ЕНВД

Как подтвердить выручку по ЕНВД при совмещении спецрежимов, если организация не применяет ККТ?

Организация совмещает одновременно два режима - ЕНВД в части розничной торговли и УСН - в части торговли оптом. Как в данном случае подтвердить выручку по ЕНВД, если мы не применяем ККМ?
Как подтвердить выручку по ЕНВД при совмещении спецрежимов, если организация не применяет ККТ?
На фото Светлана Скобелева

Вопрос от читательницы Клерк.Ру Марии (г. Тольятти)

Организация совмещает одновременно два режима - ЕНВД в части розничной торговли и УСН - в части торговли оптом.

Как известно, учет расходов, которые нельзя однозначно отнести к определенному виду деятельности, осуществляется пропорционально выручке, полученной от каждого вида деятельности. Выручка от оптовых продаж поступает на расчетный счет организации. Как в данном случае подтвердить выручку по ЕНВД, если мы не применяем ККМ?

Ведь для расчета пропорции должны браться документально подтвержденные показатели, а в данном случае мы, получается, можем показать любую выручку, которая нам будет удобна? Какими документами подтвердить, что именно эта выручка поступила в кассу? Приходным кассовым ордером?

И еще - если мы по требованию покупателя выдаем товарный чек, должны ли мы иметь копии этих товарных чеков и вести их учет в хронологическом порядке?

В соответствии с п. 2.1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, не подпадающие под действие п. п. 2 и 3 ст. 2 Федерального закона N 54-ФЗ, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа), подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)

Однако факт неприменения организацией при расчетах с покупателями ККТ не снимает с нее обязанность по ведению кассовой книги.
В соответствии с п. 5 ст. 346.26 НК РФ налогоплательщики единого налога на вмененный доход обязаны соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации утвержден Решением Совета директоров Банка России от 22.09.1993 N 40, доведенным до заинтересованных лиц Письмом ЦБ РФ от 04.10.1993 N 18 (далее - Порядок N 40). В соответствии с п. 22 Порядка N 40 все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге.

Согласно п. 13 Порядка N 40 прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия.
Организация, не оформляющая кассовые ордера и не ведущая учет в кассовой книге полученной денежной выручки, подлежит привлечению к ответственности по ст. 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Таким образом подтверждать полученную Вами выручку, относящуюся к вмененной деятельности, должен приходный кассовый ордер. Проконтролировать полноту оприходования выручки сможет помочь, например, товарный отчет (форма N ТОРГ-29), подлежащий применению теми организациями торговли, которые применяют сальдовый метод учета товаров (он заключается в том, что в бухгалтерии не ведется количественный и суммовой учет движения товаров в разрезе их номенклатурных номеров). В расходной части данного документа, форма которого утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 г. N 132,  указывается общая сумма расхода товаров за отчетный период. При этом отдельной строкой отражаются реализация товаров в розницу.

Первый экземпляр отчета с приложенными документами, на основании которых составляется отчет, передается в бухгалтерию, второй экземпляр остается у материально ответственного лица.

К товарному отчету может быть приложен также первичный документ неунифицированной формы, которая разрабатывается организацией самостоятельно, подтверждающий расход реализованного в розницу товара в разрезе номенклатуры. Это могут быть ежедневные (либо иной периодичности) приложения к товарному отчету в виде перечня проданных товаров, отчета о реализации товаров и т.п. Такие документы должны содержать все обязательные реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 Закона РФ от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".

Очевидно, что показатели выручки от продажи товаров в разрезе материально-ответственных лиц, который содержит форма N ТОРГ-29,  не должны  иметь расхождений с кассовыми документами.

В ст. 493 ГК РФ установлено, что  договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара.
Товарный чек является одним из первичных документов, на основании которого покупатель может подтвердить факт оплаты товара, приобретенного по договору розничной купли-продажи. На это указал Минфин в Письме от 11.02.2009 N 03-11-06/3/28. Соответственно и для продавца оплата товара может подтверждаться товарным чеком.

В то же время, для него, в отличие от покупателя, приходующего товар по чеку, товарный чек не является первичным документом. Ведь на его основании бухгалтерский учет продавцом не ведется. Поэтому действие ст. 17 Закона РФ от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете, обязывающей организации хранить первичные учетные документы не менее пяти лет, на такие документы  не распространяется. Косвенно данный вывод  подтверждает норма п.6.4 Типовых правил эксплуатации контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных Письмом Минфина России от 30.08.1993 N 104, которой предусмотрено, что копии товарных чеков хранятся у материально - ответственных лиц не менее 10 дней со дня продажи по ним товаров и проверки товарного отчета бухгалтерией.

После окончания установленного срока хранения копии товарных чеков сдаются по акту об их списании (уничтожении) организациям по заготовке вторичного сырья.

Таким образом, законодательство не обязывает продавцов иметь копии  товарных чеков и вести их учет в хронологическом порядке. В то же время такое решение она может принять самостоятельно в целях организации контроля над полнотой оприходования выручки и расходом товара.

Получить персональную консультацию Светланы Скобелевой в режиме онлайн очень просто - нужно заполнить специальную форму. Ежедневно будут выбираться несколько наиболее интересных вопросов, ответы на которые вы сможете прочесть на нашем сайте.

Начать дискуссию