Ценные бумаги

Инсайд

«Какая птица помогла Ротшильдам стать еще более богатыми?», - такой вопрос однажды я услышал в программе «Что? Где? Когда?». Редко удается сразу отвечать на их вопросы, но этот ответ я очень хорошо знал.
Инсайд
На фото Андрей Сапунов, управляющий активами ИК «ФИНАМ»

«Какая птица помогла Ротшильдам стать еще более богатыми?», - такой вопрос однажды я услышал в программе «Что? Где? Когда?». Редко удается сразу отвечать на их вопросы, но этот ответ я очень хорошо знал.

Это было во время войны с Наполеоном. Сразу же после победы над Францией в Англию были отправлены гонцы с праздничными вестями. Ротшильд имел свои уши на полях сражений тех лет. Ротшильд хотел получить информацию первым во что бы то ни стало, и приказал отправить ему вместо гонцов почтовых голубей. В момент, когда гонцы еще только переезжали через границу, Ротшильд уже заявился на биржу и, через своих доверенных лиц, активно распространял слухи о капитуляции англичан… Цены рухнули, и к моменту подачи ценного письма в королевский дом, Ротшильд уже успел скупить половину Англии в десятки раз дешевле.

Другой известный мошенник орудовал на Уолл-стрит. Разодетый по последнему писку моды, он ходил мимо площади, где собирались биржевые воротилы. Однажды, когда он проводил скупку акций одной малоизвестной компании (по слухам, она существовала только на бумаге), он остановился возле площади, вытер нос платком и, как бы случайно, обронил яркий листок. Поднявшие этот лист прочитали название компании, чьи акции в этот день взлетели до небес.

С тех пор, каждый раз на том же самом месте, когда мошенник вытирал нос платком, происходило то же самое: листок-название и дикий рост. Задав, таким образом, традиции местным воротилам, он стал манипулировать ценами акций, просто покупая их заранее. Данная манипуляция помогла ему продать несколько несуществующих компаний.

Листок, который ронял мошенник, и слухи, которые распространяли люди Ротшильда, содержали в себе сведения, несущие сугубо конфиденциальную информацию, доступную лишь немногим – инсайд.

Порой обладание инсайдерской информацией несет в себе огромные преимущества, а порой – и разорительные данные. Нам, простым трейдерам, никогда не узнать, какие сведения несет в себе инсайд, завуалированный под слухи или же под инсайд в кавычках. Неравенство в доступности информации говорит о том, что в обществе по-прежнему наличествует тенденция к разноклассовости. И выходит, демократия никого не равняет? Пусть так, но что бы мы видели, если бы информация поступала ко всем одновременно?

Вообще, возможно ли было бы тогда существование биржи? Вот, возьмем теорию эффективности рынка. Все ожидания уже заложены в цене, а рынком двигают только неожиданные, почти форс-мажорные  обстоятельства. Тогда рынок стал бы еще более эффективным! А максимально эффективный рынок – это прямая линия.

Рассмотрим простой вариант: в момент, когда российская биржа была закрыта на празднование Дня Победы, на шахте Распадская случилась авария. В день, когда начались торги, цена открылась на более чем 10% вниз:


На следующий день гэп был еще больше (по-моему, данные об ущербе были за ночь оцифрованы). Вот мне интересно, если бы данная трагедия произошла бы в рыночные будни и у всех на мониторах появилась бы эта информация одновременно? Это был бы гэп на гэпе, покупателей просто бы не оказалось.

Это природная катастрофа и большое несчастье, а если бы это было бы кем-то спланировано заранее? Думаю, если говорить про рынок без инсайда, надо говорить о сверхволатильном рынке. Рынке конвульсий и успокоений. Рынке прозрачном. Прямом рынке на графике. Рынке сверхвысокой эффективности. Никому не нужном рынке? Я задал такой же вопрос своим коллегам, практически все из них поддержали мое мнение. Они не верили в возможность узнавания инсайда заранее.

Они говорили, что инсайд – это три-четыре человека, обладающих серьезной информацией. Некоторые отвечали, что инсайд не способен изменить тренд. Лишь один человек сказал, что все осталось бы по-прежнему, поскольку человек – существо иррациональное, мыслит своим собственным измерением и критериями, у него есть эмоции. У всех людей были бы разные суждения относительно информации: одни интерпретировали бы ее как сверхпозитивную, вторые думали бы, что это просто неплохо, третьи бы считали, что подумают первые и вторые, а четвертые просто пытались бы быть меньшинством – и рынок получил бы колебания, вернув все на круги своя. Если рассмотреть распродажу, начинающуюся с инсайдерской информации, как процесс, то что мы получим в итоге?

Вначале информацию узнают высокопоставленные носители информации, принимают торговое решение, выполняют продажу, продажа влияет на котировку – она начинает снижаться и «задевает стоп-сигналы» краткосрочных трейдеров, те присовокупляются к небольшому снежному комочку. Комочек катится дальше: к нему присоединяются среднесрочные трейдеры, у них большие объемы для продаж, как правило, они используют механические торговые системы или роботы. Цена, получая новый объем, продолжает идти вниз: кому-то из институциональных инвесторов начинает не нравиться текущая стоимость компании, в которой он является акционером, он начинает реализовывать свой пакет. Дело может обуславливаться еще и короткими позициями.

Огромный комище катится с горы и его уже не остановить, в конце почему-то все хотят избавиться от этого актива, и последними продают рядовые акционеры… Вот как-то так получается. Но ведь такой же сценарий может начаться и из-за массовых негативных ожиданий по этому эмитенту, кучи разных авторитетных мнений, порекомендовавших продавать и так далее? Вполне может состояться и такое. В другом варианте, где все информируются единовременно, цена либо летит в сторону новой оценки, на которой кто-то новый захотел бы войти, или же, если новых людей нет, цена могла бы остаться на своем месте. Конечно, данный сценарий ставит под сомнение само существование рынка, он просто никому не станет нужен – рынок, где все всё знают.

Инсайд же ныне запрещен, но слухи о могущественных кукловодах продолжают двигать настроения трейдерских масс. Я вот думаю, что инсайд не слишком вреден для рынка, он просто несправедлив по отношению к свободной зоне торгов. Небольшой инсайд может изменить тренд в диаметрально противоположном направлении и «многих одурачить». Это может произойти как в форме случайности, так и в форме запланированного действия. Инсайдер, продающий для того, чтобы откупить дешевле, сильно рискует, так как не знает полноценной реакции толпы, если конечно, он, инсайдер, не в состоянии ее успокоить. А это уже получается не инсайд, а манипуляция. Я, конечно, законопослушный гражданин, но меня такое размышление наводит на мысль, что все движения начинаются с импульса, а импульс вызван либо случайностью, либо «вовремя успевающей информацией».

Во время выступления руководителя ФРС США Алана Гринспена многие ждали снижения ставки, фьючерс на индекс S&P 500 затаился на вершине, Алан Гринспен раскрыл конверт и начал свое выступление с фразы «Unfortunately…» Если смотреть замедленный повтор, то фьючерс колом полетел вниз не перед фразой, а именно во время нее. Выходит, не обманывают трейдеров сильные мира сего, или только в этот раз.

Некоторые в интернете пишут, что перед началом кризиса 2008 года рост был вызван искусственно. Если помните, то нефтяникам понизили тарифы, все полетело вверх и, якобы, какой-то крупный фонд зашел в Россию в момент роста и расплатился за часть кризиса своей капитализацией. В любом случае думать и гадать, есть ли сейчас серьезные инсайдеры, разоряющие людей, с моей точки зрения, неэффективно. Просто потому, что знание того, есть они или их нет, зарабатывать не помогает. Мы-то не инсайдеры, ли нам инсайд не дан. А вы как к инсайду относитесь?

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию