Учет в строительстве

Установлен порядок строительного контроля

Постановлением Правительства РФ от 21 июня 2010 г. № 468 утверждено Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства. О его практическом применении читайте в статье.
Постановлением Правительства РФ от 21 июня 2010 г. № 468 утверждено Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства. О его практическом применении читайте в статье.
 
Кто и что должен проверять

Контрольные мероприятия должны осуществляться в процессе строительства, реконструкции и капитального ремонта. Общие положения о проведении строительного контроля установлены в статье 53 Градостроительного кодекса РФ. Принятый документ (далее – Положение) конкретизирует и регламентирует порядок проведения проверок при строительстве объекта либо при выполнении иных строительных работ. Отметим, что применение Положения не зависит от источников финансирования строительства (реконструкции и капитального ремонта).

Документ обязателен как для исполнителей, так и для заказчиков.

Субъектами, проводящими контроль, являются:
– подрядчик как лицо, ведущее непосредственно строительство;
– застройщик, заказчик либо организация, занимающаяся подготовкой проектной документации и привлеченная заказчиком (застройщиком) по договору для строительного контроля, – в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (эти лица именуются в рамках Положения заказчиками).

Исполнять контрольные функции вправе работники подрядчика и заказчика, на которых в установленном порядке (трудовыми договорами, должностными инструкциями) возложена обязанность по осуществлению строительного контроля.

Предметом контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов на соответствие требованиям проектной и рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений. 

Виды контрольных мероприятий

Функции исполнителей и заказчиков по контролю строительного процесса различны. Для каждого установлен свой перечень проводимых в связи с этим действий. 

Для подрядчика

Подрядная организация должна проводить следующие мероприятия:
– проверку качества строительных материалов, конструкций и оборудования, используемых при строительстве. Входной контроль (до момента применения) осуществляется в виде проверки наличия и содержания документов поставщиков, содержащих сведения о качестве продукции, ее соответствии требованиям рабочей документации, технических регламентов, стандартов и сводов правил;
– проверку соблюдения установленных норм и правил складирования и хранения материалов (изделий, конструкций, оборудования). При выявлении нарушений применение продукции не допускается (до подтверждения соответствия показателей ее качества требованиям рабочей документации, технических регламентов, стандартов и сводов правил);
– проверку соблюдения последовательности и состава технологических операций при осуществлении строительства. При этом контролируется также соответствие качества выполнения операций и их результатов установленным требованиям;
– освидетельствование совместно с заказчиком работ, скрываемых последующими работами, и промежуточную приемку возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта, а также участков сетей инженерно-технического обеспечения. До завершения процедуры освидетельствования скрытых работ выполнение последующих работ запрещается;
– приемку законченных видов (этапов) работ;
– проверку совместно с заказчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, технических регламентов. 

Для заказчика

Заказчик должен проводить следующие мероприятия:
– проверку полноты выполнения подрядчиком входного контроля и соблюдения установленных для этого сроков, а также достоверности документирования результатов;
– проверку выполнения подрядчиком мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования их результатов;
– проверку полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства и достоверности документирования его результатов;
– освидетельствование совместно с подрядчиком скрытых работ и промежуточную приемку возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта, участков сетей инженерно-технического обеспечения;
– проверку совместно с подрядчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и рабочей документации, результатам инженерных изысканий и др.;
– иные мероприятия в целях осуществления строительного контроля, предусмотренные законодательством Российской Федерации или заключенным договором. 

Координация действий

Положением предусмотрено, что контрольные мероприятия могут выполняться подрядчиком и заказчиком как отдельно, так и совместно. При совместном контроле подрядчик обеспечивает уведомление заказчика о дате и времени проведения предполагаемых действий не позднее чем за три рабочих дня до их начала.

В случае если заказчик был уведомлен в установленном порядке и не явился для участия в указанных мероприятиях, подрядчик вправе провести их в отсутствие заказчика. 

Документальное оформление результатов

Проверки и их результаты фиксируются путем составления акта. Акты, составленные по результатам совместных контрольных мероприятий, составляются в двух экземплярах и подписываются представителями обеих сторон.

Помимо этого сведения о проведенных мероприятиях и их результатах отражаются в общем журнале работ с приложением к нему соответствующих актов.

При неявке заказчика на совместные контрольные действия, о которых он был уведомлен, подрядчик в течение трех дней после завершения соответствующей проверки обязан направить заказчику копию акта, составленного по ее результатам. 

Особенности контроля на «бюджетных» объектах

Положение отдельно регламентирует порядок определения размера затрат на проведение строительного контроля и численности работников, осуществляющих контроль по объектам, финансируемым полностью или частично за счет средств федерального бюджета. Проведение подрядчиком строительного контроля на указанных объектах финансируется за счет накладных расходов подрядной организации, предусмотренных в цене договора строительного подряда. Нормативы расходов заказчика на осуществление строительного контроля и нормативы численности работников заказчика, на которых возлагается обязанность по проведению контроля, определены в приложении к Положению.

Также предусмотрено, что размер затрат заказчика исчисляется исходя из общей стоимости строительства (за исключением расходов на приобретение земельных участков) в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 года (без НДС). При этом расчет производится с применением нормативов расходов заказчика, определенных в приложении к Положению, и указывается в главе 10 сводного сметного расчета стоимости строительства отдельной строкой «Строительный контроль».

Если подготовка проектной документации завершена и принята заказчиком по акту приемки до вступления в силу данного Положения (6 июля 2010 года), заказчик проектной документации вправе направить ее на государственную экспертизу без расчета размера затрат на проведение строительного контроля. При этом отсутствие указанного расчета не будет являться основанием для подготовки отрицательного заключения. В такой ситуации финансирование расходов заказчика на осуществление контроля будет производиться за счет средств, предусмотренных на непредвиденные работы и затраты в сводном сметном расчете стоимости строительства, в размере, не превышающем сумму, рассчитанную в соответствии с Положением.

Исключения составляют случаи, при которых затраты на дату вступления в силу Положения превысили установленный размер.
 

Применение Положения не зависит от источников финансирования строительства
Контроль должен проводиться как заказчиками, так и подрядчиками
Для «бюджетных» объектов установлены особенности определения затрат

Статья напечатана в журнале "Учет в строительстве" №9, сентябрь 2010 г.

Начать дискуссию