Бухгалтерия

Государственные и муниципальные задания. Актуальные вопросы

Реформа по переходу от бюджетного планирования и финансирования по смете к формированию и финансовому обеспечению государственных (муниципальных) заданий набирает обороты. Претворение в жизнь этого масштабного проекта вызывает у специалистов бюджетной сферы многочисленные вопросы.

Источник: Финансовый справочник бюджетной организации № 5 за 2010 г.

Реформа по переходу от бюджетного планирования и финансирования по смете к формированию и финансовому обеспечению государственных (муниципальных) заданий набирает обороты. Претворение в жизнь этого масштабного проекта вызывает у специалистов бюджетной сферы многочисленные вопросы.

Редакция выбрала наиболее часто задаваемые из них и обратилась за разъяснениями к одному из разработчиков правовых основ этой реформы – заместителю начальника отдела анализа и развития бюджетной системы Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России Анастасии Ловидовой.

В Перечень государственных услуг, по которым формируются государственные задания, включаются государственные услуги, функции и работы. Поясните отличия в этих терминах, или они идентичны?

В действительности понятия “государственная услуга”, “государственная функция” и “государственная работа” не идентичны. Проблема заключается в недостаточно хорошем законодательном разграничении этих понятий. Однако в соответствии со сложившейся практикой можно сказать следующее.

Государственные функции в основном реализуются органами государственной власти. Оказанием государственных услуг физическим и юридическим лицам занята преобладающая часть государственных учреждений. Под государственными работами принято понимать научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые в соответствии с государственным заданием.

Вся ли деятельность органа государственной власти (государственного учреждения) должна реализовываться в рамках государственного задания?

В части деятельности органов государственной власти выделим следующее. Согласно п. 4 Положения о формировании и финансовом обеспечении выполнения государственного задания федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 № 1065,, государственные функции могут быть включены в перечень государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) федеральным органом исполнительной власти, в случае, если в отношении них утверждены административные регламенты исполнения государственных функций.

Вместе с тем, на уровне субъекта РФ (муниципального образования) решение о необходимости формирования государственного (муниципального) задания для органов государственной власти (органов местной администрации) принимается соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (местной администрацией) и утверждается в рамках Порядка формирования и финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания.

Для государственных (муниципальных) учреждений требуется формирование и утверждение государственных (муниципальных) заданий, поскольку в соответствии с Бюджетным кодексом РФ этот инструмент бюджетного планирования, в первую очередь, ориентирован на государственные учреждения для повышения качества и эффективности их деятельности.

Кто является ответственным за формирование государственных (муниципальных) заданий на уровне субъекта РФ (органа местного самоуправления)?

Процедуры формирования и утверждения государственных (муниципальных) заданий, включая определение ответственных, отражаются в Порядке формирования и финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания на оказание (государственных) муниципальных услуг (выполнение работ), который утверждается высшим исполнительным органом субъекта РФ или местной администрацией муниципального образования.

Исходя из различного регионального опыта отметим, что в ряде субъектов в соответствии с вышеназванными Порядками ответственными за формирование государственных заданий определены высшие исполнительные органы государственной власти соответствующих субъектов РФ, в некоторых – главные распорядители бюджетных средств или профильные органы исполнительной власти.

На муниципальном уровне ситуация зависит от размера муниципального образования. В крупных областных центрах ответственными за формирование и утверждение муниципальных заданий могут быть определены подразделения местной администрации муниципального образования. В большинстве случаев таким ответственным будет выступать сама местная администрация.

Включается ли в состав затрат на выполнение государственного задания текущий ремонт и закупка оборудования?

На федеральном уровне в соответствии с Методическими рекомендациями по определению расчетно-нормативных затрат на оказание федеральными органами исполнительной власти и (или) находящимися в их ведении федеральными государственными бюджетными учреждениями государственных услуг (выполнение работ) и определения расчетно-нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных бюджетных учреждений, утвержденными приказом Минфина России от 22.10.2009 № 105н, при определении стоимости государственных услуг учитываются только затраты на проведение текущего ремонта. В ряде случаев при дополнительном обосновании главного распорядителя бюджетных средств в состав затрат на выполнение государственного задания могут быть включены расходы на закупку недорогого оборудования.

Одновременно затраты на проведение капитального ремонта и приобретение оборудования не учитываются при определении стоимости государственного задания.

На уровне субъекта РФ или муниципального образования эти вопросы решаются в соответствующих Методических рекомендаций по определению расчетно-нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг для главных распорядителей бюджетных средств.

Какие источники финансирования учитываются при формировании государственного (муниципального) задания? Учитываются ли средства, которые поступают государственным учреждениям (например, здравоохранения) в форме субсидий из других бюджетов?

При формировании государственного (муниципального) задания учитываются все источники финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг, включая субсидии из бюджета другого уровня.

Как рассчитывается стоимость платных услуг, которые включены в соответствующий Перечень согласно с постановлением Правительства РФ от 02.12.2009 №984 "О перечне платных услуг, оказываемых организациями в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг" (например, многие виды услуг по экспертизе)?

Согласно принятому Правительством РФ решению платные услуги также рассчитываются в соответствии Методическими рекомендациями по определению расчетно-нормативных затрат на оказание федеральными органами исполнительной власти и (или) находящимися в их ведении федеральными государственными бюджетными учреждениями государственных услуг (выполнение работ) и определения расчетно-нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных бюджетных учреждений, утвержденными приказом Минфина России от 22.10.2009 № 105н, только без учета расходов на содержание имущества.

Равны ли нормативные затраты на оказание государственной услуги для бюджетного и автономного учреждения?

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 № 1065 “О порядке формирования и финансового обеспечения выполнения государственного задания федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными учреждениями” порядки расчета затрат на оказание государственной услуги, оказываемой федеральным бюджетным или автономным учреждением одинаковы.

Тезис о необходимости определения одинаковых затрат на оказание государственных услуг для бюджетных и автономных учреждений всех уровней государственной власти также содержится в проекте федерального закона “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений”, принятие которого планируется в апреле т.г.

Должны ли формироваться госзадания для государственных учреждений на проведение мероприятий по улучшению материально-технической базы данных учреждений и закупку товаров, работ и услуг для государственных (муниципальных) нужд?

Финансовое обеспечение крупных мероприятий по улучшению материально-технической базы государственных учреждений, в том числе проведение капитального ремонта, как правило, выводится за рамки государственного (муниципального) задания и включаются в субсидию на развитие государственного учреждения.

Затраты на закупку товаров, работ, необходимых для оказания государственных (муниципальных) услуг, включаются в состав затрат на общехозяйственные нужды.

Включаются ли в Порядок определения нормативных затрат на оказание государственных услуг и на содержание имущества бюджетных учреждений, утверждаемый главным распорядителем средств, расчеты значений нормативов затрат? Или такие расчеты прилагаются? С какой целью Порядок должен утверждаться ежегодно?

В соответствии с приказом Минфина России от 22.10.2009 №105н расчеты затрат на оказание государственных услуг и содержание имущества прилагаются к Порядку определения затрат и заполняются в форме таблиц, утвержденных вышеупомянутым приказом Минфина России.

По причине того, что отдельные тарифы, нормативы, дефляторы изменяются ежегодно, данные Порядки подлежат изменению в части корректировки расчетов.

Исходя из чего при определении расчетно-нормативных затрат на содержание недвижимого имущества применены специальные коэффициенты? Например, размер доли затрат по каждому виду коммунальных услуг - 0,3?

Эти коэффициенты соответствуют подходам, изложенным в ранее утвержденном приказе Минэкономразвития России от 17.04.2009 № 134 “Об утверждении методических рекомендаций по расчету нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным автономным учреждением, или приобретенного федеральным автономным учреждением за счет средств, выделенным ему учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду с согласия учредителя), а также на уплату налогов, в качестве налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки”, что соответствует задачам приближения стоимости государственных услуг автономных и бюджетных учреждений.

Нужно ли рассчитывать затраты на аренду имущества?

Да, нужно. Затраты на использование арендуемого имущества рассчитываются по тем же формулам, что и имущество в собственности.

Где можно посмотреть утвержденные государственные задания, Перечни государственных услуг, Порядки определения расчетно-нормативных затрат на оказание государственных услуг?

Согласно п. 13 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.12.2008 № 1065, государственные задания и отчеты об исполнении государственных заданий размещаются на официальном сайте соответствующего федерального органа исполнительной власти (главного распорядителя средств федерального бюджета) в сети Интернет.

На сайте Минфина России в подразделе “Государственное задание” раздела “Бюджетная реформа” размещены ссылки на утвержденные перечни государственных услуг федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.

Начать дискуссию