Счета-фактуры

Новая преграда вычету: «зашифрованный» счет-фактура

Ни для кого не секрет, в вычете НДС работники налогового ведомства норовят отказать под любым предлогом. На этот раз под удар попал счет-фактура, в котором в графе «Наименование товара» указан «набор знаков, цифр и символов, заполненных в том числе на иностранном языке». Допустив такую «фатальную» ошибку, о зачете налога компания может и не мечтать. По крайней мере до тех пор, пока документ не будет исправлен. Именно это сенсационное заявление сделали работники ФНС России в письме от 10 декабря 2004 г. № 03-1-08/2472/16.

В. Болдин, аудитор

Неправильно оформлен счет-фактура, и «плакал» ваш вычет по НДС. На этот раз причина прозаична – документ составлен на иностранном или «техническом» языке.

Ни для кого не секрет, в вычете НДС работники налогового ведомства норовят отказать под любым предлогом. На этот раз под удар попал счет-фактура, в котором в графе «Наименование товара» указан «набор знаков, цифр и символов, заполненных в том числе на иностранном языке». Допустив такую «фатальную» ошибку, о зачете налога компания может и не мечтать. По крайней мере до тех пор, пока документ не будет исправлен. Именно это сенсационное заявление сделали работники ФНС России в письме от 10 декабря 2004 г. № 03-1-08/2472/16.

Очевидно, что такой «сюрприз» налоговых специалистов прежде всего ударит по фирмам, работающим с иностранными партнерами. Отныне им придется писать транскрипцию импортных товаров на русском языке. Что касается других российских компаний, то указанный в счете-фактуре непонятный «налоговому» взору «набор знаков» также является преградой вычету.

Апофеоз налоговой хитрости

Приведем основные аргументы, которыми прикрываются работники налоговой службы. Их «шедевр» гласит буквально следующее: «идентифицировать показатели счета-фактуры, заполненные на иностранном языке, с соответствующими показателями первичных учетных документов, оформленных на русском языке,.. не представляется возможным».

При этом основываются работники ФНС на пункте 9 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности (утверждено приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н). Именно он требует составлять документы на русском языке. Следовательно, делают вывод сотрудники налогового ведомства, отказать в вычете НДС по «бракованному» счету-фактуре контролеры имеют полное право.

Любопытный факт: в своем письме налоговые работники не забыли упомянуть и о главном законе – Конституции. Она, точнее, ее 68-я статья, признает, что государственным языком на всей территории страны является русский. Однако, как вы понимаете, такое уточнение в данной ситуации вряд ли уместно.

Стрельба на поражение

Все вышеперечисленные «весомые» аргументы легко разгромить в пух и прах. Прежде всего начнем с Конституции. Никто не спорит, что это главный документ страны. Вот только к учету, а именно к графе «Наименование товара» счета-фактуры, заполненной символами или набором знаков, он отношения не имеет.

Далее перейдем к Положению по ведению бухучета. Этот аргумент по сравнению с предыдущим доводом наиболее приближен к реальности. Вот только нам он не подходит абсолютно. Поскольку вышеупомянутое положение регулирует непосредственно правила ведения бухгалтерской «первички». Наверное, забыли налоговые работники, что счет-фактура является документом именно налогового учета, а не бухгалтерского.

Приведем еще один значимый контраргумент. Перечень обязательных реквизитов, которые должен содержать счет-фактура, указан, как известно, в статье 169 Налогового кодекса. К сожалению для контролеров, ограничений на использование фирменных наименований товаров, латиницы и различной технической символики эта статья не содержит. Значит, зачесть НДС по такому счету-фактуре компании ничто не мешает.

Само собой, если вы к мнению инспекторов не прислушаетесь, существует вероятность того, что за налоговым вычетом придется обращаться в суд. Однако можете быть уверены – у работников налоговой службы нет ни малейшего шанса выиграть дело. Показательным примером может послужить постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27 ноября 2003 г. по делу № А74-154/03-К2-Ф02-3791/03-С1.

Здесь арбитры, сопоставив сведения о названии товара, указанные в счете-фактуре, с данными бухгалтерской «первички», пришли к выводу, что речь в них идет об одном и том же товаре. Следовательно, фирма поставить НДС к вычету имеет право.

Ложка дегтя в бочке меда

Однозначно, суд – не лучший способ отстоять свой законный налоговый вычет. И далеко не каждая компания желает вступать в полемику с налоговыми инспекторами по каждому из «неправильных» счетов-фактур. Обращаем ваше внимание на один пренеприятный факт. Дело в том, что понятие «наименование» (либо «название») ни одна из отраслей законодательства не проясняет. Только по этой причине разгораются бурные споры о том, относится ли аббревиатура товара к таковому.

В поисках расшифровки слова «название» обратимся к словарям русского языка. Так, словарь Ожегова определяет его как «словесное обозначение вещи, явления». Сами понимаете, «набор символов» к «словесному обозначению» относится вряд ли.

Поэтому, получив «зашифрованный» счет-фактуру, лучше сразу позаботиться о том, чтобы его исправить либо заменить на новый. Тогда претензий контролеров вы гарантированно избежите. Что касается «иностранного» счета-фактуры, то здесь придется выбирать: либо заменить документ, либо отстаивать свою позицию до конца. Правда, последнее скорее всего придется делать уже в суде.

Начать дискуссию