НДФЛ

Ставка НДФЛ прогрессирует?

Одной из наиболее ярких законодательных инициатив за последние месяцы, безусловно, является законопроект, касающийся изменения ставки НДФЛ. Ведь этот налог затрагивает интересы не столько работодателя, сколько каждого трудящегося. «Консультант» решил разобраться, насколько реальна перспектива введения прогрессивной шкалы.

Оксана Харитонова

 Одной из наиболее ярких законодательных инициатив за последние месяцы, безусловно, является законопроект, касающийся изменения ставки НДФЛ. Ведь этот налог затрагивает интересы не столько работодателя, сколько каждого трудящегося. «Консультант» решил разобраться, насколько реальна перспектива введения прогрессивной шкалы.

В конце прошлого года законодатели разработали два направления изменений Налогового кодекса, касающихся НДФЛ.

Во-первых, депутаты предлагают установить четырехступенчатую ставку НДФЛ для работников с разными доходами.

Во-вторых, планируют попробовать уплачивать НДФЛ по месту жительства работника.

 

Проект дифференциации НДФЛ

 

Российская налоговая система известна своей непостоянностью. Специалисты тратят немало времени на отслеживание очередных изменений законодательства. Теперь дошла очередь и до, казалось бы, устоявшегося порядка исчисления НДФЛ.

Напомним, что сегодняшний механизм расчета этого налога действует с 2001 года. До этого платежи исчисляли по прогрессивной шкале, которая зависела от размера облагаемого совокупного дохода.

Информация об изменениях ставки НДФЛ регулярно появляется в прессе. В частности, в начале 2004 года активно обсуждалось повышение налога до 17 процентов. Однако дальнейшего развития эта идея не получила.

Сейчас в Думе есть несколько законопроектов касающихся изменений 23 главы Налогового кодекса «Налог на доходы физических лиц». Один из наиболее интересных - п роект федерального закона №100441-4 "О внесении изменений в Главу 23 Части II Налогового кодекса Российской Федерации". Он был подготовлен группой депутатов и внесен на рассмотрение в Государственную Думу в октябре прошлого года. Во второй части документа законодатели предлагают ввести прогрессивную шкалу налога на доходы физических лиц (см. таблицу).

Актуальность предложения указана в пояснительной записке. Депутаты полагают, что дифференцированная шкала позволит более справедливо перераспределить налоговую нагрузку на граждан. В частности, снижение ставки налога для людей с невысокими доходами должно компенсироваться за счет более высокой ставки для состоятельных граждан. Если эти предложения будут приняты, законодатели ожидают увеличение поступлений по подоходному налогу в бюджет.

 

Законодательный эксперимент

 

Сейчас механизм уплаты НДФЛ довольно прост. Расчет происходит по линейной шкале, перечисление идет в тот бюджет субъекта РФ, в котором человек работает. Однако именно последнее условие и вызывает диспропорцию в развитии регионов. Большинство субъектов Федерации не получают подоходный налог с граждан, которые работают в других регионах. В то же время именно первые несут на себе все расходы по социальному и коммунальному обслуживанию их и их семей.

Чтобы восстановить справедливость, Мособлдума предложила иной порядок распределения средств. Депутаты планируют провести эксперимент по изменению порядка уплаты НДФЛ на территории Московской, Ленинградской и Тверской областей. Они считают, что налог правильнее платить по месту жительства гражданина. Компаниям такое нововведение дополнительными хлопотами не грозит .

 

Предлагаемая ставка НДФЛ

Размер совокупного облагаемого дохода

Налоговая ставка

До 60 000 руб.

6 процентов

От 60 001 до 360 000 руб.

3600 руб. + 13 процентов с суммы, превышающей 60 000 руб.

От 360 001 до 1200 000 руб.

46 800 руб. + 20 процентов с суммы, превышающей 360 000 руб.

От 1200 001 руб. и выше

360 000 руб. + 30 процентов с суммы, превышающей 1200 000 руб.".

 

«Регулируя вычеты, мы сделаем НДФЛ справедливым»

 

Подробнее о том, насколько вероятно претворение законодательных инициатив в жизнь, мы побеседовали с Сергеем Штогриным, заместителем председателя Комитета Госдумы РФ по бюджету и налогам.

 

- Сергей Иванович, насколько оправдана плоская шкала НДФЛ?

- Я бы сказал, что у нас налог на доходы физических лиц «примитивный». С социальной точки зрения он абсолютно несправедлив. Мировая практика (а мы часто на нее ссылаемся) говорит о том, что в большинстве зарубежных стран весьма сложная система взимания подоходного налога. Именно при дифференцированной шкале социальная справедливость, на мой взгляд, не ущемлена.

—Но ведь есть и положительные результаты введения линейной ставки в России…

- Конечно. Введение 13-ти процентной шкалы положительно повлияло на поступление налога в бюджет. В 2003 году рост за год составил более 27 процентов. Простота в расчете налога исключает многие проблемы. Он легко администрируется, и сотрудники налоговых инспекций не затрачивают много ресурсов на его проверку.

— Каковы были первоначальные цели упрощения налога?

- Главная причина, по которой вводилась плоская шкала - это легализация заработной платы.

— И что в итоге? Результаты оправдали ожидания?

- Не думаю. За прошедшие четыре года никакого реального вывода заработной платы из тени не произошло. Тем более, как показала российская практика, максимальной легализации заработной платы способствует снижение не НДФЛ, а ЕСН. Вывод заработков из тени – это сложная экономическая и социальная проблема. Решать ее каким-то одним способом невозможно. Нужен комплекс мер, и законодатели над ним работают.

- Законодатели регулярно выносят на обсуждение проекты, в которых предлагают вернуться к прогрессивной ставке налога. Что Вы можете сказать по этому поводу?

- Я считаю, что шансов у подобных законопроектов нет. Наверное, должно пройти не меньше 5-7 лет, и только тогда мы сможем вернуться к проблеме прогрессивной шкалы. К этому времени в стране будет полностью отлажена нормальная экономическая обстановка.

- То есть и последняя инициатива депутатов, отраженная в законопроекте "О внесении изменений в Главу 23 Части II Налогового кодекса Российской Федерации" не имеет будущего?

- Мы рассмотрим этот проект в весеннюю сессию. Однако, думаю, он не будет принят. В первую очередь из-за того, что мы стараемся достичь стабильности нашего налогового законодательства. Поэтому депутаты возвращаться к прошлому не настроены. Следует отметить, что проект уже не поддержало Правительство Российской Федерации, указав в своем заключении, что линейная шкала НДФЛ «оказала положительное влияние на поступление налога на доходы физических лиц в бюджет».

- Сергей Иванович, ожидаются ли изменения по НДФЛ в ближайшее время?

- С 2001 года практически не индексировали стандартные вычеты. Сейчас в этом направлении законодатели проводят обширную работу. Думаю, что в 2006 году с помощью системы вычетов мы сделаем налог на доходы физических лиц более справедливым.

- Давайте перейдем к следующей проблеме – месту уплаты налога.

- Действительно, этот вопрос весьма актуален. Особенно для регионов, граничащих с крупными городами. Получается, что человек уплачивает налог в бюджет субъекта, где он работает, а социальная нагрузка падает на бюджет субъекта, где проживает.

- Насколько существенны потери субъектов Российской Федерации?

- В нынешних условиях, когда серьезным образом перераспределены доходы в пользу федерального бюджета, НДФЛ для многих субъектов стал важнейшим источником поступлений. По сути дела, он занимает 50 процентов доходов в массе других налогов. Налог на прибыль, налог на имущество организаций, на имущество физических лиц - все вместе дают меньше поступлений, чем один НДФЛ. Поэтому, все большее внимания будет уделяться его администрированию.

— Какие конкретно изменения законодатели намерены предложить?

- В рамках действующей 23 главы Налогового кодекса эту проблему решить практически невозможно. Однако есть несколько предложений, Государственная Дума их периодически рассматривает. В частности, сейчас мы совместно с Московской областной думой прорабатываем законодательную инициативу о том, чтобы провести эксперимент с Московской, Ленинградской и Тверской областями по этому вопросу.

Сегодня принимать коренные решения в целом по НДФЛ нельзя, иначе государство рискует потерять доходы субъектов Федерации. Поэтому сначала мы решили провести такой эксперимент и посмотреть, каким образом можно проводить взаиморасчеты между бюджетами соседних субъектов. Идея эксперимента в том, чтобы субъекты Федерации, учитывая место постоянного проживания человека, смогли хотя бы по истечении года произвести между собой взаиморасчеты. То есть каждый субъект в результате получит те доходы, которые ему положены.

— Сергей Иванович, а как на практике будет реализован принцип уплаты налога по месту жительства?

- Предполагается, что три соседние области (Московская, Ленинградская и Тверская) по итогам 2003 и 2004 года подсчитают, сколько поступило подоходного налога в бюджет, например, Московской области от граждан постоянно проживающих в Тверской. И наоборот. Полученная разница уже в 2006 году будет возвращена соседнему региону тем субъектом, у кого сумма больше. При этом будет учтена инфляция.

Таким образом, субъект получит подоходный налог от проживающих на его территории граждан. Это будет реализовано в рамках межбюджетных отношений, а не в соответствии с налоговым законодательством.

— В этом случае, вероятно, поступления придут в бюджет другого региона с большим опозданием?

- Да, деньги не будут получены в реальном времени. Однако хотя бы с небольшой задержкой, но субъект сможет получить все, что ему положено. А это уже шаг вперед.

- Предлагались ли другие варианты решения проблемы распределения НДФЛ между регионами?

- При исчислении и уплате НДФЛ налоговым агентом выступает работодатель. Поэтому мы не можем ввести такую систему, чтобы компания уплачивала налог по каждому работнику отдельно. Представьте себе, например, крупную компанию, в которой работает несколько десятков тысяч человек. Финансовой службе придется составлять на каждого сотрудника отдельное платежное поручение на перечисление этого налога. Это будет слишком дорогостоящее мероприятие. Государство не имеет права нагружать работодателей такими функциями.

— В какой срок планируется реализация эксперимента?

- Пока еще не разработан соответствующий законопроект. Мы будем готовить его в течение первого полугодия 2005 года. Планируем провести эксперимент в 2006-2007 г.г. По его завершении в 2008 году будут подведены итоги, и только в 2009 можно будет внедрить то, что мы наработаем. Но это только в случае, если эксперимент даст положительные результаты.

Начать дискуссию