Владислав Брызгалин, управляющий партнер Группы компаний «Налоговый щит».
Наш читатель защитил компанию-клиента от пеней в сумме 6,5 млн рублей. Инспекторы начислили их за то, что сами же возместили НДС, а потом через суд добились признания этого возмещения незаконным.
«Мы представляли интересы компании, которой инспекция отказала в возмещении НДС. Дело тянулось несколько лет, налогоплательщик успешно обжаловал отказ инспекции в арбитражный суд. Суд обязал инспекторов возместить налог, что они и сделали. Но в кассационной инстанции инспекция все же добилась отмены решения суда о возмещении налога, и суд потребовал от нашего клиента снова вернуть НДС в бюджет. А ранее возмещенную сумму налоговая отразила в лицевом счете компании как задолженность. Но у компании была переплата, поэтому налогоплательщик подал заявление на ее зачет в счет долга.
Инспекция зачет сделала, но направила в адрес компании требование об уплате пеней на сумму более 6,5 млн рублей. В требовании было написано, что пени начислены «за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость». Наш клиент с этим не согласился. За что пени, если компания никаких сроков уплаты налогов не нарушала? Но налоговики рассудили так. Раз возмещение было необоснованным, то с того момента, как компания получила деньги на свой счет, и до дня зачета положены пени. Ведь получается, что компания не имела права на возмещение, а раз деньги из бюджета были выплачены, это то же самое, что не вовремя заплатить налог.
Мы обратились в Арбитражный суд Москвы с требованием признать начисление пеней незаконным. Аргументов у нас было несколько. В заявлении мы подчеркнули, что пени начислены не на недоимку, а на излишне возмещенный налог. Хотя в статье 75 Налогового кодекса четко сказано, что пени начисляют, если компания платит налог в более поздние сроки по сравнению с теми, что предусмотрены в кодексе. Нигде в кодексе не сказано, что пени можно начислить, если суд признает возмещение незаконным и потребует вернуть НДС в бюджет.
Более того, было совершенно непонятно, как инспекция рассчитала сумму пеней. Например, суд кассационной инстанции вынес решение о том, что возмещение было незаконным, 3 апреля 2009 года, а налоговая инспекция прилагает к требованию об уплате пеней расчет с 10 июля 2006 года. И каким образом, за какой период образовалась сумма пеней, записанная в требовании из данного расчета, определить было фактически невозможно. И таких противоречий было очень много.
В расчетах инспекции не совпадали суммы с декларациями клиента, да и сами они не всегда могли объяснить, откуда взялась та или иная цифра. Ведь нет механизма начисления таких пеней. С какого момента их начислять? По какой ставке? Это не прописано, поэтому инспекция рассчитала платежи так, как сама считала нужным. И нам удалось убедить в этом суд.
Еще одним нашим аргументом стало постановление Президиума ВАС РФ от 16.01.07 № 10312/06. Там судьи признали, что если инспекция исключила часть вычетов и снизила сумму возмещения, то это автоматически не приводит к возникновению задолженности. И суд не может рассматривать эту сумму как налог, подлежащий уплате в бюджет. А раз нет недоимки, то нет и пеней. Судьи согласились с тем, что пени не начисляют, если суд признал незаконным возмещение НДС и обязал компанию вернуть налог.
В итоге судьи всех инстанций полностью поддержали нашу позицию и признали, что пени инспекция начислила незаконно. А точку в споре поставил Федеральный арбитражный суд Московского округа в постановлении от 19.03.10 № КА-А40/2168-10».
Статья напечатана в газете "УНП" № 26, 2010
Начать дискуссию