Бухгалтерия

Учет компенсационной стоимости квотируемого рабочего места

Организация выполняет работы, предусмотренные в Перечне тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, утвержденном постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 № 163. Вправе ли она учитывать в целях налогообложения прибыли расходы, связанные с внесением в целевой бюджетный фонд компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения за каждого нетрудоустроенного лица в возрасте от 14 до 18 лет?
Организация выполняет работы, предусмотренные в Перечне тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, утвержденном постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 № 163. Вправе ли она учитывать в целях налогообложения прибыли расходы, связанные с внесением в целевой бюджетный фонд компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения за каждого нетрудоустроенного лица в возрасте от 14 до 18 лет?

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 24.07.98 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» работникам моложе 18 лет предоставляются льготы при совмещении работы с обучением, проведении ежегодного обязательного медицинского осмотра, квотировании рабочих мест для трудоустройства, расторжении трудового договора (контракта) и другие льготы, установленные законодательством РФ.

На основании статьи 265 ТК РФ запрещается применение труда лиц в возрасте до 18 лет на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на подземных работах, а также на работах, выполнение которых может причинить вред их здоровью и нравственному развитию (игорный бизнес, работа в ночных кабаре и клубах, производство, перевозка и торговля спиртными напитками, табачными изделиями, наркотическими и иными токсическими препаратами).

Согласно статье 2 Закона г. Москвы от 22.12.2004 № 90 «О квотировании рабочих мест» квотирование рабочих мест осуществляется для инвалидов, признанных таковыми федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, в порядке и на условиях, установленных Правительством РФ, и молодежи следующих категорий: несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования в возрасте от 18 до 24 лет, высшего профессионального образования в возрасте от 21 года до 26 лет, ищущие работу впервые.

Выполнением квоты для приема на работу в отношении категорий молодежи, указанных в части 1 статьи 2 Закона № 90, считается трудоустройство работодателем молодежи, подтвержденное заключением трудового договора, действие которого в текущем месяце составило не менее 15 дней, либо уплата ежемесячно в бюджет г. Москвы компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в г. Москве на день ее уплаты, в порядке, установленном нормативными правовыми актами г. Москвы.

Закон РФ от 19.04.91 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее -- Закон № 1032-1) определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан РФ на труд и социальную защиту от безработицы.

В соответствии с пунктом 2 статьи 5 Закона № 1032-1 государственная политика в области содействия занятости населения направлена на осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые).

Согласно статье 22 Закона № 1032-1 мероприятия по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан, предусмотренные Законом № 1032-1, являются расходными обязательствами РФ.

Дополнительные средства для финансирования мероприятий по содействию занятости населения могут быть также получены из внебюджетных источников. Однако из этого не следует, что источником дополнительных средств является работодатель.

На основании пункта 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются экономически оправданные и документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение доходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ).

Таким образом, расходы, связанные с уплатой в целевой бюджетный фонд компенсационной стоимости квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения за каждого нетрудоустроенного лица в возрасте от 14 до 18 лет, в целях налогообложения прибыли не учитываются. Это связано с тем, что такие расходы направлены не на получение дохода организации, как того требует статья 252 НК РФ, а являются своеобразной санкцией государства к тем работодателям, которые по каким-то причинам не смогли трудоустроить граждан, особо нуждающихся в социальной защите.

Кроме того, согласно пункту 2.14 Московского трехстороннего соглашения от 22.12.2009 на 2010 год между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей в целях сохранения в г. Москве системы создания дополнительных рабочих мест для инвалидов работодатель вправе добровольно ежемесячно вносить в бюджет г. Москвы компенсационную стоимость квотируемого рабочего места в размере прожиточного минимума для трудоспособного населения, определенного в г. Москве на день ее уплаты.

Материал подготовлен на основании официального письма УФНС России по г. Москве исх. № 16-15/047216@ от 05.05.2010, подписанного заместителем руководителя Управления ФНС России по г. Москве советником государственной гражданской службы РФ 1-го класса А.Н. Чугуновой.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию