Разместить заказ путем запроса котировок можно при одновременном соблюдении трех условий, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 42 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о госзакупках).
1. Закупаются товары (работы, услуги), которые произведены «не по конкретным заявкам заказчика… и для которых есть функционирующий рынок». То есть поставляемые товары находятся в свободной продаже и могут быть приобретены любым лицом. Следовательно, данным способом нельзя приобрести товары со специфическими характеристиками, которые производятся по индивидуальным проектам (п. 26 письма МЭРТ России от 16 февраля 2006 г. № Д07-291, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 27 сентября 2007 г. № А19-26505/06-Ф02-6846/07).
2. Начальная цена контракта — не более 500 тыс. руб. В качестве исключения допускается превышение данного лимита при размещении запроса котировок в целях:
— оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера (гл. 5 Закона о госзакупках);
— обеспечения деятельности заказчика, находящегося на территории иностранного государства, у иностранных поставщиков (ч. 5 ст. 42 Закона о госзакупках);
— поставки продовольствия, медикаментов и иных средств, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан (ч. 6 ст. 42 Закона о госзакупках).
3. Не превышается стоимостный барьер в 500 тыс. руб., установленный на поставку одноименных товаров (работ, услуг) в течение квартала. При этом следует учитывать два условия:
— какие товары (работы, услуги) считать одноименными;
— какой момент определяет дату размещения заказа.
Что считается одноименными товарами
Частью 6.1 статьи 10 Закона о госзакупках определено: «Под одноименными товарами, одноименными работами, одноименными услугами понимаются товары, работы, услуги, относящиеся к одной группе товаров, работ, услуг в соответствии с номенклатурой товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов». Однако в настоящее время подобная номенклатура законодательно не определена. Ознакомиться с проектом номенклатуры можно на сайте www.zakupki.gov.ru.
До официального ее утверждения одноименность товаров (работ, услуг) следует определять в соответствии с частью 19 статьи 65 Закона о госзакупках. Там сказано, что одноименными считаются работы, которые аналогичны по техническим и функциональным характеристикам, отличаются друг от друга незначительными особенностями, не влияющими на их качество, могут быть взаимозаменяемыми.
При этом для определения одноименности рекомендуется пользоваться первыми четырьмя цифрами ОКДП ОК 004-93, поскольку очень много постановлений Правительства РФ основываются именно на нем.
Порядок размещения заказа путем запроса котировок предусмотрен главой 4 Закона о госзакупках. Законодатель рассматривает котировку как упрощенную процедуру размещения заказа, направленную на сокращение сроков и трудозатрат заказчика (участника). Согласно части 1 статьи 42 данного закона, это способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах (работах, услугах) сообщается неограниченному кругу лиц (на официальном сайте). А победителем признается участник, предложивший наиболее низкую цену контракта.
На практике бывают ситуации, когда учреждению необходимо оперативно получить товары на рубеже кварталов. Возможность разместить заказ у единственного поставщика отсутствует, а торги проводить слишком долго (Случаи размещения заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) приведены в рубрике «Для справки»). Выход — котировка. А как быть, если в течение квартала уже были приобретены одноименные товары на немалую сумму? Ведь размещать заказ на поставку одноименных товаров на сумму более чем 500 тыс. руб. в течение квартала нельзя…
Придется ждать начала следующего квартала, чтобы известить потенциальных клиентов о котировке? Не обязательно. Дело в том, что дата размещения извещения и дата размещения заказа — это разные моменты. Поэтому в данном случае заказчик имеет возможность спланировать и провести котировку таким образом, чтобы госконтракт по ней был подписан в первые дни следующего квартала (то есть заранее разместить извещение). Это позволит с учетом сроков проведения процедуры получить требуемые активы как можно скорее.
В ряде случаев законы прямо указывают, что заказ может быть размещен путем проведения конкурса или аукциона. Но это не всегда является препятствием для проведения запроса котировок. Так, часть 4.1 статьи 10 Закона о госзакупках содержит прямое указание на проведение аукциона или конкурса при размещении заказов на выполнение отдельных видов строительных работ. Однако чиновники выпустили совместное письмо Минэкономразвития России, ФАС России от 29 апреля 2008 г. № 5683-АП/Д05, № АЦ/10328. И там они разрешили проводить в данной ситуации запрос котировок или разместить заказ у единственного поставщика.
Кроме того, часть 4 статьи 10 и часть 39 статьи 65 Закона о госзакупках обязывают Правительство РФ принять специальные Перечни товаров (работ, услуг), которые могут быть закуплены на аукционах (в том числе аукционах в электронной форме). В письме Минэкономразвития России от 8 августа 2007 г. № 11812-КА/Д04, а также в совместном письме Минэкономразвития России от 1 февраля 2010 г. № 1157-АП/Д22 и ФАС России от 27 января 2010 г. № АЦ/1940 пояснено следующее. Учреждения вправе размещать заказы на поставки товаров (работ, услуг), включенных в указанные Перечни, путем проведения запроса котировок.
Пунктом 2 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ определено, что госконтракт может быть заключен и оплачен только в пределах лимитов бюджетных обязательств.
В то же время ни Закон о госзакупках, ни Бюджетный кодекс РФ не содержат ограничений в части возможности заказчика объявлять запрос котировок при отсутствии финансового обеспечения. Однако по результатам процедуры заказчик должен заключить контракт с победителем на условиях, установленных в извещении. В связи с этим Минэкономразвития России в письме от 3 ноября 2009 г. № Д22-1203 уточнило такой момент. Заказчик может размещать госзаказ таким образом, чтобы непосредственно к моменту заключения госконтракта нормы статьи 72 Бюджетного кодекса РФ не были нарушены.
Минфин России в письмах от 26 октября 2008 г. № 02-03-0/3290, от 10 декабря 2009 г. № 02-03-09/5572 подтвердил возможность получателей средств федерального бюджета начиная с 2008 года заключать госконтракты на срок, выходящий за пределы финансового года (три года). Определение ВАС РФ от 9 декабря 2009 г. № ВАС-16188/09 также подтвердило правомерность подобных действий бюджетного учреждения.
Статья напечатана в журнале "Учет в бюджетных учреждениях" №7, июль 2010 г.
Начать дискуссию