Постановление ФАС Московского округа от 08.04.10 № КА-А40/3118-10.
Суть спора. Предприятие исчислило ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль за I квартал. Согласно положениям пунктов 2 и 3 статьи 286 НК РФ, они должны определяться исходя из квартальных платежей в федеральный и региональный бюджеты за III квартал предыдущего года.
Однако налогоплательщик данные суммы не уплатил, поскольку считал, что по итогам года и I квартала налог на прибыль будет значительно меньше ежемесячных авансовых платежей. То есть их уплата вела к необходимости уплатить значительно большие суммы, чем исчисляемые исходя из фактической прибыли.
Налоговый орган в соответствии с пунктом 3 статьи 58 и статьей 75 НК РФ начислил компании пени за неуплату авансовых платежей.
Позиция суда. Поскольку у предприятия отсутствовала обязанность по уплате налога на прибыль по итогам I квартала, судьи признали начисление пеней незаконным.
В соответствии с положениями статей 54 и 55 НК РФ налоговая база определяется и подлежащая уплате в бюджет сумма налога исчисляется по итогам налогового периода, который может состоять из нескольких отчетных периодов.
Разъяснения о порядке начисления пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам дал ВАС РФ*.
* Постановление Пленума ВАС РФ от 26.07.07 № 47 «О порядке исчисления сумм пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование».
Он указал следующее. Если авансовые платежи уплачены позднее, чем установлено законодательством о налогах и сборах, на задержанную сумму начисляются пени по правилам статьи 75 НК РФ.
При этом порядок исчисления пеней не ставится в зависимость от того, уплачиваются авансы в течение или по итогам отчетного периода, а также от того, рассчитываются ли они на основе налоговой базы по результатам деятельности налогоплательщика. Исчисляют их до даты фактического перечисления или до момента наступления срока уплаты соответствующего налога.
Если по итогам налогового периода сумма налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, необходимо исходить из того, что пени за неуплату авансовых платежей подлежат соразмерному уменьшению.
Этот порядок применяют и в том случае, когда авансовые платежи по налогу, определенные по итогам отчетного периода, меньше авансов, подлежавших уплате в течение этого отчетного периода.
В данном случае компания представила декларацию по налогу на прибыль за I квартал, в которой налоговой базы для исчисления налога нет.
Поскольку обязанность по уплате налога на прибыль по итогам I квартала с учетом вышеуказанных разъяснений ВАС РФ отсутствует, то инспекция не имела оснований для начисления пеней за несвоевременное перечисление авансовых платежей.
С учетом необоснованности данных пеней последующие действия инспекции по их зачету имеющейся переплатой по налогу на прибыль также не отвечают нормам пункта 1 статьи 78 НК РФ, из-за того что отсутствует недоимка, подлежащая зачету.
Проведение зачета на основании заявления налогоплательщика не изменяет существа спора и не может ограничивать его права. При данных обстоятельствах действия и решения налоговой инспекции не соответствуют законодательству о налогах и сборах и являются незаконными.
Примечание «ДК». В случае когда сумма налога, исчисленная по результатам налогового (отчетного) периода, оказывается меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого периода, пени, начисленные за неуплату авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению.
Александра Ильина, юрист компании «Арбитражные споры», комментирует эту ситуацию так:
Минфин России письмом от 18.10.07 № 03-02-07/2-168 рекомендовал налоговым органам при начислении пеней учитывать указанное постановление Пленума ВАС РФ.
Правильный выход из существующего положения был найден и самой налоговой службой. Так, в письме ФНС России от 13.11.09 № 3-2-06/127 предложено начислять пени на суммы ежемесячных авансовых платежей только по окончании отчетного (налогового) периода.
Однако, как показывает комментируемое судебное дело, инспекторы на местах не спешат руководствоваться разъяснениями вышестоящего органа. Это и породило абсурдную ситуацию, когда, не имея недоимки по налогу на прибыль по итогам отчетного периода, компания оказывается обязанной уплатить пени на суммы авансовых платежей.
Судьи ФАС Московского округа в комментируемом постановлении справедливо решили, что при отсутствии у организации суммы налога к уплате по итогам отчетного периода, начислять пени на суммы авансовых платежей по этому налогу недопустимо.
Суть спора. Предприятие исчислило ежемесячные авансовые платежи по налогу на прибыль за I квартал. Согласно положениям пунктов 2 и 3 статьи 286 НК РФ, они должны определяться исходя из квартальных платежей в федеральный и региональный бюджеты за III квартал предыдущего года.
Однако налогоплательщик данные суммы не уплатил, поскольку считал, что по итогам года и I квартала налог на прибыль будет значительно меньше ежемесячных авансовых платежей. То есть их уплата вела к необходимости уплатить значительно большие суммы, чем исчисляемые исходя из фактической прибыли.
Налоговый орган в соответствии с пунктом 3 статьи 58 и статьей 75 НК РФ начислил компании пени за неуплату авансовых платежей.
Позиция суда. Поскольку у предприятия отсутствовала обязанность по уплате налога на прибыль по итогам I квартала, судьи признали начисление пеней незаконным.
В соответствии с положениями статей 54 и 55 НК РФ налоговая база определяется и подлежащая уплате в бюджет сумма налога исчисляется по итогам налогового периода, который может состоять из нескольких отчетных периодов.
Разъяснения о порядке начисления пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам дал ВАС РФ*.
* Постановление Пленума ВАС РФ от 26.07.07 № 47 «О порядке исчисления сумм пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование».
Он указал следующее. Если авансовые платежи уплачены позднее, чем установлено законодательством о налогах и сборах, на задержанную сумму начисляются пени по правилам статьи 75 НК РФ.
При этом порядок исчисления пеней не ставится в зависимость от того, уплачиваются авансы в течение или по итогам отчетного периода, а также от того, рассчитываются ли они на основе налоговой базы по результатам деятельности налогоплательщика. Исчисляют их до даты фактического перечисления или до момента наступления срока уплаты соответствующего налога.
Если по итогам налогового периода сумма налога оказалась меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого налогового периода, необходимо исходить из того, что пени за неуплату авансовых платежей подлежат соразмерному уменьшению.
Этот порядок применяют и в том случае, когда авансовые платежи по налогу, определенные по итогам отчетного периода, меньше авансов, подлежавших уплате в течение этого отчетного периода.
В данном случае компания представила декларацию по налогу на прибыль за I квартал, в которой налоговой базы для исчисления налога нет.
Поскольку обязанность по уплате налога на прибыль по итогам I квартала с учетом вышеуказанных разъяснений ВАС РФ отсутствует, то инспекция не имела оснований для начисления пеней за несвоевременное перечисление авансовых платежей.
С учетом необоснованности данных пеней последующие действия инспекции по их зачету имеющейся переплатой по налогу на прибыль также не отвечают нормам пункта 1 статьи 78 НК РФ, из-за того что отсутствует недоимка, подлежащая зачету.
Проведение зачета на основании заявления налогоплательщика не изменяет существа спора и не может ограничивать его права. При данных обстоятельствах действия и решения налоговой инспекции не соответствуют законодательству о налогах и сборах и являются незаконными.
Примечание «ДК». В случае когда сумма налога, исчисленная по результатам налогового (отчетного) периода, оказывается меньше сумм авансовых платежей, подлежавших уплате в течение этого периода, пени, начисленные за неуплату авансовых платежей, подлежат соразмерному уменьшению.
Александра Ильина, юрист компании «Арбитражные споры», комментирует эту ситуацию так:
Минфин России письмом от 18.10.07 № 03-02-07/2-168 рекомендовал налоговым органам при начислении пеней учитывать указанное постановление Пленума ВАС РФ.
Правильный выход из существующего положения был найден и самой налоговой службой. Так, в письме ФНС России от 13.11.09 № 3-2-06/127 предложено начислять пени на суммы ежемесячных авансовых платежей только по окончании отчетного (налогового) периода.
Однако, как показывает комментируемое судебное дело, инспекторы на местах не спешат руководствоваться разъяснениями вышестоящего органа. Это и породило абсурдную ситуацию, когда, не имея недоимки по налогу на прибыль по итогам отчетного периода, компания оказывается обязанной уплатить пени на суммы авансовых платежей.
Судьи ФАС Московского округа в комментируемом постановлении справедливо решили, что при отсутствии у организации суммы налога к уплате по итогам отчетного периода, начислять пени на суммы авансовых платежей по этому налогу недопустимо.
Статья напечатана в журнале "Документы и комментарии" №14, июль 2010 г.
Начать дискуссию