Субсидии для бизнеса

Как учитываются суммы субсидии на "собственное дело" ИП на ЕНВД?

Почему все консультации по субсидии на собственное дело от центра занятости даёте только тем, кто на "упрощенке"? А как и где должен учесть эти суммы ИП на ЕНВД? Налоговая инспекция заставила заплатить 13 % НДФЛ, т.к. ФЗ-41 от 05.04.10 не предусмотрел изменение декларации ф.3-НДФЛ? Возможно ли вернуть уплаченный НДФЛ или зачесть его в счёт другого налога?
Как учитываются суммы субсидии на "собственное дело" ИП на ЕНВД?
На фото Светлана Скобелева

Вопрос от читательницы Клерк.Ру Валентины (г. Cухой Лог )

Почему все консультации по субсидии на собственное дело от центра занятости даёте только тем, кто на "упрощенке"? А как и где должен учесть эти суммы ИП на ЕНВД? Налоговая инспекция заставила заплатить 13 % НДФЛ, т.к. ФЗ-41 от 05.04.10 не предусмотрел изменение декларации ф.3-НДФЛ? Возможно ли вернуть уплаченный НДФЛ или зачесть его в счёт другого налога?

Упомянутый в вопросе Федеральный закон N 41-ФЗ не предусмотрел изменения  формы декларации 3-НДФЛ, что вполне объяснимо. Дело в том, что формы налоговых деклараций (расчетов) и порядок их заполнения утверждаются Минфином РФ, а  не законодателем (основание – п. 7 ст. 80 НК РФ). В данной ситуации важно, что Закон предоставил налогоплательщикам возможность не уплачивать налог при получении бюджетных денег на самозанятость.

При этом право налогоплательщика на льготу никак не может быть поставлено в зависимость от действующей формы декларации.

Итак, как установлено п. 3 ст. 223 НК РФ, суммы выплат, полученные на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с программами, утверждаемыми соответствующими органами государственной власти, учитываются в составе доходов в течение трех налоговых периодов с одновременным отражением соответствующих сумм в составе расходов в пределах фактически осуществленных расходов каждого налогового периода, предусмотренных условиями получения указанных сумм выплат.

Как результат применения данной нормы, налоговая база для исчисления НДФЛ должна равняться нулю. Ведь для того, чтобы налоговая база сформировалась, доход (то есть экономическая выгода) должен быть получен (ст. 210 НК РФ). Облагаемый доход у ИП может возникнуть лишь в случае нарушения условий получения выплат или если по окончании третьего налогового периода сумма полученных выплат превысит сумму расходов (учитывая скромную сумму субсидии такая ситуация маловероятна).

В какой форме вести учет получения и расходования  бюджетных денег законодательство не конкретизирует, поэтому я считаю, что она может быть произвольной.

На сегодняшний день, по-прежнему, нет никаких официальных комментариев по порядку заполнения деклараций за 2009 год по форме 3-НДФЛ, что позволяет чиновникам на местах трактовать  законодательные инициативы не в пользу налогоплательщиков. Ваш пример прямое тому доказательство.

На мой взгляд, сумму субсидии нужно отразить по  строке 040 - сумма дохода Листа А "Доходы от источников в Российской Федерации, облагаемые налогом по ставке __%", а в строке (050) - сумма облагаемого дохода – поставить прочерк. Так нужно поступить тем налогоплательщикам, которые полностью израсходовали бюджетные деньги на запланированные бизнес-планом цели в 2009 году. При этом не имеет никакого значения то, что этот бизнес переведен на ЕНВД. Главное – это соблюсти целевое использование средств.

Если же часть денег осталась неизрасходованной, то она переносится в доходы следующих налоговых периодов. В таком случае  по стр. 040 нужно отразить лишь доход, равный сумме фактического расхода, в стр. 050 по-прежнему поставить прочерк. Если же предприниматель в 2009 году вообще не расходовал полученные бюджетные деньги, сумму субсидии в декларации за 2009 год отражать не нужно.

Именно такой порядок заполнения действующей ныне формы декларации, по моему мнению, в наибольшей степени отвечает правилам учета дохода при получении субсидии на самозанятость,  прописанным в п. 3 ст. 223 НК РФ). Обратите внимание, в Листе  В "Доходы, полученные от предпринимательской деятельности, адвокатской деятельности и частной практики" Декларации субсидию отражать не следует, поскольку доходом от предпринимательской деятельности она не является.

В Вашей ситуации рекомендую представить в налоговый орган по месту регистрации уточненную декларацию за 2009 год в порядке, установленном  абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ,  исключив из облагаемого дохода сумму субсидии. Одновременно рекомендую подать  заявление на возврат излишне уплаченного налога. По общему правилу переплаченная сумма налога подлежит возврату в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления (п. 6 ст. 78 НК РФ), а решение о возврате должно быть принято налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления (п. ст. 78 НК РФ).

Однако в случае представления вместе с заявлением также и уточненной декларации (как в данном случае) этот срок исчисляется с момента окончания камеральной проверки или даты, когда она должна быть завершена согласно ст. 88 НК РФ (п. 11 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 98 с).

В случае если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного п. 6 ст. 78 Кодекса, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику за каждый календарный день нарушения срока возврата (п. 10 ст. 78 Кодекса).

В случае получения отказа в возврате переплаченных сумм налога, рекомендую решать вопрос в судебном порядке.

Получить персональную консультацию Светланы Скобелевой в режиме онлайн очень просто - нужно заполнить специальную форму. Ежедневно будут выбираться несколько наиболее интересных вопросов, ответы на которые вы сможете прочесть на нашем сайте.

Начать дискуссию