Налоговые проверки

Правомерны ли требования налоговиков оплатить НДС за поставщика?

Уважаемая Светлана, в 2007-2008 г.г моя строительная фирма покупала шебень у поставщика, объем сделок 2 300 000 рублей, сделок было проведено пять, материал поставлялся по ж/д, все перечисления шли через сбербанк, предоплаты не было.
Правомерны ли требования налоговиков оплатить НДС за поставщика?
На фото Светлана Скобелева

Вопрос от читателя Клерк.Ру Сергея Шилаева (г. Омск)

Уважаемая Светлана, в 2007-2008 г.г моя строительная фирма покупала шебень у поставщика, объем сделок 2 300 000 рублей, сделок было проведено пять, материал поставлялся по ж/д, все перечисления шли через сбербанк, предоплаты не было. Налоговая требует заплатить НДС за поставщика, при этом затраты на материал к вычету принимает. Подскажите, как с ними бороться?

Одним из основных начал налогового законодательства предусмотрено, что ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, которые  не предусмотрены НК РФ  либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ (п. 5 ст. 3 НК РФ). Поэтому налоговики не могут потребовать уплаты Вашей фирмой налога вместо поставщика.

Вероятнее всего, по результатам выездной налоговой проверки они признали неправомерным возмещение Вами налога из бюджета, уплаченного  в адрес данного поставщика. Мотивируют свое решение они, скорее всего, тем, что поставщик не исполнил свои обязанности перед бюджетом, то есть не уплатил  НДС с оборота по реализации щебня, а Вы не проявили должной осмотрительности при выборе партнера.

Однако действующее законодательство о налогах и сборах не предусматривает возложение на налогоплательщика неблагоприятных последствий действий контрагентов. Право на налоговый вычет также не поставлено в зависимость от результатов хозяйственной деятельности поставщиков товаров (работ, услуг) при осуществлении ими хозяйственных операций.

По смыслу правовой позиции ВАС РФ, изложенной в п. 1 Постановления Пленума от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиками налоговой выгоды"  и Постановлении Президиума от 20.04.2010 N 18162/09, налоговое законодательство и судебная практика разрешения налоговых споров исходят из презумпции добросовестности налогоплательщиков и иных участников правоотношений в сфере экономики. В связи с этим предполагается, что действия налогоплательщика, имеющие своим результатом получение налоговой выгоды, экономически оправданны, а сведения, содержащиеся в налоговой декларации и бухгалтерской отчетности, - достоверны.

Представление налогоплательщиком в налоговый орган всех надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в целях получения налоговой выгоды является основанием для ее получения, если налоговым органом не доказано, что сведения, содержащиеся в этих документах, неполны, недостоверны и (или) противоречивы.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 24.03.2009 N 14786/08 также указано, что закон не ставит право налогоплательщика на возмещение НДС в зависимость от фактической уплаты налога контрагентом.

Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (то есть когда по результатам проверки доначислена сумма  налога и пени, а штрафные санкции не предъявлены), вынесенные налоговым органом по результатам проведения выездной налоговой проверки, не вступившие в силу, могут быть обжалованы Вами в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы (п. 2 ст. 101.2 НК РФ).

Если апелляция не подавалась и решение начало действовать, у Вас остается право в течение года обжаловать в вышестоящий налоговый орган уже действующее решение (п. 3 ст. 101.2, п. 2 ст. 139 НК РФ). При этом по ходатайству налогоплательщика вышестоящий налоговый орган вправе приостановить исполнение обжалуемого решения.

Порядок подачи жалоб в вышестоящую ИФНС определен п. п. 3 и 4 ст. 139 НК РФ:
- апелляционная жалоба подается в ИФНС, проверявшую налогоплательщика, а та в свою очередь обязана в течение трех дней направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган;
- жалоба на вступившее в силу решение подается в письменной форме непосредственно в вышестоящую инспекцию.

С 2009 г. в любом из двух случаев - при подаче апелляционной жалобы или жалобы на вступившее в силу решение - обжалование в вышестоящий налоговый орган является обязательным этапом на Вашем пути в суд (п. 5 ст. 101.2 НК РФ).

Судебное обжалование решений налоговых органов производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. Срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.

При принятии решения суд будет руководствоваться разъяснениями ВАС РФ, данными им в Постановлении Пленума от 12.10.2006 N 53, в частности, п. 10 указанного документа. В нем сказано, что факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды.

Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом. Налоговая выгода может быть также признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что деятельность налогоплательщика, его взаимозависимых или аффилированных лиц направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.

По мнению Минфина России, о проявлении должной осмотрительности свидетельствуют получение налогоплательщиком от контрагента копии свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, проверка факта занесения сведений о контрагенте в Единый государственный реестр юридических лиц, получение доверенности или иного документа, уполномочивающего то или иное лицо подписывать документы от лица контрагента, использование официальных источников информации, характеризующих деятельность контрагента (Письмо Минфина России от 10.04.2009 N 03-02-07/1-177).

Из судебных дел также можно заключить, что покупатель считается проявившим должную осмотрительность, если он получил копии:
- свидетельства о внесении записи о продавце в ЕГРЮЛ;
- свидетельства о присвоении ИНН продавцу;
- учредительных документов;
- лицензии (если деятельность продавца требует ее наличия). К такому выводу пришли суды,

например, в Постановлениях ФАС Московского округа от 19.06.2008 N КА-А40/5311-08, ФАС Поволжского округа от 26.06.2008 N А12-18401/07, ФАС Северо-Западного округа от 08.05.2008 N А56-18079/2007, ФАС Северо-Кавказского округа от 05.08.2008 N Ф08-4427/2008.

Получить персональную консультацию Светланы Скобелевой в режиме онлайн очень просто - нужно заполнить специальную форму. Ежедневно будут выбираться несколько наиболее интересных вопросов, ответы на которые вы сможете прочесть на нашем сайте.

Начать дискуссию