Права потребителей

Как продавцу обосновать правомочность требования у покупателя удостоверения личности?

Какими документами или выдержками можно обосновать правильность требования предъявление покупателем удостоверения личности при возврате товара?
Как продавцу обосновать правомочность требования у покупателя  удостоверения личности?
На фото Татьяна Потапова

Вопрос от читательницы Клерк.Ру Людмилы (г. Ангарск)

У нас торговля в розницу населению. Для ведения кассовой книги, возврат покупателям денег при возврате товара, оформляем РКО. Но некоторые покупатели возмущаются, что от них требуют документ, удостоверяющий личность. Они считают, что достаточно вернуть товар и предъявить чек об оплате. Какими документами или выдержками можно обосновать правильность требования у них документов, чтобы у нас меньше возникало конфликтных ситуаций?

В розничной торговле возврат качественных и некачественных непродовольственных товаров встречается довольно часто. Человек может вернуть вещь, например, потому, что она не подошла ему по фасону или расцветке либо он попросту передумал ее покупать. Сделать это он может в течение 14 дней, не считая дня покупки. И если в день обращения покупателя в продаже отсутствует подходящий ему аналогичный товар, на который он мог бы обменять возвращаемую вещь, покупатель вправе потребовать обратно свои деньги. И вы обязаны вернуть их ему в течение 3 дней со дня возврата товара (п. 1 ст. 502 ГК РФ; ст. 25 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей").

Однако мало вернуть деньги покупателю, нужно еще правильно все оформить. Учитывая положения приведенного законодательства (покупатель может вернуть вещь как в день покупки, так и в течение 14 дней, не считая дня покупки), очевидно, что правильность оформления возврата денег будет зависеть от даты возврата.

Если покупатель просит вернуть ему деньги за вещь, приобретенную в тот же день (до закрытия смены кассира-операциониста и снятия Z-отчета), то в этом случае возврат денег нужно сделать из той операционной кассы, в которой был пробит чек (п. 4.2 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утв. Минфином России 30.08.1993 N 104).

Для этого:

- руководитель (заведующий магазином) или его заместитель расписывается на кассовом чеке, предъявленном покупателем. Если же чека (другого документа, подтверждающего оплату) нет, то тогда нужно попросить покупателя написать заявление на возврат в произвольной форме. Тогда резолюцию "Деньги вернуть" можно сделать и на заявлении;

- кассир-операционист на основании чека (заявления) с подписью руководителя возвращает деньги покупателю. Затем ставит на этом чеке штамп "Погашено". Если кассовый аппарат позволяет это сделать - выбивает возвратный чек.

Если покупатель приобрел несколько вещей по одному чеку, то в этом случае взамен оригинала чека ему можно выдать копию, заверенную администрацией организации.

Из положений указанных Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин, связанных с порядком оприходования выручки по той операционной кассе, по которой был произведен возврат денег покупателю, так же не следует, что в случае возврата покупателю денежных средств в день покупки вписывается расходный кассовый ордер на его имя.

Однако значительно чаще товар возвращают позже дня покупки.

Порядок оформления возврата денежных средств покупателям не в день покупки (по истечении рабочего дня после закрытия продавцом смены и снятия Z-отчета) определен Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным Решением Совета директоров Центробанка РФ от 22.09.1993 N 40, и Методическими рекомендациями по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденными Письмом Роскомторга от 10.07.1996 N 1-794/32-5.

На основании указанных правовых документов возврат денег покупателям не в день покупки осуществляется только из главной кассы организации на основании письменного заявления покупателя с указанием фамилии, имени, отчества и только при предъявлении документа, удостоверяющего личность (паспорт или документ, его заменяющий).

Для возврата денег покупателю из главной кассы предприятия составляется расходный кассовый ордер по форме N КО-2, в котором также указываются фамилия, имя, отчество покупателя и данные его паспорта или иного документа, удостоверяющего личность. Порядок составления и оформления расходного кассового ордера утвержден Постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации".

Несоблюдение требований к оформлению возврата денежных средств покупателям за возвращенный товар является основанием для привлечения организации к административной ответственности за нарушение порядка работы с денежной наличностью в соответствии со статьей 15.1 КоАП РФ.

Получить персональную консультацию по любому налогу в режиме онлайн очень просто - нужно заполнить специальную форму. Ежедневно будут выбираться два-три наиболее интересных вопроса, ответы на которые вы сможете прочесть в консультациях Татьяны Потаповой.

Начать дискуссию