Налог на прибыль

Как учитываются расходы на услуги такси, используемых для поездок работников?

В связи с отсутствием в организации транспортных средств, нами заключен договор о предоставлении услуг по перевозке наших сотрудников на такси в аэропорты, ж/вокзалы при направлении их в служебные командировки.
Как учитываются расходы на услуги такси, используемых для поездок работников?
На фото Татьяна Потапова

Вопрос от читательницы Клерк.Ру Нины Ивановны (г. Оренбург)

В связи с отсутствием в организации транспортных средств, нами заключен договор  о предоставлении услуг по перевозке наших сотрудников на такси в аэропорты, ж/д вокзалы при направлении их в служебные командировки.

Расчет производится после выставления нам всех необходимых документов: счет,акт,талоны,реестр маршрута.Можем ли мы использовать такси для поездки по г.Москве и Московской области в производственных целях (это поездка в налоговую,поездка на перговоры к нашим клиентам и т.д.) Каким внутренним документом должны закрепить данные расходы,чтобы могли услуги по такси,как аренду а/транспорта,  включить в затраты уменьшающие налогооблагаемую базу по прибыли?

По общему правилу (п. 1 ст. 252 НК РФ) расходы, произведенные организацией, должны быть:

1) экономически обоснованны;

2) документально подтверждены;

3) произведены для деятельности, направленной на получение дохода.

Эти требования являются обязательными для принятия произведенных расходов в уменьшение доходов. Если расход не соответствует хотя бы одному из перечисленных требований, то такой расход для целей налогообложения не учитывается
При этом обязанность проверки экономической обоснованности расходов Минфин возложил на налоговые органы (Письмо Минфина России от 27.08.2009 N 03-03-06/2/162).

Поэтому экономическая оправданность расходов является одним из основных источников споров с налоговыми органами. Дело в том, что налоговики слишком широко толкуют это понятие. Вот только некоторые причины признания расходов необоснованными:
- они не привели к получению доходов в налоговом (отчетном) периоде;
- в результате их осуществления компания получила убыток;
- размер расходов не соответствует финансовому состоянию дел организации;
- произведенные расходы не связаны с основными видами деятельности компании и т.д.

Однако обоснованность расходов не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата, так как налоговое законодательство не использует понятие экономической целесообразности и не регулирует порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности. В силу принципа свободы экономической деятельности организация осуществляет ее на свой риск и вправе самостоятельно оценивать ее эффективность и целесообразность.

Кроме того п. 1 ст. 264 НК РФ разрешает организации списывать траты на такси на прочие расходы, связанные с производством и реализацией. Правда, при условии, что сотрудник совершал поездки по делам фирмы.
Таким образом, допустимо уменьшение налогооблагаемой базы на сумму расходов на проезд на такси при следовании к месту командировки и обратно, дополнительных расходов на такси, связанных с деятельностью организации, при условии их соответствия требованиям ст. 252 НК РФ. Данная позиция изложена в Письме Минфина России от 12 мая 2008 г. N 03-03-06/2/47.

Для предупреждения споров по принятию рассматриваемых расходов для целей налогообложения, рекомендуется восстановить распоряжение руководителя организации, датированное ранее подписания договора с перевозчиком (услуги такси), обосновывающего цели заключения этого договора (например, в организации отсутствует собственный или арендованный служебный транспорт и т.д.).
Кроме правильно оформленных документов во исполнение договора с перевозчиком (услуги такси), организации рекомендуется предусмотреть необходимость использования такси в локальных внутриорганизационных актах (например, распоряжение руководителя об исполнении конкретного задания с указанием сроков исполнения) и иметь дополнительные документы, подтверждающих необходимость использования такси.

Документами, подтверждающими экономическую обоснованность расходов на проезд на такси, могут быть, например:
- билеты с проставленным временем отбытия ночью;
- приказ руководителя организации, составленный на данную командировку, с указанием причины необходимости привлечения такси (например, экономия времени, своевременное прибытие в аэропорт и т.д.).

В должностных инструкциях сотрудников, использующих такси для внутренних поездок (в налоговую инспекцию, на переговоры с контрагентами и т.п.) рекомендуется прописать то, что их работа связана с поездками, с поддержанием имиджа организации и т.д. Кроме того, чтобы у инспекторов не осталось сомнений в целесообразности дорогостоящих услуг, рекомендуется регулярно составлять соответствующие отчеты о поездках.

Экономическую целесообразность рассматриваемых расходов можно так же подтвердить, например, служебной запиской на имя руководителя организации (или его заместителя) с просьбой разрешить воспользоваться услугой такси (это, кстати, не обязательно может быть аэропорт; но и железнодорожный или автомобильный вокзал) и указанием обоснования (поздний вылет или выезд; большое количество и вес служебных документов и пр.). Разрешение руководителя организации (или его заместителя) путем наложения согласительной резолюции или закрепленный локальным нормативным актом организации порядок использования такси в отдельных ситуациях может доказывать обоснованность указанных расходов.

В то же время, учитывая предвзятую позицию проверяющих органов, даже при наличии большого количества оправдательных документов, экономическую обоснованность использования в деятельности услуг такси организации, возможно, придется подтверждать в суде.
Возможно, что нижеприведенные выводы Высшего Арбитражного Суда РФ и Конституционного Суда РФ помогут отстоять вам свое право на учет рассматриваемых расходов в случае возникновения споров с налоговиками.

Для справки

1. Чтобы обеспечить единообразие судебной практики по налоговым спорам, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" ввел в оборот отсутствующее в законодательстве понятие "налоговая выгода".
Налоговая выгода может быть признана судом обоснованной либо необоснованной.

На обоснованность налоговой выгоды также влияет обоснованность расходов налогоплательщика. Так, если расходы экономически неоправданны и не направлены на ведение предпринимательской деятельности, то суд может установить наличие необоснованной налоговой выгоды.

2. Вопрос обоснованности и экономической оправданности расходов стал предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. В своих Определениях от 16.12.2008 N 1072-О-О, от 04.06.2007 N 320-О-П и от 04.06.2007 N 366-О-П суд разъяснил основные моменты, связанные с толкованием этих понятий и применением норм ст. 252 НК РФ:

1. Расходы являются оправданными и экономически обоснованными, если они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. При этом имеет значение лишь цель и направленность такой деятельности, а не ее результат (абз. 7, 8 п. 2 Определения N 1072-О-О, абз. 3, 4 п. 3 Определения N 320-О-П, абз. 3, 4 п. 3 Определения N 366-О-П).

2. Экономическая оправданность расходов не может оцениваться исходя из их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата (абз. 9 п. 2 Определения N 1072-О-О, абз. 5 п. 3 Определения N 320-О-П, абз. 5 п. 3 Определения 366-О-П).

3. Целесообразность, рациональность, эффективность финансово-хозяйственной деятельности вправе оценивать лишь налогоплательщик единолично, поскольку он осуществляет деятельность самостоятельно и на свой риск. Так, исходя из принципа свободы предпринимательской деятельности, суды не призваны проверять экономическую целесообразность принимаемых налогоплательщиком решений в сфере бизнеса (абз. 9, 10 п. 2 Определения N 1072-О-О, абз. 5, 6 п. 3 Определения N 320-О-П, абз. 5, 6 п. 3 Определения N 366-О-П, Определение ВАС РФ от 12.08.2008 N 9783/08).

4. Все произведенные организацией расходы изначально предполагаются обоснованными. Доказать их необоснованность должны именно налоговые органы (абз. 11, 13 п. 2 Определения N 1072-О-О, абз. 7, 9 п. 3 Определения N 320-О-П, абз. 7, 9 п. 3 Определения N 366-О-П).

Получить персональную консультацию по любому налогу в режиме онлайн очень просто - нужно заполнить специальную форму. Ежедневно будут выбираться два-три наиболее интересных вопроса, ответы на которые вы сможете прочесть в консультациях Татьяны Потаповой.

Начать дискуссию