Новости ФНС

Налоговики не имеют права по своей инициативе переводить организацию на учет в специализированную инспекцию в зависимости от осуществляемого вида деятельности

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.04.10 № А26-7086/2009.
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.04.10 № А26-7086/2009.

Суть спора. Общество было поставлено на учет по своему местонахождению в межрайонной налоговой инспекции.

В соответствии с данными Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности предприятия является лесозаготовка, а дополнительными видами – лесоводство, предоставление услуг в области лесозаготовок, производство пиломатериалов, оптовая торговля лесоматериалами.

Межрайонная инспекция письмом уведомила общество о снятии его с учета по местонахождению и постановке на налоговый учет в специализированной инспекции.
Данный перевод был вызван тем, что налогоплательщик относится к предприятиям лесопромышленного комплекса. А в качестве основания для этого инспекция сослалась на порядок постановки на учет налогоплательщиков в специализированной инспекции, который был утвержден заместителем руководителя УФНС России по Республике Карелия.

Позиция суда. Судьи пришли к выводу, что перевод предприятия в специализированную инспекцию неправомерен.

Согласно пункту 1 статьи 83 НК РФ, организации подлежат постановке на учет в налоговых органах по их местонахождению, а также по местонахождению их обособленных подразделений, недвижимого имущества и транспортных средств. Налоговый кодекс предоставляет Минфину России право определять особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков (п. 1 ст. 83 НК РФ).

Постановка на учет организации по местонахождению осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 83 НК РФ). Порядок постановки и снятия с учета регулируется статьей 84 НК РФ. При этом постановка и снятие с учета организаций по основаниям, не предусмотренным пунктом 3 статьи 83 НК РФ, производится в порядке, установленном Минфином России (п. 1 ст. 84 НК РФ).

Так, финансовым ведомством утверждены Особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков*, согласно которым такие предприятия ставят на учет в межрегиональных (межрайонных) инспекциях по крупнейшим налогоплательщикам. Исходя из данного документа, решение вопроса об отнесении организации к крупнейшим налогоплательщикам и постановке ее на учет входит в компетенцию инспекции по крупнейшим налогоплательщикам**.

* Утверждены приказом Минфина России от 11.07.05 № 85н.

** Критерии отнесения организаций к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях (утв. приказом МНС России от 16.04.04 № САЭ-3-30/290; далее – Критерии).


Критерии в настоящее время сгруппированы по двум признакам: показатели финансово-экономической деятельности организации и отношения взаимозависимости.
Например, организация относится к крупнейшим налогоплательщикам, если за год:
– суммарный объем начислений федеральных налогов и сборов находится в пределах от 75 млн до 1 млрд руб. включительно;
– суммарный объем выручки от продажи товаров и операционных доходов находится в пределах от 1 млрд до 20 млрд руб. включительно;
– активы составляют от 1 млрд до 20 млрд руб. включительно.

Из материалов дела следует, что за три предшествующих года налогоплательщик не достиг в своей деятельности таких финансово-экономических показателей и не является взаимозависимым лицом по отношению к другим крупнейшим налогоплательщикам.
Ссылка налоговиков на порядок постановки на учет налогоплательщиков по отраслевому признаку несостоятельна.

Согласно пункту 3 статьи 30 НК РФ, налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ.

Поскольку налоговым законодательством не предусмотрено специальных оснований для постановки на учет предприятий в зависимости от определенных видов деятельности (в сфере лесопромышленного комплекса), то налоговики в данном случае вышли за пределы своей компетенции.

Примечание «ДК». Согласно положениям статьи 83 НК РФ, в целях налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах по их местонахождению, а также по местонахождению их обособленных подразделений, недвижимого имущества и транспортных средств, по иным основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом.

Ксения Никитина, юрист группы предприятий «Корпорация Центр», полагает, что организацию перевели в другую инспецию неправомерно:

Время от времени налоговые органы создают специализированные налоговые инспекции, в которых стараются консолидировать налогоплательщиков, осуществляющих свою деятельность в определенной хозяйственной отрасли. Связано это, как правило, с некими специфическими особенностями той или иной отрасли, приспособиться к которым налоговикам легче, действуя в рамках одной инспекции. Создание и функционирование таких инспекций может отвечать интересам не только налоговиков, но и налогоплательщиков. Тем не менее в рассматриваемом постановлении суд приходит к вполне логичному выводу о том, что налоговые органы не наделены правом переводить организации в такую специализированную инспекцию в принудительном порядке.

Налоговый кодекс предоставляет Минфину России право определять особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков, но не более того. Налоговым законодательством не предусмотрено специальных оснований для постановки на учет налогоплательщиков по видам осуществляемой ими деятельности. Самостоятельно изменяя место учета компании, без установленных на то Налоговым кодексом оснований, налоговики нарушают ее права и законные интересы в сфере хозяйственной и иной экономической деятельности, связанные с возникновением дополнительных материальных и временных затрат.

Таким образом, последнее слово при решении вопроса о переводе организации на налоговый учет в специализированную налоговую инспекцию остается за налогоплательщиком.
 

Статья напечатана в журнале "Документы и комментарии" №16, август 2010 г.

Начать дискуссию