Бизнес-психология

Можно избавиться от стрессов в бухгалтерии, если научиться их предугадывать

Умение бороться со стрессами – навык, которым необходимо обладать всем. На семинаре я расскажу, как работать без переживаний, не теряя при этом эффективности. Не надо бояться, что более спокойная работа главбуха или бухгалтера и его позитивное мышление негативно скажутся на общем деле компании. Чем тревожнее и неувереннее чувствует себя человек, тем больше он подвержен неприятностям. Мысли материальны, и можно заставить себя мыслить позитивно.

Лектор семинара: Н. Н. Шкурякова

План семинара:
1. Причина стрессов - в субъективном отношении к ситуации.
2. Чем больше длится стресс, тем тяжелее с ним бороться.
3. Лучше доверять своим эмоциям на работе.
4. Можно прописать сценарий даже самой стрессовой ситуации.
5. Релаксирующие упражнения помогут пережить без стресса экстренную ситуацию.


Умение бороться со стрессами – навык, которым необходимо обладать всем. На семинаре я расскажу, как работать без переживаний, не теряя при этом эффективности. Не надо бояться, что более спокойная работа главбуха или бухгалтера и его позитивное мышление негативно скажутся на общем деле компании. Чем тревожнее и неувереннее чувствует себя человек, тем больше он подвержен неприятностям. Мысли материальны, и можно заставить себя мыслить позитивно.

Большинство стрессов надуманно.

Чтобы стрессы обходили стороной и в работе, и в личной жизни, надо научиться вести общение по принципу позитивной обратной связи. Начинать день с фразы «можно было бы сделать вчера и побольше», адресуемой подчиненному, более чем неконструктивно. «Как вы сегодня хорошо выглядите, а если бы еще и отчет вчера сделали, было бы еще прекраснее» – вот фраза, которая снизит уровень стресса в коллективе.

Умение бороться со стрессом, как и любой полезный навык, требует тренировки. Если каждый раз, когда хочется выразить свое неудовольствие, изобретать такие дипломатичные фразы, позитивное мышление станет не просто навыком, а жизненной идеологией. И все, что не нравится, можно будет доносить до людей в форме рекомендаций и пожеланий.

Важно понимать, что большая часть стрессов имеет субъективную природу. Человек выдумывает себе проблему там, где ее может и не случиться. Чаще всего эмоции на работе вызваны тем, как человек оценивает событие. Другой специалист на его месте мог бы оценить ситуацию по - другому, а значит, испытать меньше стресса.

Беспокойство по поводу предстоящей налоговой проверки – классический пример субъективной природы стрессового фактора. Для кого - то из главбухов проверки – это обычное событие, которое в принципе не вызывает никаких эмоций. А вот отсутствие нормальных условий для работы – тесное помещение, невозможность его проветрить, старые компьютеры – это объективные факторы, которые, вероятно, будут вызывать раздражение у всех.

Лучше гасить стрессы на ранних стадиях.

Стрессы имеют обыкновение накапливаться, а человек может даже не замечать этого. Сначала утром кто - то наступил на ногу в транспорте, потом магазин оказался закрыт, а чая на работе нет, подчиненные опоздали, директор не здоровается, платежка не прошла. Если нет внутреннего спокойствия, любые трудности, даже самые незначительные, могут вывести человека из себя. И в конечном итоге все эти факторы приводят к большому стрессу.

Чем более продолжителен стресс, тем хуже он переносится. На борьбу со стрессом нужна немалая психическая энергия, которая очень тяжело восполнима. Поэтому надо уметь видеть стрессовые факторы уже на стадии их появления.

Большинство наверняка знает, что IQ – это коэффициент интеллекта. Последние исследования психологов показали, что прямой зависимости между высоким уровнем интеллекта и успешностью в жизни нет. Оказалось, что для современного человека только 33 процента его успеха определяет интеллект, остальное – это умение управлять эмоциями. Считается, что для руководителей, в том числе главбухов, эмоциональный интеллект еще более важен. Ему отводится 85 процентов успеха дела, которым занимается руководитель. Для успешной работы нужно еще уметь разбираться и управлять эмоциями, не только своими, но и чужими.

Уровень эмоционального интеллекта EQ показывает, насколько это умеет делать человек. Именно на основе EQ строится большинство программ развития. Эмоциональный интеллект развить можно, а вот IQ практически нет: это по большей части врожденный показатель.

Сейчас есть множество тестов по определению EQ. Их несложно найти с помощью любого поискового сайта в интернете. Единственное, я советую не расстраиваться тем, чьи результаты теста будут невысокие. Во - первых, для того, чтобы определить реальный уровень эмоционального интеллекта, надо провести очень серьезный тест, организованный профессиональным психологом. А во - вторых, чтобы развить EQ, я бы советовала посетить специальные тренинги или почитать специализированную литературу. Если такой возможности нет, можно просто взять себе за правило прислушиваться к своим настроениям и определять, вызваны ли они страхом, переживанием или же, наоборот, радостью. 

ИНТУИЦИЯ

Раньше было принято говорить, что эмоциям на работе не место. Это не совсем так. Уже доказано, что эмоции влияют на процесс принятия бизнес - решений. Они помогают более комплексно взглянуть на проблему. Поэтому надо доверять не только разуму, но и своим ощущениям. 

Как часто бывает, что бухгалтер правильно предугадывает: что -то не так с этим контрагентом или договором. Действительно, лучше не игнорировать интуицию. Психологи доказали: эмоциональная часть мозга работает быстрее той, что отвечает за интеллект. Это означает, что умение доверять эмоциям может уберечь от неправильных решений на работе.

Снизить уровень тревожности поможет «разбор» страхов.

Научно доказано, что в стрессовом состоянии человек может совершать в 40 раз больше ошибок, чем в нормальном состоянии. Несложно представить, какие последствия такая неточность может вызвать в работе и жизни главбуха.

У всех людей без исключения стресс развивается по одинаковому механизму. Просто относятся все к нему по -разному. Поэтому главный лозунг – не паниковать. Чтобы снизить уровень тревожности, надо не бояться взглянуть в глаза своим страхам.

Если тревожно перед налоговой проверкой, то надо просто сесть и представить, что может произойти, если по ее итогам инспекторы подготовят акт с доначислениями. В этом случае, вероятнее всего, будет суд с налоговиками или недовольство начальства. Но надо себя убедить, что все это  не более чем часть работы, от которой никто не может себя обезопасить. Надо разрешить себе делать ошибки.

При работе с собственными страхами можно даже взять лист бумаги и прописать наихудшие варианты развития событий. Причем писать лучше до тех пор, пока воображение не исчерпает все возможные «ужасы». После этого можно придумать и подробно описать несколько сценариев развития событий. Это поможет расставить в голове все по своим местам, и страх, который чаще всего вызван неизвестностью, начнет уходить сам по себе. 

НАЧАЛО СТРЕССА

Для каждого из описанных сценариев развития проблемной ситуации надо определить так называемую точку входа. Это признак, по которому станет понятно, что неприятности начались. Например, из налоговой инспекции позвонили и сообщили, что платеж по крупной сумме налогов до них так и не дошел и они уже начисляют крупные суммы пеней. С этого момента начало стресса уже «поймано». И бороться с ним в будущем будет намного проще. Лучше осознавать, какие ситуации причиняют беспокойство, чем потом долго разбираться, в чем причина затянувшегося стресса. К тому же, если знать, какие ситуации могут вызвать стресс, можно уже заранее продумать реальные пути выхода из проблем. 

ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Надо терпимее относиться не только к своим промахам, но и к ошибкам коллег и особенно подчиненных. Именно с этими людьми приходится проводить большую часть своего времени. И если от них благодаря несдержанности руководителя будет исходить негатив, это непременно скажется на психологическом состоянии самого начальника. 

Можно в любом препятствии видеть вызов.

Очень многое зависит от того, как главбух оценивает постоянно возникающие в его работе срочные задачи. Все появляющиеся внезапно дела можно воспринимать как препятствия и проблемы, а можно как вызовы. Например, генеральный директор утром сообщил, что его заместитель по финансам срочно уехал на переговоры за границу и выступать перед советом директором завтра, кроме главбуха, некому. Можно начать конфликтовать с директором или тихо переживать по поводу возможного провала, а можно обрадоваться тому, что появилась задача, которую раньше решать просто не было возможности.

В любой ситуации можно видеть позитив. Пусть иногда такие выводы и похожи на шутку, но они действительно помогают не зацикливаться на негативе. Вот несколько примеров позитивного взгляда на проблемы. Нагрянула проверка – с инспекторами можно наладить хорошие отношения и впредь работа пойдет легче. В последний день сдачи декларации по НДС нет времени ее закончить – можно отправить что есть, а потом уже, не торопясь, приготовить «уточненку». Директор перестал улыбаться – стал видеть в сотрудниках более серьезных людей.

И наконец, можно даже в уже разыгравшемся стрессе найти позитив. Ведь стресс – это реакция, которую приобрел организм человека для того, чтобы защищаться. Стресс в некотором роде мобилизует силы организма.

Полезно научиться сравнивать свои проблемы с теми, которые возникают у других. Все познается в сравнении – формула, которая подходит и для рабочих неурядиц. Например, можно повторять про себя: «По сравнению с отделом продаж наша бухгалтерия загружена гораздо меньше», «на моей прошлой работе проверки приходили к нам каждый год, зато здесь нам пришлось принять ревизию только один раз».

В то же время лучше не обобщать. Не надо делать вывод о человеке или предприятии только на основании одного эпизода. Если сегодня с кем - то произошел конфликт, это не значит, что в будущем он будет повторяться.

Для экстремальных ситуаций есть антистресс - алгоритм.

Но, безусловно, от стресса лучше избавляться не только самоубеждением. Я расскажу о системе, которой учат сотрудников Министерства по чрезвычайным ситуациям. Им как никому приходится сталкиваться со стрессами на работе. Система подходит для борьбы с любыми, даже самыми стрессовыми ситуациями.

Вне зависимости от того, страх или злость мешает работать, надо обязательно прибегнуть к дыхательной релаксации. Я расскажу об одном очень эффективном упражнении* ( Про два других расслабляющих дыхательных упражнения можно прочитать в конспекте семинара Татьяны Курдюмовой в журнале «Семинар для бухгалтера», № 6, 2010, стр  82) . Оно называется «Дыхание в чрезвычайных ситуациях». Медленно вдыхая через нос, надо постараться опустить диафрагму как можно ниже и после задержать дыхание на 5– 7секунд. После этого, медленно выдыхая через полуоткрытый рот, воздух надо выпустить из легких. Выдохнув, надо сделать небольшую паузу и несколько раз подышать как обычно. Процедура повторяется два или три раза.

После дыхательной релаксации лучше приступить к мышечной релаксации. Очень приятное и несложное упражнение называется «Сборщик вишен». Оно предназначено для мышц рук, спины и плеч. Это, кстати, те места, где больше всего «скапливается» стресс. Итак, для начала надо прямо, но не напряженно сесть на стул, не отрывая ног от пола. Можно и просто встать. После этого обе руки надо поднять над головой и вытянуть как можно выше к потолку. Потом надо представить себя под вишневым деревом. Цель – сорвать высоко висящие вишенки обеими руками. Кисти рук будут сжиматься и разжиматься поочередно.

Есть несложное расслабляющее упражнение и для ног. Сидя на стуле, нужно поднять выпрямленные ноги перед собой и одновременно с этим потянуть на себя кончики пальцев. В таком положении лучше оставаться не меньше 5 – 10 секунд, затем опустить ноги на пол. Поначалу надо делать не меньше двух–трех подходов несколько раз в день.

Я очень не советую игнорировать дыхательные и мышечные упражнения. Они не панацея, но действительно одни из главных методов, позволяющих избавиться от стресса на начальной стадии. Наше тело аккумулирует стресс не хуже психики. Но чтобы упражнения давали эффект, надо делать их регулярно в течение нескольких недель.

Очень помогает массаж рук. Его можно делать до трех раз в день. Практически у каждого бухгалтера на столе есть крем для рук. Если круговыми движениями подушечкой большого пальца помассировать им в течение 20 секунд основание каждого ногтя левой рукой, то от стресса вообще может не остаться и следа.

После упражнений и массажа надо постараться переключить свое внимание на что -то нейтральное. Это поможет, как выражаются психологи, остановить внутренний негативный диалог. Для этого надо воспользоваться незатейливым правилом: «Что вижу – о том пою». Надо выбрать любой недалеко расположенный предмет и про себя описывать его. При этом лучше стремиться к безоценочности: говорить «книга красная», а не «книга полезная».

Очень эффективно выбрать для себя на рабочем столе какой - то «якорь спокойствия». Им может быть любой предмет: рамка с фотографией родственника, блокнот, любимая ручка. Периодически, еще до возникновения стрессовых ситуаций, надо смотреть на этот предмет и делать расслабляющие дыхательные упражнения и повторять, что этот предмет успокаивает. А когда надо избавиться от стресса, взгляд на этот предмет уже автоматически будет избавлять от неприятных ощущений.

И наконец, еще несколько простых, но эффективных правил, которые помогут справиться со стрессом. Не надо бояться хотя бы периодически слушать на работе легкую музыку. Можно и в наушниках, если не хочется беспокоить окружающих. Свет лучше держать включенным, а сидеть прямо. Но по возможности лучше вставать и прогуливаться по офису. Не советую пропускать обед, даже если занятость очень высокая. Даже сдача годового отчета не сравнится по важности с укреплением здоровья. А перерывы на кофе лучше делать без кофе. Зеленый чай тонизирует не хуже, зато не наносит вреда здоровью.

 Рекомендация лектора.

Из речи лучше исключить слова-конфликтогены

Чтобы самому избежать стрессов, лучше, чтобы окружающие их тоже не испытывали. Поэтому из своей речи надо максимально исключить слова, которые вызывают переживания у собеседника.К словам, провоцирующим конфликт, относятся в первую очередь те, которые выражают недоверие: «я вам не верю», «вы не разбираетесь», «вы со мной нечестны». Ни в коем случае не надо употреблять слова - угрозы: «вы еще пожалеете», «вы еще вспомните мои слова». По возможности из речи надо исключить слова, выражающие категоричность: «всегда», «никогда», «никто». Не принесут пользу, если надо наладить бесконфликтное рабочее общение, снисходительные выражения типа «успокойтесь», «вы умный человек, а поступаете…».  

Статья напечатана в журнале "Семинар для бухгалтера" № 7, 2010

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Комментарии

1
  • o.protova

    Мне кажется, что стресс присутствует в жизни у огромного количества людей, не только у бухгалтеров. Из-за работы стресс сильнейший был. Я начала бороться разными методами, стала больше отдыхать именно морально, записалась на фитнес, из народных средств чаями травяными себя баловала, так же пропила курс Витанго, свежий воздух так же благоприятно влияет на душевное состояние. Сейчас я совсем по-другому отношусь как к стрессовым ситуациям, так и к жизни в целом.