НДС

Магазин арендует госимущество

Арендуя здание, находящееся в государственной или муниципальной собственности, фирма признается налоговым агентом. И должна исчислить и уплатить в бюджет НДС, даже если она на «упрощенке». Это подтверждает арбитражная практика. Однако в определенной ситуации агентских обязанностей у магазина не возникнет…
Арендуя здание, находящееся в государственной или муниципальной собственности, фирма признается налоговым агентом. И должна исчислить и уплатить в бюджет НДС, даже если она на «упрощенке». Это подтверждает арбитражная практика. Однако в определенной ситуации агентских обязанностей у магазина не возникнет…
Когда арендатор становится налоговым агентом
По общему правилу фирмы на упрощенной системе не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов. Основание – пункт 5 статьи 346.11 Налогового кодекса РФ. А пункт 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ предусматривает, что арендаторы государственного и муниципального имущества должны выполнять роль налогового агента по НДС (другими словами, с доходов, выплачиваемых арендодателю, необходимо исчислить, удержать и уплатить в бюджет сумму налога). Однако такая обязанность возникает у арендаторов не всегда – все зависит от условий договора аренды.

Договор аренды заключен с госорганом
В этих договорах в роли арендодателя выступает непосредственно орган государственной власти и управления (местного самоуправления). А в роли арендатора – торговая фирма. В такой ситуации у последней однозначно возникают обязанности налогового агента по НДС. Это прямо следует из пункта 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ.

Трехсторонний договор аренды
Сторонами такого договора выступают:
– орган государственной власти (местного самоуправления) –на правах собственника имущества;
– государственное предприятие (ГУП, МУП) или учреждение, которому здание передано на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, – в роли балансодержателя;
– торговая фирма – в качестве арендатора.

В определении Конституционного суда РФ от 2 октября 2003 г. № 384-О отмечено, что порядок уплаты НДС, установленный пунктом 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ, необходимо применять лишь в случае предоставления в аренду имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными унитарными предприятиями или учреждениями. То есть получается, что в данной ситуации у арендатора не возникает обязанностей налогового агента.

Однако, по мнению налоговиков, если орган государственной власти упомянут в договоре аренды (в том числе и в качестве одной из сторон трехстороннего договора), то арендатор считается налоговым агентом. И должен исчислить, удержать и уплатить налог в бюджет. Такая позиция отражена, в частности, в письмах УФНС России по г. Москве от 27 марта 2007 г. № 19-11/28227, ФНС России от 14 февраля 2005 г. № 03-1-03/208/13.

Договор аренды с балансодержателем
Когда договор аренды заключен непосредственно с балансодержателем (государственным предприятием или учреждением) и госорган в нем не назван, торговая компания выполнять обязанности налогового агента не должна. В такой ситуации всю сумму арендной платы (вместе с налогом на добавленную стоимость) торговая фирма перечисляет арендодателю. Последний в свою очередь самостоятельно уплачивает налог в бюджет.

Аналогичная точка зрения содержится в письме Минфина России от 16 сентября 2005 г. № 03-04-14/16.

Как рассчитать, удержать и уплатить налог
Магазин, арендующий госимущество, исчисляет налог на добавленную стоимость с суммы арендной платы по расчетной ставке (18/118). То есть предполагается, что налог заложен в сумме вознаграждения собственнику имущества, а арендатор удерживает его. Основание – пункт 4 статьи 164 Налогового кодекса РФ.

Однако на практике договоры аренды, заключенные с государственными (муниципальными) органами, часто предусматривают, что сумма арендной платы не включает налог на добавленную стоимость. Налоговые инспекторы на местах настаивают, что и в такой ситуации арендатор обязан исчислить налог. Причем на поддержку в арбитражном суде в данном случае рассчитывать не стоит. Так, в частности, ФАС Уральского округа в постановлении от 25 февраля 2010 г. № Ф09-832/10-С2 указал, что отсутствие в договорах выделенной суммы НДС не является основанием для освобождения организации от обязанностей налогового агента.

По нашему мнению, если договором налог в сумме арендной платы не предусмотрен, его придется начислить сверх этой суммы (по обычной ставке – 18%). То есть получится, что в данном случае магазин-арендатор уплатит налог за счет собственных средств.

Уплатить налог в бюджет надо до 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором арендная плата была перечислена арендодателю, а сумма налога удержана (начислена) (ст. 174 Налогового кодекса РФ).

При заполнении платежного поручения на перечисление налога в бюджет в поле 101 «Статус плательщика» необходимо указать код налогового агента (02).
  
Сумма налога включается в расходы
Магазин, применяющий упрощенную систему налогообложения, не признается плательщиком налога на добавленную стоимость. Поэтому принять к вычету уплаченный «агентский» НДС он не сможет. Но сумму налога можно включить в состав налоговых расходов. Поясним ситуацию.

В случае если налог удержан из арендной платы, признать сумму НДС в налоговом учете фирма вправе на основании подпункта 8 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ.

Действительно, данная норма позволяет учитывать в составе налоговых расходов суммы НДС по оплаченным услугам, стоимость которых признается в налоговом учете. А арендная плата по зданию магазина как раз включается в состав налоговых затрат (подп. 4 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ).

Если же налог перечислен в бюджет за счет собственных средств торговой фирмы (сверх арендной платы), то, по нашему мнению, его сумму можно признать на основании подпункта 22 пункта 1 статьи 346.16 Налогового кодекса РФ (суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством РФ).

Пример. Магазин ООО «Пятый элемент» применяет упрощенную систему и находится в арендованном здании.

Помещение сдается в пользование органом местного самоуправления – комитетом по управлению муниципальным имуществом. Ежеквартальная сумма арендной платы – 70 800 руб.

Вариант 1. Договор аренды предусматривает, что плата за аренду здания включает налог на добавленную стоимость. Налог будет исчислен так:
70 800 руб.х 18% : 118% = 10 800 руб.

Соответственно ООО «Пятый элемент» перечисляет комитету арендную плату за вычетом суммы удержанного налога – 60 000 руб. (70 800 – 10 800).

В составе налоговых расходов магазина будут отражены такие суммы:
– плата за аренду помещения (60 000 руб.) – после ее фактического перечисления арендодателю;
– удержанный налог (10 800 руб.) – после его перечисления в бюджет.

Обязательное условие признания всех расходов при «упрощенке» – их фактическая оплата.

Вариант 2. Договор аренды предусматривает, что плата за аренду здания налог на добавленную стоимость не включает. В этой ситуации налог рассчитали так:
70 800 руб. х 18% = 12 744 руб.

ООО «Пятый элемент» перечисляет арендодателю всю сумму арендной платы по договору – 70 800 руб.

Соответственно в составе налоговых расходов магазина будут отражены следующие суммы:
– плата за аренду помещения (70 800 руб.) – после ее фактического перечисления арендодателю;
– начисленный налог (12 744 руб.) – после его перечисления в бюджет.

Как видно из примера, расходы фирмы-арендатора будут гораздо меньше, если сумма налога на добавленную стоимость зафиксирована в сумме арендной платы. Поэтому на этапе заключения сделки целесообразно попросить арендодателя включить соответствующее условие в договор.

Важно запомнить
За невыполнение обязанностей налогового агента фирма несет ответственность по статье 123 Налогового кодекса РФ. Штраф составит 20 процентов от суммы, которая подлежит удержанию и (или) перечислению.

Также следует помнить, что, выступая в роли агента по налогу на добавленную стоимость, компания на «упрощенке» должна подать в инспекцию декларацию по этому налогу.

Однако ответственности за непредставление декларации по статье 126 Налогового кодекса РФ компания не несет, поскольку привлечь по этой статье могут только налогоплательщика (а фирма на «упрощенке» плательщиком НДС не признается).

Зато (в случае если фирма не сдаст декларацию) к ней могут быть применены санкции по статье 126 Налогового кодекса РФ – за непредставление сведений, необходимых для реализации налогового контроля.
 

Статья напечатана в журнале "Учет в торговле" №7, июль 2010 г.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию