Взносы в ПФР

Уточните порядок расчета страховых взносов в ПФР, если организация утратила право на УСН?

Наша компания с 01.07.2010 потеряла право на применение УСН. Какой облагаемый ФОТ нужно брать при исчислении взносов в ПФР (страховая часть) с 01.07.2010 г. Начинать с "о" или продолжать рассчитывать с нарастающим итогом?
Уточните порядок расчета страховых взносов в ПФР, если организация утратила право на УСН?
На фото Светлана Скобелева

Вопрос от читательницы Клерк.Ру Екатерины (г. Санкт-Петербург)

Наша компания с 01.07.2010 потеряла право на применение УСН. Какой облагаемый ФОТ нужно брать при исчислении взносов в ПФР (страховая часть) с 01.07.2010 г. Начинать с "о" или продолжать рассчитывать с нарастающим итогом?

В 2010 г. согласно п. 1 ст. 33 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" для всех страхователей (за исключением перечисленных в пункте 2 настоящей статьи) в отношении лиц 1967 года рождения и моложе на финансирование страховой части трудовой пенсии применяется  тариф страховых взносов в размере 14 % . Что же касается такой категории страхователей, как организации, применяющие УСН, то на финансирование страховой части трудовой пенсии вышеуказанных лиц в 2010 году они должны применять тариф 8 % (пп. 2 п. 2 ст. 33 Федерального закона N 167-ФЗ).

Страховой тариф - это размер страхового взноса на единицу измерения базы для начисления страховых взносов (в п. 1 ст. 22 Федерального закона N 167-ФЗ).

Пунктом 2 ст. 10 Федерального закона N 167-ФЗ установлено, что база для начисления страховых взносов, порядок исчисления и уплаты страховых взносов регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".

В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.  При этом с сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются (п. 4 ст. 8 Федерального закона N 212-ФЗ). Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год (п. 1 ст. 10 Федерального закона N 212-ФЗ).

В п. 3 ст. 15 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.

Таким образом, организации, в том числе утратившие право на применение упрощенной системы и перешедшие на общий режим налогообложения, обязаны определять базу для начисления страховых взносов, в том числе и взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на финансирование страховой части трудовой пенсии, в отношении каждого застрахованного лица, нарастающим итогом с начала расчетного периода.

Поскольку Федеральный закон N 212-ФЗ не предусматривает возможности  распределения  базы для начисления страховых взносов по интервалам в случае утраты организацией права на применение пониженных тарифов в течение расчетного периода, считаю, что Вам необходимо применять основные тарифы ко всем выплатам, начисленным застрахованным лицам с начала календарного года. Следовательно с выплат, относящихся к периоду с января по июнь, следует доначислить страховые взносы на ОПС, направляемые на финансирование страховой  части трудовой пенсии, с применением тарифа 14 %, а также  взносы в ФФОМС - 1,1%, в ТФОМС - 2% и ФСС РФ – 2,9% (п.1 ст. 57 Федерального закона N 212-ФЗ).

Налогоплательщик,  применяющий  УСН с объектом налогообложения "доходы минус расходы" вправе учесть доначисленные в связи с утратой права на применение УСН взносы в расходах  на основании пп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Если же его объектом налогообложения были "доходы", то он сможет  уменьшить исчисленный налог на указанные суммы  (абз. 2 п. 3 ст. 346.21 НК РФ). При этом сумма уменьшения налога не должна превышать  50 %.

При заполнении разд. 2 "Расчет страховых взносов по тарифу, установленному для плательщика страховых взносов" расчета по форме РСВ-1 ПФР, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 12.11.2009 N 894н,  начиная с III квартала (в отчетах за девять месяцев и год) нужно  будет указать  код тарифа "01", а не "05", как в отчетности за I и II кварталы. Напомню, что код тарифа "01" означает принадлежность плательщика взносов  к категории страхователей, уплачивающих взносы по основному тарифу (см. "Справочник кодов тарифов плательщиков страховых взносов" к рекомендуемому Порядку заполнения расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам формы РСВ-1).

Нельзя не сказать и о том, что мнение ряда специалистов на это счет иное. Оно  сводится к тому, что в рассматриваемом случае в Расчет включается две таблицы раздела 2 (с кодом тарифа "01" и "05"). При этом они ссылаются на п. 4.1 рекомендуемого Порядка, в котором сказано, что  в случае, если в течение отчетного периода применялось более одного тарифа, то в Расчет включается столько таблиц раздела 2, сколько тарифов применялось в течение отчетного периода, при этом показатели строк 200 - 244 для вычисления в составе других разделов Расчета участвуют как сумма показателей по соответствующим строкам для каждой таблицы раздела 2, включенной в Расчет. На мой взгляд, заполнять сразу несколько таблиц раздела 2 следует только тогда, когда страхователь в течение отчетного периода применяет несколько тарифов одновременно  (например, если он,  находясь на ОСНО, осуществляет также и вмененную деятельность).  В данном же случае организация, в связи с утратой права на применение УСН, также теряет право и на пониженные тарифы, поэтому предлагаемый  порядок заполнения формы РСВ-1, по моему мнению, противоречил бы Федеральному закону N 212-ФЗ.

Подытоживая сказанное, я вынуждена констатировать, что при утрате права на применение УСН в 2010 году страхователи теряют также и право на пониженные тарифы страховых взносов применительно ко всем выплатам, начисленным  застрахованным лицам за 2010 год. Хочу предупредить, что это лишь мое личное мнение. Что скажет на этот счет Минздравсоцразвития России, уполномоченное давать разъяснения по применению  Федерального закона N 212-ФЗ, пока не известно. Вполне возможно, что его позиция не будет совпадать с вышеизложенной. 

Получить персональную консультацию Светланы Скобелевой в режиме онлайн очень просто - нужно заполнить специальную форму. Ежедневно будут выбираться несколько наиболее интересных вопросов, ответы на которые вы сможете прочесть на нашем сайте.

Начать дискуссию