УСН

Вправе ли садовое товарищество, применяющее УСН, не вести бухучет?

Вправе ли некоммерческое садоводческое товарищество, применяющую упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы 6%", не вести бухгалтерский учет и составлять учетную политику?
Вправе ли садовое товарищество, применяющее УСН, не вести бухучет?
На фото Татьяна Потапова

Вопрос от читательницы Клерк.Ру Татьяны (г. Омск)

Вправе ли некоммерческое садоводческое товарищество, применяющую упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения "доходы 6%", не вести бухгалтерский учет и составлять учетную политику?

Организации, применяющие УСН, вправе не вести бухгалтерский учет, за исключением учета основных средств и нематериальных активов (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").

Однако Минфин выпустил ряд Писем по поводу ведения бухгалтерского учета при применении УСНО (от 20.01.2009 N 07-02-06/07, от 09.04.2009 N 03-11-06/2/63, от 13.04.2009 N 07-05-08/156, от 20.04.2009 N 03-11-06/2/67).

В них подчеркивается, что обязанность юридического лица вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность (независимо от применяемого режима налогообложения) вытекает из требований ГК РФ и федеральных законов об обществах различных организационно-правовых форм (в Письмах речь идет в основном об ООО и АО), поскольку они содержат нормы об обязательном утверждении годовых отчетов и бухгалтерских балансов организации ее высшим органом управления.

Кроме того, указанные законодательные акты содержат нормы, реализация которых возможна только на основе информации бухгалтерского учета. В свою очередь, федеральные законы об организациях различных организационно-правовых форм являются специальными для соответствующих юридических лиц.

Таким образом, принимая решение о ведении бухгалтерского учета, организации в первую очередь должны руководствоваться требованиями не общего (Закон о бухгалтерском учете № 129-ФЗ), а специального законодательства, поскольку последнее в данном случае имеет приоритет.

Справедливо ли утверждать, что все вышесказанное распространяется на некоммерческие организации (НКО), в т.ч. садоводческие товарищества? Для ответа на этот вопрос необходимо проанализировать соответствующие Федеральные законы.

В частности, из содержания вопроса следует, что деятельность вашей организации подпадает под действие Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ).

Согласно п.п. 7 п. 3 ст. 22 Закона N 66-ФЗ к компетенции Правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения относится, в частности, организация учета и отчетности такого объединения, подготовка годового отчета и представление его на утверждение общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных), т.е. указанным положением установлена обязанность ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности этих организаций.

Кроме того, из положений Закона N 66-ФЗ  следует, что в случае, например, реорганизации или ликвидации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения организация должна составлять промежуточный или ликвидационный баланс, что невозможно без ведения бухгалтерского учета, выходящего за рамки бухгалтерского учета основных средств и нематериальных активов.

Таким образом, можно констатировать, что выводы Минфина в части необходимости ведения "упрощенцами" бухгалтерского учета, не смотря на то, что носят рекомендательный характер,  распространяются и на вашу садоводческую некоммерческую организацию.

Принимая во внимание вышеизложенное, но учитывая, что организация-"упрощенец" имеет право вести бухгалтерский учет по собственному желанию (п. 3 ст. 4. Закона о бухгалтерском учете), а в некоторых случаях это просто необходимо делать во исполнение требований гражданского законодательства, вести (и в каком объеме) или не вести бухгалтерский учет – решать, на сегодняшний день, самому "упрощенцу". При этом необходимо тщательно оценить все возможные риски.

Тут же возникает вопрос: должны ли организации-"упрощенцы", которые ведут бухгалтерский учет в объеме, большем, чем предписывает п. 3 ст. 4. Закона о бухгалтерском учете, сдавать бухгалтерскую отчетность в налоговые органы? И этот вопрос организации так же придется решать самостоятельно, учитывая, что имеются противоречия между Минфином и ФНС.
Минфин России настаивает на том, что организации-"упрощенцы", обязанные вести бухучет, должны представлять бухгалтерскую отчетность в налоговые органы в общем порядке (Письмо Минфина России от 20.04.2009 N 03-11-06/2/67).

В то же время налоговики считают, что организации- "упрощенцы", даже если они ведут бухгалтерский учет в полном объеме, не должны представлять бухгалтерскую отчетность в налоговые органы. Эта позиция изложена в Письме ФНС России от 15.07.2009 N ШС-22-3/566@, в котором указано, что "упрощенцев" нельзя привлекать к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ и п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ, за непредставление бухгалтерской отчетности.

Примечание.

Если вы решили вести бухгалтерский учет в объеме, большем, чем предписывает п. 3 ст. 4. Закона о бухгалтерском учете, то это не значит, что теперь не надо вести Книгу учета доходов и расходов. Эта обязанность закреплена законодательно, и никаких оснований для ее отмены в данном случае нет (ст. 346.24 НК РФ). Форма Книги учета доходов и расходов утверждена Приказом Минфина России от 31 декабря 2008 г. N 154н. Этим же Приказом утвержден и Порядок ее заполнения.

При решении вопроса о формировании и утверждении учетной политики организации необходимо иметь в виду следующее. Нормативными актами по бухгалтерскому учету предусмотрены различные способы ведения бухгалтерского учета (в том числе бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов).

В соответствии с п. 3 ст. 5 Закона N 129-ФЗ организации, руководствуясь законодательством о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формируют свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.

Ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности несет главный бухгалтер (п. 2 ст. 7 Закона о бухгалтерском учете).
С 1 января 2009 г. начало действовать Положение по бухгалтерскому учету "Учетная политика организаций" (ПБУ 1/2008) (далее - Положение), утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н.

Указанным Положением установлено, что при формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету.

Следовательно, налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, обязан закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета, как минимум, применяемые способы начисления амортизации по группам объектов основных средств и нематериальных активов (п.18 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, п.15 Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000, утвержденного Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 91н).

Кроме того, принимая во внимание неоднозначность в решении вопроса о ведении бухгалтерского учета, организации необходимо утвердить в своей учетной политике объем и методы бухгалтерского учета, а также формы отчетности.

Что касается учетной политики для целей налогового учета, то Глава 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ не обязывает налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, составлять учетную политику для целей налогообложения.

Однако отдельные элементы лучше установить именно учетной политикой. В частности, организация, применяющая объект налогообложения "доходы", в учетной политике должна отразить:
1) объект налогообложения - "доходы"
2) как она будет вести Книгу учета доходов и расходов. Книгу можно вести как на бумажных носителях, так и в электронном виде.

Сегодня обычной практикой независимо от режима налогообложения является наличие на предприятии как минимум двух приказов об учетной политике:
- для целей бухгалтерского учета;
- для целей налогового учета (у "упрощенцев" под этим понимается единый налог при УСНО).

В то же время не законодательство не запрещает составлять и единый документ. Документ о принятой организацией учетной политике необходимо оформлять соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказ, распоряжение и т.п.).

Примечание.

Если организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, ведет бухгалтерский учет в полном объеме, то и учетную политику ей необходимо разрабатывать в полном объеме. Причем как для целей бухгалтерского, так и налогового учета.

Получить персональную консультацию по любому налогу в режиме онлайн очень просто - нужно заполнить специальную форму. Ежедневно будут выбираться два-три наиболее интересных вопроса, ответы на которые вы сможете прочесть в консультациях Татьяны Потаповой.

Начать дискуссию