей инициативе не вправе списывать долги налогоплательщика, нереальные для взыскания.

В этих же судебных актах Президиум ВАС РФ также указал, что лицевой счет, который ведет налоговый орган, является формой внутреннего контроля, осуществляемого им во исполнение ведомственных документов. Наличие в документах внутриведомственного учета сведений о налоговых платежах, суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам само по себе не нарушает прав и законных интересов налогоплательщика.

Получить персональную консультацию Антона Денисова в режиме онлайн очень просто - нужно заполнить специальную форму. Ежедневно будут выбираться несколько наиболее интересных вопросов, ответы на которые вы сможете прочесть на нашем сайте.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию