Вопрос от читательницы Клерк.Ру Светланы (г. Хабаровск)
Какие риски образуются у юридического лица,если не выделяется и не сдается металлолом при ликвидации ОС.(Речь идет о незначительном содержании в 10-15 кг.)
Как правило, ликвидируются те объекты основных средств, которые полностью самортизированы или морально устарели.
Прежде чем приступить к ликвидации основного средства, соответствующая комиссия должна определить техническое состояние каждой единицы, возможность или невозможность его дальнейшего использования по назначению на основании технической документации (технического паспорта, проекта, чертежей, технических условий, инструкций по эксплуатации и т.д.), данных бухгалтерского учета. Также в обязанности комиссии входит определение причины выхода объекта из строя.
Обычно после демонтажа ликвидируемых основных средств остаются какие-либо детали, узлы и агрегаты, непригодные для эксплуатации (металлолом).
Унифицированной формой для оформления операций по ликвидации объекта основных средств является акт на списание объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) по форме N ОС-4, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7.
В акте указываются дата принятия объекта к бухгалтерскому учету, год изготовления или постройки, время ввода в эксплуатацию, срок полезного использования, первоначальная стоимость, сумма начисленной амортизации, проведенные переоценки, ремонты, причины ликвидации с их обоснованием, состояние основных частей, деталей, узлов, конструктивных элементов.
Акт подписывается членами комиссии, утверждается руководителем организации и является основанием для передачи на склад материальных ценностей, оставшихся от демонтированного объекта. Эти материальные ценности принимаются к учету на основании приходного ордера по форме N М-4, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а.
Что дальше делать с этими остатками? Есть варианты: продать (в том числе в виде металлолома), не использовать совсем по причине полной непригодности. От того, какой вариант будет выбран, зависит дальнейшее списание в расходы полученных при ликвидации материальных ценностей.
Согласно п. 79 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (далее - Методические указания N 91н), детали, узлы и агрегаты выбывающего объекта основных средств (т.е. при его ликвидации), не пригодные для дальнейшего использования приходуются по текущей рыночной стоимости. В бухгалтерском учете запись производится по дебету счета 10 "Материалы" и кредиту субсчета 1 "Прочие доходы" счета 91 "Прочие доходы и расходы".
В целях налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов учитываются доходы в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств (п. 13 ст. 250 НК РФ). На основании п. 5 ст. 274 НК РФ внереализационные доходы, полученные в натуральной форме, учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль с учетом положений ст. 40 НК РФ.
В соответствии с п.п. 8 п. 4 ст. 271 НК РФ датой получения внереализационного дохода в отношении материалов или иного имущества, полученных при ликвидации выводимого из эксплуатации амортизируемого имущества, признается дата составления акта ликвидации амортизируемого имущества, оформленного по правилам бухгалтерского учета.
Из приведенных законодательных норм видно, что правила бухгалтерского и налогового учета имущества, в т.ч. и металлолома, полученного от ликвидации основных средств, не зависят от количества этого имущества.
В то же время, учитывая обязательность ведения учета материальных ценностей, полученных при ликвидации основных средств, отсутствие этого учета неизбежно приведет не только к спорам с инспекторами при налоговой проверке, но и может стать основанием для наложения штрафа по ст. 120 НК РФ.
Особое внимание рекомендуется обратить на порядок учета металлолома, содержащего драгметаллы. Отсутствие этого учета может привести не только к штрафным санкциям по ст. 120 НК РФ, но и наложению административного штрафа. За нарушение правил извлечения, производства, использования, обращения, получения, учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней или изделий, их содержащих, ст. 19.14 КоАП РФ устанавливает ответственность в виде штрафа на должностных лиц организаций в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - от двухсот до трехсот МРОТ.
Для справки
Ввиду того что в гл. 25 НК РФ отсутствует порядок оприходования организацией материалов и иного имущества, полученных в ходе ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств, либо изношенных деталей и агрегатов, замененных в процессе ремонта основных средств, последствия неправильного оприходования должны одновременно отражаться и в бухгалтерском, и в налоговом учете.
Что касается фактического уничтожения «остатков» от основных средств, то рекомендуется учитывать следующее.
Статья 1 ФЗ "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ (далее - Закон) делит все отходы на две категории: на отходы производства и на отходы потребления.
Закон обязывает организации и частных предпринимателей при эксплуатации объектов, связанных с обращением с отходами, а также при осуществлении деятельности в области обращения с отходами разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов (ст. ст. 11, 18 и 19 Закона).
Разработка таких нормативов и лимитов преследует также и цель определения конкретного размера экологических платежей для каждого конкретного субъекта правоотношений в соответствии с Порядком установления экологических платежей, принятым Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 N 632, а также Постановлением Правительства РФ от 12.06.2003 N 344. Отсутствие у лица лимитов и нормативов в случае, когда их установление является обязательным, может повлечь привлечение лица к административной ответственности и наложению штрафа.
Если у организации, индивидуального предпринимателя отходы не связаны с производством продукции и они самостоятельно свои отходы не размещают, то у них не возникает и обязанности по разработке и утверждению соответствующих лимитов и нормативов, как и не возникает обязанности по уплате соответствующих экологических платежей за образование лишь отходов потребления (см. Постановление ФАС СЗО от 15.11.2005 по делу N А56-41969/04 и Постановление АС Северо-Кавказского округа от 08.10.2004 N Ф08-4677/2004-1770А).
Получить персональную консультацию по любому налогу в режиме онлайн очень просто - нужно заполнить специальную форму. Ежедневно будут выбираться два-три наиболее интересных вопроса, ответы на которые вы сможете прочесть в консультациях Татьяны Потаповой.
Комментарии
2влечет наложение административного штрафа на должностных лиц организаций, совершающих операции с драгоценными металлами, драгоценными камнями во всех видах или изделиями, их содержащими, в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)
Интересно, какого года редакция КоАп у ЭКСПЕРТА???
Татьяна, простите, но я приведу дословную редакцию пункта 79:
"Детали, узлы и агрегаты выбывающего объекта основных средств, пригодные для ремонта других объектов основных средств, а также другие материалы приходуются по текущей рыночной стоимости по дебету счета учета материалов в корреспонденции с кредитом счета учета прибылей и убытков в качестве операционных доходов." Ну нет у людей пригодных узлов и других материалов. Чего им голову морочить?