Вопрос от читательницы Клерк.Ру Ники (г. Санкт-Петербург)
Прошу помочь понять ситуацию, связанную с включением бонусов, вознаграждений от Поставщика Покупателю за определенный товарооборот, в налогооблагаемую базу по НДС. С какого момента это произошло и на каком основании?
Ваш вопрос рассматривался Минфином РФ еще в 2006 году (Письмо от 28.09.06 № 03-04-11/182) и с тех пор позиция финансистов не изменилась. В Письме отмечено следующее.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.
Кроме того, на основании пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налогообложению налогом на добавленную стоимость подлежат полученные налогоплательщиком денежные средства, связанные с оплатой реализованных этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг).
В случае если денежные средства, полученные налогоплательщиком, не связаны с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), то такие денежные средства налогообложению налогом на добавленную стоимость не подлежат.
Учитывая изложенное, премии, полученные покупателем товаров от продавца по результатам продаж за определенный период, налогом на добавленную стоимость не облагаются. Аналогичным образом рассуждают и московские налоговики (Письмо УФНС России по г. Москве от 03.04.2007 N 19-11/030227).
Согласны с такой позицией и суды. В частности, ФАС Московского округа считает, что премии, полученные за выполнение объемов закупки, не являются выручкой от реализации услуги, поэтому не увеличивают налоговую базу по НДС (Постановление от 21.05.2009 N КА-А40/4338-09). А ФАС Северо-Западного округа указывает, что подобные премии НДС не облагаются, поскольку не связаны с возникновением у налогоплательщика обязанности выполнить работы или оказать услуги (Постановление от 24.07.2009 N А13-10612/2008).
Однако следует обратить внимание еще на один момент. Помимо договора поставки сторонами может быть заключено также дистрибьюторское соглашение, по которому за выполнение количественных показателей договора дистрибьютору должна устанавливаться премия в целях стимулирования дистрибьюторской активности, увеличения объема закупок продукции и количества торговых точек, в которых она реализуется, поддержки рынка сбыта и дальнейшего увеличения объема продаж.
При этом под дистрибьютором понимается организация, осуществляющая сбыт на основе оптовых закупок у крупных промышленных производителей, то есть предоставляющая маркетинговые и посреднические услуги при покупке определенной группы товаров (Письмо УФНС России по г. Москве от 28.08.2007 N 20-12/081752).
Согласно официальной позиции налоговых органов премия (бонус), полученная дистрибьютором (покупателем) за выполнение определенных условий договора, рассматривается как средства, полученные за услугу по сбыту определенного объема товаров и прочие услуги, которые включаются в налоговую базу по НДС в общеустановленном порядке (Письмо УФНС России по г. Москве от 13.11.2006 N 19-11/99884).
Впрочем, есть и другая точка зрения по данному вопросу.
Так, ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 30.04.2009 N А79-5797/2008 указывает, что денежные средства, полученные налогоплательщиком в качестве премий по дистрибьюторскому соглашению, не подлежат обложению НДС.
Получить персональную консультацию Светланы Скобелевой в режиме онлайн очень просто - нужно заполнить специальную форму. Ежедневно будут выбираться несколько наиболее интересных вопросов, ответы на которые вы сможете прочесть на нашем сайте.
Начать дискуссию