Учет в торговле

Торговая компания участвует в выставке

Чтобы продемонстрировать свои товары, а заодно и ознакомиться с ассортиментом конкурентов, торговая фирма принимает участие в выставке. Расходы на такое мероприятие считаются рекламными. Финансисты выпустили ряд разъяснений, посвященных порядку признания данных затрат в налоговом учете.
Чтобы продемонстрировать свои товары, а заодно и ознакомиться с ассортиментом конкурентов, торговая фирма принимает участие в выставке. Расходы на такое мероприятие считаются рекламными. Финансисты выпустили ряд разъяснений, посвященных порядку признания данных затрат в налоговом учете.
Особенности признания расходов в налоговом учете
Для целей налогового учета затраты на участие в выставке считаются расходами на рекламу. Основание – подпункт 28 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Причем данный вид рекламных расходов по общему правилу не нормируется (п. 4 ст. 264 Налогового кодекса РФ). То есть при определении облагаемой базы по налогу на прибыль они в полном объеме включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Далее остановимся на отдельных видах затрат, связанных с участием в выставке.

Раздаточные материалы и сувениры
Торговая фирма может бесплатно раздавать на выставке сувениры и изделия с собственным логотипом и информацией о себе (календари, ручки, блокноты, брошюры, каталоги, буклеты, листовки и т. д.). Обратимся к пункту 4 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Из буквального прочтения данной нормы можно сделать вывод, что из всех перечисленных видов затрат на изготовление раздаточных материалов в число ненормируемых рекламных расходов входят только затраты на выпуск брошюр и каталогов (они прямо поименованы в этом пункте). Но в письме Минфина России от 21 мая 2010 г. № 03-03-06/2/93 сказано, что к ненормируемым рекламным расходам относятся затраты на изготовление и других видов полиграфических материалов: буклетов, лифлетов и флайерсов.

А вот расходы на производство сувенирной продукции (ручек, календарей, блокнотов и т. п.) нормируются (поскольку в закрытом перечне ненормируемых рекламных расходов они не названы). То есть включить их в состав налоговых затрат можно лишь в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации.

Однако следует иметь в виду, что в данном случае вся рекламная продукция предназначена исключительно для распространения на выставке.

Значит, по нашему мнению, затраты на изготовление сувениров можно классифицировать как расходы на участие в выставке и признать их в налоговом учете в полном объеме. Но в этом случае компании следует быть готовой к спорам с налоговиками.

Чтобы иметь дополнительные аргументы в свою защиту, на раздаточных материалах рекомендуется нанести не только логотип фирмы, но и символику выставки. А также подтвердить документально, что вся сувенирная продукция роздана во время проведения мероприятия.

Продукция для дегустации и образцы товаров
Аналогичная ситуация с продуктами, предоставленными посетителям выставки для дегустации.

По общему правилу расходы на дегустацию в перечне ненормируемых рекламных затрат, приведенном в пункте 4 статьи 264 Налогового кодекса РФ, не названы. Следовательно, суммы признаются в налоговом учете в пределах норматива. Такие разъяснения приведены, в частности, в письме Минфина России от 1 августа 2005 г. № 03-03-04/1/113.

Однако дегустация товаров проходит в рамках выставки.

Поэтому расходы на нее также могут включаться в состав налоговых затрат в полном объеме. В данной ситуации не лишним будет оформить приказ руководителя о проведении дегустации в рамках программы участия в выставке.

При оформлении выставочного стенда обычно используют образцы товаров, которыми торгует компания.

Скорее всего по окончании выставки данные образцы станут уже непригодны для продажи (если речь идет о продуктах питания, то они могут попросту испортиться).

В налоговом учете бухгалтер вправе включить их стоимость в состав расходов в полном объеме.

Расходы на оплату труда и командировочные
Для работы на выставке компания может направлять своих специалистов. Если выставка проходит в той же местности, где находится фирма, работникам начисляют зарплату в обычном порядке. Если же мероприятие проводят в другой местности, то людей направляют в командировку. За время нахождения штатного специалиста в командировке за ним сохраняется средний заработок. Кроме того, фирма обязана возместить работнику командировочные расходы: на проезд, найм жилого помещения и суточные (ст. 168 Трудового кодекса РФ). При этом зарплату и средний заработок, сохраняемый на время командировки, следует отражать в регистрах налогового учета в составе расходов на оплату труда (ст. 255 Налогового кодекса РФ). Что касается командировочных, то торговая фирма вправе самостоятельно выбрать, по какой статье ей учесть данные расходы:
– в качестве ненормируемых рекламных расходов;
– в составе собственно командировочных затрат (подп. 12 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ).

Если затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он причислит такие затраты (п. 4 ст. 252 Налогового кодекса РФ).

Налог на добавленную стоимость
По общему правилу бесплатная раздача рекламной продукции признается безвозмездной передачей.

Когда придется начислить налог
Передавая рекламную продукцию (брошюры, буклеты, флайерсы, календари, ручки, товары для дегустации и т. п.) посетителям выставки, торговая фирма должна начислить налог с ее рыночной стоимости. Основание – пункт 1 статьи 146, пункт 2 статьи 154 Налогового кодекса РФ. Аналогичное мнение высказано, в частности, в письме Минфина России от 10 июня 2010 г. № 03-07-07/36.

Обратите внимание: сумму налога, начисленного при передаче рекламной продукции, нельзя включить в состав расходов для целей исчисления налогооблагаемой прибыли. Такая позиция отражена, в частности, в письме Минфина России от 11 марта 2010 г. № 03-03-06/1/123. В обоснование своей точки зрения финансисты приводят две нормы Налогового кодекса РФ.

Во-первых, согласно пункту 19 статьи 270 Налогового кодекса РФ, суммы предъявленных налогов (таковым и является начисленный НДС) в налоговом учете не признаются.

Во-вторых, в данной ситуации начисленный налог считается расходом, связанным с безвозмездной передачей имущества. А такие затраты в состав расходов не включаются (п. 16 ст. 270 Налогового кодекса РФ).

Необходимо отметить, что из изложенного порядка есть исключение. А именно: передача в рекламных целях товаров, расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 руб., налогом не облагается.

Значит, при раздаче изделий, стоимость единицы которых не превышает указанного лимита, налог начислять не нужно.

Возможен вычет «входного» налога
Предположим, что в ходе выставочных мероприятий компания раздает рекламную продукцию, единица которой стоит дороже 100 руб.

Тогда бухгалтер фирмы вправе принять «входной» налог по таким ценностям к вычету.

Если же в рекламных целях передаются изделия, расходы на приобретение (создание) единицы которых не превышают 100 руб., то имеет место операция, не подлежащая налогообложению. Следовательно, принять к вычету «входной» налог по таким ценностям нельзя. Его нужно включить в стоимость соответствующих сувениров (печатной продукции и пр.) как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

Если «входной» налог на добавленную стоимость по недорогим рекламным материалам был зачтен ранее, сумму придется восстановить. Таково требование подпункта 2 пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

Поясним все сказанное на примере.

Пример. Оптовая фирма (крупный импортер продуктов питания) заказала фирме-исполнителю:
– рекламные буклеты в количестве 1000 штук по цене 76,70 руб. за единицу (включая НДС – 11,70 руб.);
– органайзеры с логотипом компании – 100 штук по цене 354 руб. за единицу (включая НДС – 54 руб.).

Предположим, что цены на рекламную продукцию соответствуют их рыночной стоимости. Все изделия были розданы на выставке, которая проходила в августе 2010 года.

В бухгалтерском учете оптовой фирмы делаются такие записи:
ДЕБЕТ 10 субсчет «Рекламные материалы, при передаче которых не начисляется НДС»
КРЕДИТ 60

– 65 000 руб. ((76,70 руб/шт. – 11,70 руб/шт.) х 1000 шт.) – оприходованы буклеты для раздачи на выставке;

ДЕБЕТ 10 субсчет «Рекламные материалы, при передаче которых не начисляется НДС»
КРЕДИТ 60

– 11 700 руб. (11,70 руб/шт. х 1000 шт.) – учтен «входной» налог в стоимости активов;

ДЕБЕТ 10 субсчет «Рекламные материалы стоимостью более 100 руб. за единицу»
КРЕДИТ 60

– 30 000 руб. ((354 руб/шт. – 54 руб/шт.) х 100 шт.) – оприходованы органайзеры;

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 60
– 5400 руб. (54 руб/шт. х 100 шт.) – учтен «входной» НДС;

ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»
КРЕДИТ 19

– 5400 руб. – принят к вычету «входной» НДС по оприходованным органайзерам;

ДЕБЕТ 44
КРЕДИТ 10 субсчет «Рекламные материалы, при передаче которых не начисляется НДС»

– 76 700 руб. (65 000 + 11 700) – списана себестоимость розданных буклетов;

ДЕБЕТ 44
КРЕДИТ 10 субсчет «Рекламные материалы стоимостью более 100 руб. за единицу»

– 30 000 руб. – списана себестоимость органайзеров, розданных на выставке;

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы»
КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

– 5400 руб. (30 000 руб. х 18%) – начислен НДС со стоимости розданных органайзеров.

МНЕНИЕ ЧИНОВНИКА

Е.Н. Вихляева, советник отдела косвенных налогов Минфина России

– Торговая фирма собственными силами устанавливает на территории выставочного центра стенд. Считаются ли такие работы строительно-монтажными, выполненными для собственного потребления, со стоимости которых следует исчислять НДС?
– Нет, налог в данной ситуации начислять не нужно.

Он исчисляется только в том случае, если имеют место строительно-монтажные работы, то есть работы капитального характера. В результате таких работ создаются новые объекты основных средств, в том числе недвижимое имущество (здания, сооружения и т. п.). К строительно-монтажным работам также относятся достройка (дооборудование, реконструкция, модернизация, техническое перевооружение и т. п.) объектов, в результате чего изменяется их первоначальная стоимость.

Что же касается установки стенда на территории выставочного комплекса, то это работы некапитального характера. Объектом налогообложения они не признаются.

В налоговом учете оптовика в составе расходов на рекламу отражена стоимость переданных в рамках выставки изделий – 106 700 руб. (76 700 + 30 000).

А вот сумма начисленного при безвозмездной передаче НДС (5400 руб.) в налоговом учете не признается.

Продажа товаров: нужен ли кассовый аппарат?
Помимо бесплатной раздачи рекламных материалов, компания может и торговать на выставке собственными товарами.

В пункте 3 статьи 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ сказано, что контрольно-кассовую технику можно не применять при торговле на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для торговли. Исключение составляют находящиеся в этих местах магазины, павильоны, киоски, палатки, автолавки, автомагазины, автофургоны, помещения контейнерного типа и другие аналогично обустроенные и обеспечивающие показ и сохранность товара торговые места. А также открытые прилавки внутри крытых помещений при торговле непродовольственными товарами.

Получается, без применения кассовых аппаратов можно торговать продовольственными товарами на выставках и ярмарках, если торговое место (открытый прилавок) не обеспечивает показ и сохранность товара. Из этого критерия исходят и суды (например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 7 мая 2008 г. № Ф03-А51/08-2/1439, ФАС Восточно-Сибирского округа от 1 июля 2008 г. № А19-17119/07-56-Ф02-3024/08).

А вот при торговле непродовольственными товарами на открытых прилавках следует применять кассовую технику (см. письмо УМНС России по г. Москве от 15 апреля 2004 г. № 29-12/25736).

Важно запомнить

В ходе выставочных мероприятий компания может понести расходы, которые по общему правилу в налоговом учете нормируются (то есть признаются в пределах определенного лимита). Например, стоимость розданных сувениров (календарей, ручек, блокнотов и т. п.) или продукции для дегустации. Однако в данной ситуации ценности передаются покупателям в рамках выставки. Следовательно, это можно расценивать как затраты на участие в выставке, а такие расходы принимаются в полном объеме. Поэтому важно грамотно оформить документы, подтверждающие, что сувенирная продукция изготовлена исключительно для распространения на выставке.

Кроме того, следует помнить, что при передаче в рекламных целях товаров, единица которых стоит дороже 100 руб., необходимо начислить НДС.

Статья напечатана в журнале "Учет в торговле" №8, август 2010 г.

Начать дискуссию