М.Л. Макальская,
к.э.н., доцент,
гл. редактор журнала
«Некоммерческие организации в России»
Опубликовано в номере: Некоммерческие организации в России
№4 / 2004
Обязательной ежегодной аудиторской проверке подлежат такие некоммерческие организации, как фонды (включая общественные), фондовые биржи, зарегистрированные как некоммерческие партнерства, а также наиболее крупные некоммерческие организации, валюта баланса которых превышает в 200 тыс. раз установленный МРОТ. Для этих некоммерческих организаций аудиторское заключение входит в состав годовой отчетности, представляемой в налоговые органы.
Кроме того, к услугам аудиторов некоммерческие организации прибегают и в других случаях. Например, некоторые грантодатели требуют подтверждения бухгалтерской (финансовой) отчетности тех некоммерческих организаций, которые получили от них гранты.
Некоммерческие организации прибегают к услугам аудиторских организаций также для инициативного аудита с целью установить правильность постановки бухгалтерского учета, оптимизации налогообложения, для составления бюджета проектов, консультирования по налоговым и другим вопросам.
1. Достижение понимания деятельности некоммерческой организации на основе ее уставных документов и бюджета
Особое значение в аудите некоммерческой организации имеет понимание ее деятельности. Некоммерческая деятельность должна соответствовать уставным документам организации, а коммерческая деятельность, которая тоже может иметь место, должна быть в учете отделена от некоммерческой. Полученные от коммерческой деятельности средства должны быть также использованы в строгом соответствии с требованиями уставных документов
Основными ошибками, выявляемыми при проверке соответствия деятельности организации ее уставу, являются несоответствие фактического порядка приема в члены организации тому порядку, который указан в уставе, и нарушение руководящими органами полномочий, указанных в уставе.
Членские взносы, неправильно оформленные в бухгалтерском учете, могут быть признаны внереализационными доходами некоммерческой организации. В результате при налоговой проверке некоммерческая организация будет вынуждена уплатить с этих сумм налог на прибыль. Нарушение руководящими органами некоммерческой организации полномочий, указанных в уставе этой организации может привести в приостановлению деятельности организации.
Все некоммерческие организации должны действовать на основании сметы или бюджета. Смета показывает направления расходования средств и составляется в тех некоммерческих организациях, которые не имеют стабильного источника финансирования своей деятельности, например в религиозных организациях, существующих только за счет пожертвований.
В отличие от сметы бюджет некоммерческой организации содержит и доходную, и расходную части.
Бюджет некоммерческой организации показывает, откуда должны были поступить средства на заявленную в уставе деятельность, на какие цели предполагалось израсходовать эти средства и что фактически получилось.
Начинать проведение аудита следует с проверки правильности составления бюджета (сметы) и реалистичности цифр, отраженных в нем.
При необходимости бюджет (смета) может корректироваться. В этом случае аудитору следует ознакомиться со всеми редакциями бюджета (сметы) и оценить причины таких изменений.
При оценке доходной части бюджета аудитор должен оценить фактор вероятности получения денежных средств. Доходная часть бюджета может включать в себя поступления как в денежной, так и в натуральной форме, а также возможность выполнения работ добровольными активистами.
При проверке расходной (затратной) части бюджета необходимо учитывать прямые расходы, предусмотренные бюджетами целевых программ и косвенные, административные.
При отсутствии бюджета (сметы) в некоммерческой организации возможно предъявление налоговыми органами обвинения в нецелевом использовании средств. Если расходы не соответствуют поступлениям, то невозможно будет полностью выполнить некоммерческую программу (проект).
В уставной непредпринимательской деятельности некоммерческой организации можно выделить два основных процесса: получение средств и расходование средств.
2. Аудит поступления средств на уставную непредпринимательскую деятельность некоммерческой организации
Аудит получения средств включает в себя два этапа:
Этап I: подтверждение того, что средства поступили в рамках уставной непредпринимательской деятельности и поэтому не включают налог на добавленную стоимость и не облагаются налогом на прибыль;
Этап II: проверку прочих доходов организации.
На первом этапе аудитор получает информацию из устава, договоров, копий платежных поручений, из приходных кассовых ордеров.
По уставу уточняется организационно-правовая форма, выявляются виды деятельности, уточняется вопрос, имеет ли организация членство, является ли она благотворительной, кто является ее учредителями и т.д.
Договоры дают информацию о юридических лицах, финансирующих деятельность некоммерческой организации, об их требованиях в отношении использования предоставленных ими средств.
Копии платежных поручений по средствам, поступившим на расчетные и валютный счета, позволяют судить о том, как исполняются договоры, а если организация имеет членство, то — о правильности отражения вступительных и членских взносов.
Приходные кассовые ордера обычно оформляют поступления от жертвователей-физических лиц, поступления от учредителей, а также от вступительных и членских взносов наличными. Возможно поступление в кассу средств в рамках уставно непредпринимательской деятельности и от юридических лиц.
Поступления средств в некоммерческую организацию возможны:
- от учредителей организации;
- от членов организации в виде вступительных и членских взносов;
- от других юридических и физических лиц, в том числе иностранных, в форме безвозмездной помощи (содействия), грантов, пожертвований, благотворительной помощи, целевых поступлений, целевого финансирования, прочих поступлений, поступлений от ведения предпринимательской деятельности.
Для получения безвозмездной помощи (содействия) необходимо иметь специальное удостоверение. Его выдают Комиссия по вопросам международной технической помощи при Правительстве РФ и Комиссия по вопросам международной гуманитарной помощи при Правительстве РФ. Наличие соответствующего удостоверения однозначно решает вопрос о непризнании поступлений доходом для целей налогообложения1.
Согласно Налоговому кодексу РФ грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:
- гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах физическими лицами, некоммерческими организациями, в том числе иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации;
- гранты предоставляются на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны окружающей среды, а также на проведение конкретных научных исследований;
- гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта.
Таким образом, если аудитор обнаружил поступление средств с формулировкой «грант», он должен проверить, соблюдены ли указанные выше условия.
Аудитор проверяет:
- имеется ли договор с грантодателем, в котором указаны условия предоставления средств;
- кто перечислил или внес наличными в кассу грантовый взнос;
- если это иностранная или международная организация (объединение), то включена ли она в указанный главой 25 перечень2;
- на какие цели поступили средства.
Если все указанные условия соблюдены, то поступившие средства могут считаться грантами в целях налогообложения.
Получателями пожертвований могут быть:
- учреждения социальной защиты и другие аналогичные учреждения;
- благотворительные, научные и учебные учреждения;
- фонды, музеи и другие учреждения культуры;
- общественные и религиозные организации;
- государство и другие субъекты гражданского права.
Пожертвованием признается дарение вещи, в том числе денег, или права в общеполезных целях.
Пожертвование может поступить и на расчетный или валютный счета. Такие пожертвования обычно поступают и от физических, и от юридических лиц.
Дарение (пожертвование) движимого имущества должно быть оформлено договором дарения, если дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает 5 установленных законом минимальных размеров оплаты труда. Причем письменная форма договора подразумевает как составление документа, подписанного сторонами, так и обмен документами посредством почтовой, телеграфной, телефонной, электронной и иной связи, позволяющей установить, что документ исходит от стороны по договору.
В случае, если пожертвование поступило от физического лица, в кассе проверяемой некоммерческой организации должен присутствовать приходный кассовый ордер с указанием ФИО жертвователя и его паспортных данных.
Пожертвования может быть сделано анонимно. В этом случае первичным документом, подтверждающим то, что поступление средств является пожертвованием на уставные цели некоммерческой организации, является акт приема пожертвований и приходный кассовый ордер со ссылкой на этот акт.
Акт должен быть подписан комиссией, в которую обычно входят руководитель некоммерческой организации, главный бухгалтер и председатель, или членом ревизионной комиссии, если таковая имеется согласно уставным документам. Может быть установлен и иной состав комиссии.
При этом необходимо соблюдать следующие условия:
- в учетной политике проверяемой организации должна быть представлена форма акта со всеми необходимыми реквизитами первичного документа, оговоренными в Федеральном законе «О бухгалтерском учете»;
- распоряжением по организации следует установить состав комиссии по оприходованию анонимных пожертвований.
- если пожертвование поступает через ящик приема пожертвований, то распоряжением по организации следует установить периодичность вскрытия этого ящика.
Некоммерческая организация, в уставе которой предусмотрена благотворительная деятельность, может оформить поступившие средства как благотворительную помощь.
Аудитору следует учитывать, что указание в платежных документах на то, что поступившие средства являются целевыми поступлениями или целевым финансированием, не означает их освобождения от налогообложения. Их перечень согласно НК РФ является исчерпывающим.
К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся:
- осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, целевые взносы и отчисления в публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации;
- имущество, переходящее некоммерческим организациям по завещанию в порядке наследования;
- суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций;
- средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности;
- совокупный вклад учредителей негосударственных пенсионных фондов;
- пенсионные взносы в негосударственные пенсионные фонды, если они в полном объеме направляются на формирование пенсионных резервов негосударственного пенсионного фонда;
- использованные по целевому назначению поступления от собственников созданным ими учреждениям;
- отчисления адвокатских палат субъектов Российской Федерации на общие нужды Федеральной палаты адвокатов в размерах и порядке, которые определяются Всероссийским съездом адвокатов; отчисления адвокатов на общие нужды адвокатской палаты соответствующего субъекта Российской Федерации в размерах и порядке, которые определяются ежегодным собранием (конференцией) адвокатов адвокатской палаты этого субъекта Российской Федерации, а также на содержание соответствующего адвокатского кабинета, коллегии адвокатов или адвокатского бюро;
- средства, поступившие профсоюзным организациям в соответствии с коллективными договорами (соглашениями) на проведение профсоюзными организациями социально-культурных и других мероприятий, предусмотренных их уставной деятельностью;
- использованные по назначению средства, полученные структурными организациями РОСТО от Министерства обороны Российской Федерации и (или) другого органа исполнительной власти по генеральному договору, а также целевые отчисления от организаций, входящих в структуру РОСТО, используемые в соответствии с учредительными документами на подготовку в соответствии с законодательством Российской Федерации граждан по военно-учетным специальностям, военно-патриотическое воспитание молодежи, развитие авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта;
- имущество (включая денежные средства) и (или) имущественные права, которые получены религиозными организациями на осуществление уставной деятельности».
Налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования:
- в виде средств бюджетов всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям по смете доходов и расходов бюджетного учреждения;
- в виде полученных грантов;
- в виде средств, полученных обществом взаимного страхования от организаций — членов общества взаимного страхования;
- в виде средств, полученных из Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития, Российского гуманитарного научного фонда, Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, Федерального фонда производственных инноваций.
В ГК РФ указаны и некоторые другие льготы. Они применяются либо для отдельных некоммерческих организаций, либо для отдельных специфических поступлений в них.
Наличие среди имущества некоммерческой организации безвозмездно полученных основных средств и материалов требует проверки реалистичности их оценки, для чего аудитор может направить письменный запрос в органы статистики или использовать данные экспертов по оценке.
Даже в том случае, если некоммерческая организация не осуществляет предпринимательской деятельности, она может иметь внереализационные доходы (например, доход от реализации ненужного имущества, доход в виде процента банка, начисленного за пользование остатком на счете, и т.п.).
В случае если подобные операции имели место за отчетный период, некоммерческие организации должны обеспечить раздельный учет целевых поступлений по основной уставной деятельности и доходов от внереализационных операций. Аудитор проверяет правильность исчисления налогов, связанных с получением внереализационных доходов.
В ходе проведения аудита доходов аудитору необходимо получить представление об оформлении поступления целевых средств в бухгалтерском учете.
Аудитор проверяет ведение аналитического учета по назначению средств в разрезе источников поступлений.
Некоммерческие организации имеют право осуществлять предпринимательскую деятельность. Предпринимательская деятельность не может быть основной деятельностью некоммерческих организаций. Предпринимательской деятельностью признаются приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика. Она должна носить дополнительный характер к основной уставной деятельности, в частности способствовать формированию материальной базы некоммерческих организаций, создавая условия для выполнения целей и задач, записанных в их уставах.
3. Аудит расходования средств на уставную непредпринимательскую деятельность некоммерческой организации
Основное в аудите процесса расходования средств некоммерческой организации — оценка соответствия бухгалтерских записей первичным документам и соответствие расходов содержанию деятельности организации и требованиям юридических и физических лиц, от которых поступили средства.
В составе расходов некоммерческой организации, не занимающейся предпринимательской деятельностью, можно выделить прямые расходы на выполнение некоммерческих проектов (программ) и косвенные, или административные, расходы. Если организация имеет статус благотворительной, то доля административно-управленческих расходов не должна превышать 20% от общей суммы средств, поступивших на выполнение проекта.
Рассмотрим примерную последовательность работ при проведении аудиторской проверки вышеуказанных расходов.
Прямые расходы обычно бывают целевыми, и их проверка производится вместе с проверкой целевых поступлений.
В составе расходов некоммерческой организации обычно наибольший удельный вес имеют расходы на оплату труда персонала, выполняющего административные функции, и персонала, занятого в выполнении конкретных проектов и программ.
На некоммерческие организации распространяются все нормы трудового законодательства Российской Федерации. Исключение составляет регулирование отношений с добровольцами.
При проверке расходов на оплату труда особое внимание следует уделить оформлению отношений с работающими в организации. По трудовому договору работник обязан выполнять работу по обусловленной трудовой функции. Важнейшими факторами трудового распорядка являются нормальная продолжительность рабочего времени, которая не может превышать 40 часов в неделю, режим рабочего времени, дни отдыха. Трудовой договор, как правило, заключается на неопределенный срок. Однако специфика некоммерческих организаций заключается в том, что трудовой договор может заключаться на выполнение конкретной программы (проекта). Аудитор проверяет наличие штатного расписания, приказов руководителя о приеме на работу, об отпусках, об увольнении.
Некоммерческие организации часто заключают гражданско-правовые договоры (чаще всего договоры возмездного оказания услуг) в силу особенностей своей деятельности, связанных с использованием услуг консультантов, экспертов, лекторов и т.д. Аудитор проверяет соответствие договоров Гражданскому кодексу РФ, а также подписание по окончании работ приемо-сдаточных актов, предусмотренных в договоре.
Некоммерческие организации также могут использовать труд иностранной рабочей силы. Если организация хочет принять на работу иностранца, то она должна обратиться в Федеральную миграционную службу России за получением разрешения на право трудовой деятельности на территории РФ. Данное правило не распространяется на иностранных граждан, постоянно проживающих в России. К физическим лицам — налоговым резидентам Российской Федерации относятся физические лица, фактически находящиеся на территории Российской Федерации не менее 183 дней в календарном году. Никаких ограничений по заключению гражданско-правовых договоров с иностранными гражданами не существует. Аудитор проверяет начисление налога на доходы физических лиц по оплате труда иностранцев-нерезидентов по ставке 30%.
Проверяются соответствия должностных инструкций работников выполняемым функциям, распределение обязанностей и полномочий.
Следующим шагом является проверка начисления заработной платы. Аудитор должен определить наличие контроля со стороны руководства и ревизионных органов в области начисления заработной платы, так как этот участок бухгалтерского учета отличается большим количеством случайных и умышленных ошибок и нарушений. Руководитель некоммерческой организации самостоятельно определяет вид, систему оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, премий, иных поощрительных выплат, а также соотношение в их размерах между отдельными категориями персонала организации, если иное не определено уставными документами и положениями, что отражается в коллективном договоре, трудовом договоре, соглашениях, локальных нормативных актах организации. Поэтому аудитор знакомиться с этими документами, а также проверяет устав некоммерческой организации на предмет наличия в нем ограничения полномочий руководителя на распределение заработной платы. В том случае если некоммерческая организация имеет филиалы и представительства, аудитор должен ознакомиться с пунктами Положений о филиалах и представительствах, касающимися вопросов оплаты труда работников филиалов и представительств некоммерческой организации.
Как правило, в некоммерческих организациях используется повременная оплата труда работников. Заработная плата в этом случае устанавливается в твердых окладах. Организации, получающие гранты в иностранной валюте, могут устанавливать оклады в привязке к той иностранной валюте, в которой они получают денежные средства.
Лицам,
занятым сбором средств на благотворительные программы (фан-
драйзингом), может устанавливаться сдельная оплата
труда (например, процент от суммы привлеченных средств). Аудитор проверяет
наличие приказа или другого распорядительного документа, касающегося
установления расценок за единицу работы, и его соблюдение при начислении заработной
платы работникам-сдельщикам.
Как правило, в некоммерческих организациях, выполняющих программы, которые финансируются за счет грантов, не выплачиваются отпускные. Это связано с тем, что организациями-грантополучателями эта группа расходов в договорах о гранте не предусматривается. Аудитор должен дать рекомендации организации по изысканию средств на оплату отпусков сотрудников за счет других источников. В случае нарушения трудового законодательства виновное должностное лицо несет ответственность (дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную), установленную законодательством.
В связи с тем что специфика некоммерческих организаций заключается в строгом использовании средств по целевому назначению, аудитор проверяет соответствие фонда оплаты труда финансовому плану и сметам на выполнение отдельных программ.
Следующим этапом проведения аудита расходов является проверка командировочных расходов и расходов, связанных с другими поездками.
Для достижения уставных целей некоммерческая организация может отправлять в командировки и иные поездки для решения определенных задач следующие группы лиц:
- постоянных работников и совместителей;
- работников по договорам гражданско-правового характера;
- членов и участников организации;
- участников конференций, семинаров и т.д., которые не являются членами (участниками) организации;
- добровольцев (волонтеров).
Основной сложностью при проверке командировочных расходов является разграничение командировок и поездок указанных выше групп лиц, поскольку при оплате данных расходов могут возникнуть проблемы с налогообложением, что влечет за собой существенные ошибки в бухгалтерской отчетности.
Аудитор проверяет наличие приказов на командировку, подписанных руководителем. Для регистрации командировок организация должна вести журнал командировок. Наличие содержательных отчетов по каждой командировке свидетельствует о наличии внутреннего контроля со стороны руководителя за целевым использованием средств.
Особое внимание при проверке командировочных расходов уделяется проверке авансовых отчетов. К авансовому отчету должны быть приложены командировочное удостоверение, оформленное в установленном порядке, документы о найме жилого помещения и о фактических расходах по проезду. В случае загранкомандировки командировочное удостоверение может не оформляться.
Для лиц, выполняющих работу по договору гражданско-правового характера, факт поездки командировкой не признается. Поэтому аудитор должен проверить, включены суммы, предусмотренные для возмещения расходов по поездкам, в сумму вознаграждения. Данные суммы подлежат обложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом (взносом) (за исключением суммы налога, подлежащей зачислению в Фонд социального страхования) у источника их выплаты в общеустановленном порядке.
Поездки членов некоммерческой организации, основанной на членстве, в другую местность также не могут быть признаны служебными командировками. Возмещение расходов, связанных с такими поездками, может производиться только в том случае, если соответствующая обязанность членов организации принимать участие в деятельности или отдельных целевых программах закреплена в уставе и положении о членстве, если таковое имеется в организации, а соответствующая статья затрат предусмотрена в бюджете организации.
К прочим расходам по уставной непредпринимательской деятельности некоммерческих организаций можно отнести:
- консультационные расходы;
- расходы на информационные сообщения;
- расходы на проведение общественных собраний, съездов;
- издательские расходы;
- расходы на аренду и содержание помещения;
- почтовые расходы, канцелярские расходы, расходы на копировальные работы для нужд офиса;
- расходы по проведению обязательного аудита.
- расходы на ремонт, осуществляемый подрядным способом;
При проверке расходов, связанных с получением консультационных услуг, аудитор должен проверить отнесение подобных расходов к статье «Прочие расходы» или «Непредвиденные расходы», так как, как правило, затраты на консультирование напрямую не финансируется жертвователями. Первичными документами, подтверждающими оказание консультационных услуг, могут быть: договор о возмездном оказании услуг с приложением акта об оказании услуг, корешка к приходному кассовому ордеру (при наличной оплате) или платежного поручения (при безналичном перечислении денежных средств). При наличной оплате консультационных услуг юридических лиц сумма оплаты не должна превышать 60 000 рублей. Аудитор должен проверить оформление расходного кассового ордера формы №КО-2, в котором в обязательном порядке заполняются реквизиты документа, удостоверяющего личность подотчетного лица, с приложением авансового отчета, к которому прикладываются счет, счет-фактура, корешок к приходному кассовому ордеру. Затем аудитор проверяет отражение в бухгалтерском учете (приложение) операции, связанный с получением консультационных услуг.
В случае проведения мероприятий и акций при выполнении благотворительных и иных программ некоммерческие организации часто прибегают к различным сообщениям, носящим публичный характер. Информационное сообщение о проведении благотворительного мероприятия будет считаться социальной рекламой, под которой понимается представление общественных и государственных интересов, направленных на достижение благотворительных целей. Расходы, связанные с производством и размещением социальной рекламы, налогами не облагаются. Особое внимание аудитор уделяет договорам, которые оформляют отношения по поводу производства социальной рекламы. Это связано с тем, что при неправильном оформлении договора налоговые органы могут предъявить претензию к организации по неуплате налогов, связанных с ведением предпринимательской деятельности.
Если в некоммерческой организации имеют место расходы на проведение заседаний, общих собраний, съездов и других аналогичных органов, то аудитор проверяет, чтобы эти расходы были предусмотрены уставом и бюджетом организации. Только в этом случае они могут считаться целевыми. Аудитор проверяет наличие сметы на проведение каждого заседания. Она может включать в себя такие затраты, как покупка канцелярских товаров, почтовые расходы в связи с информированием членов руководящего органа некоммерческой организации о проведении заседания, командировочные расходы членов и участников заседания, ксерокопирование материалов, проведение круглых столов, аренду помещения и т.п.
Наряду с аудитом процессов поступления и расходования средств, проводится пообъектный аудит отдельных операций, например операций с наличными и безналичными денежными средствами, операций с основными средствами.
Специфическими для некоммерческой деятельности ошибками, выявленными при аудите некоммерческой организации, являются:
- несоответствие деятельности уставным документам. В этом случае все поступления средств могут быть изъяты в доход государственного бюджета;
- неправильное оформление членства и поступления членских взносов, ошибки и недочеты в оформлении иных поступлений. В этом случае поступившие средства могут быть признаны внереализационными доходами и обложены налогом на прибыль;
- несоблюдение требований грантодателей и иных юридических и физических лиц, от которых поступили средства;
- ошибки и недочеты в оформлении расходования средств на заработную плату, командировки и другие поездки, на проведение выездных заседаний, конференций, съездов.
Они могут существенно исказить остаток по счету 86 «Целевое финансирование», однако необходимость уплаты налогов, штрафные санкции, выполнение требований возврата средств могут существенным образом сказаться на платежеспособности некоммерческой организации, ее способности продолжать свою деятельность в обозримом будущем.
1 «1. При определении налоговой базы не учитываются доходы в виде средств и иного имущества, которые получены в виде безвозмездной помощи (содействия) в порядке, установленном Федеральным законом “О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации”». (Подпункт 6 пункта 1 статьи 251 НК РФ).
2 Перечень иностранных и международных организаций, гранты которых не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций — получателей грантов, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2002 г. № 923.
Начать дискуссию