Экономика России

Станет ли служба в армии новым видом налога на работодателя?

Тема призыва в армию никогда не перестала быть в нашем обществе актуальной, но в последнее время у нее появились еще и экономические аспекты. Отмена многих видов отсрочки увеличила количество призывников: в нынешнем году, к примеру, это 650 тысяч человек. По действующему законодательству призыв работника на военную или альтернативную гражданскую службу влечет прекращение трудового договора «по не зависящим от воли сторон обстоятельствам».
Станет ли служба в армии новым видом налога на работодателя?

Тема призыва в армию никогда не переставала быть в нашем обществе актуальной, но в последнее время у нее появились еще и экономические аспекты. Отмена многих видов отсрочки увеличила количество призывников: в нынешнем году, к примеру, это 650 тысяч человек. По действующему законодательству призыв работника на военную или альтернативную гражданскую службу влечет прекращение трудового договора «по не зависящим от воли сторон обстоятельствам». Так что, вернувшись со службы, парням приходится искать работу заново.

Сенатор Виктор Озеров, возглавляющий в Совете Федерации комитет по обороне, решил исправить эту ситуацию и внес на рассмотрение парламента проект поправок в Трудовой кодекс. По ним отслужившему призывнику гарантируется сохранение рабочего места. Сейчас подобной гарантией обладают лишь сотрудники государственных и муниципальных структур - Озеров предлагает распространить эту норму на все предприятия, включая коммерческие. «У нас же есть норма, по которой по беременности и родам предоставляется отпуск, почему бы не сделать то же самое для призывников?» — задал Озеров риторический вопрос. 

Разговоры о переходе на полностью профессиональную армию (у которой свои принципы трудоустройства, у штатской части общества – свои) нынче не в моде. Чиновники признаются: государство не осилит подобного шага, денег не хватит. Сейчас Минобороны ориентируется на цифру примерно в 200-250 тысяч контрактников: в первую очередь в военно-воздушных силах и на флоте. Сухопутные же войска будут состоять преимущественно из призывников. А значит, надо думать о социальных гарантиях бывших военнослужащих.

Например, таким способом, как предлагает Озеров. Его проект предусматривает, что работодатель должен будет в обязательном порядке не позже чем через три месяца после демобилизации принять к себе бывшего сотрудника. Правда, какими силами можно будет заставить этого самого работодателя брать на работу юношу, которому вот-вот в армию, и который в ближайшей перспективе создаст ему лишнюю проблему, не уточняется. Разве что ввести еще и обязательные квоты на прием призывников.

Но есть тенденция, которая может сделать отношения работодателя с призывниками еще более свежими и непредсказуемыми. В последние несколько месяцев муссируется  идея увеличить призывной возраст с 27 до 30 лет, а в качестве «пряника» дать призывникам возможность самим выбирать, какой именно год в промежутке между 18 и 30 годами они желают посвятить отдаче долга государству. Если такая норма будет принята, кадровикам, видимо, придется осваивать навыки следователей для того, чтобы выяснять планы молодых соискателей работы.

Впрочем, почему именно год между 18 и 30? Ведь звучит и другая тема: мол, государство поторопилось сократить срок службы до года. Вот, к примеру, главный редактор Moscow Defense Brief Константин Макиенко считает это чисто популистским шагом и уверен, что срок службы в ближайшее время неминуемо будет увеличен. Тут и демографическая «яма», и сложность техники, которую приходится осваивать солдатам, и на что года им явно мало.

Возможность «самовыкупа» со стороны тех, кто категорически не желает служить, не рассматривается в принципе. Несмотря на то, что военные эксперты упоминают о том, что неплохо было бы давать налоговые льготы работодателям, «ожидающим» со службы своих работников, никто не говорит, откуда взять на это деньги в федеральном бюджете, и без того трещащем по швам. А ведь звучала здравая идея: ввести «платную отсрочку», то есть дополнительный налог, которым до окончания призывного возраста облагается человек, не желающий служить. Но тема «воспитания» через службу у нас на глазах становится все более ценной, чем какие бы то ни было полезные для бюджета способы от нее уклониться.

Председатель комиссии Общественного совета при Министерстве обороны Виталий Шлыков вообще убежден, что дело не в контрактной или призывной системе. Армия, по его словам, будет нормальным институтом только тогда, когда в ней будет крепкий костяк, состоящий из профессиональных сержантов. Именно профессиональных, не имеющих отношения к ребятам, набранным по призыву. Сейчас власти, по словам Шлыкова, впервые после развала СССР обратили внимание на эту проблему. Решительная кампания по массовой подготовке сержантов еще не объявлена, но признаки подготовки к этому уже видны, считает чиновник.

Похоже, уже через несколько месяцев многое "армейское" у нас может снова измениться.

Комментарии

14
  • Zloy_nalogoviK

    Угу конечно денег нет не на что, пусть бюджет прекратят пилить и деньги появятся

  • Zloy_nalogoviK

    призывник,ты считать сначала научить грамотей. В школе не научили, в армии научат.

  • Mallish

    Злой налоговик, вы тоже с ошибками пишете. Видите ошибку в подсчетах - поправьте. Хорошая идея, чего глумитесь.