Ценные бумаги

Система плюс голова. Шаг 1. Выбираем потенциально недооцененные бумаги

Кризис кончился, а рынок все растет и растет. Интересных бумаг остается все меньше и меньше.
Система плюс голова. Шаг 1. Выбираем потенциально недооцененные бумаги
На фото Андрей Сапунов, управляющий активами ИК «ФИНАМ»

Кризис кончился, а рынок все растет и растет. Интересных бумаг остается все меньше и меньше.

Банк инвестиционных идей простого российского инвестора выглядит все скуднее. В процессе отбора эмитента для инвестиций трейдеру нужно выбрать перспективную компанию, которая должна обладать драйверами роста, стабильной финансовой отчетностью, да еще и хорошим апсайдом. Но и это еще не все. Цена эмитента непостоянна, постоянство в ней одно – постоянное изменение цены! Акции эмитента растут и падают, стоят на месте. Как не хочется, чтобы деньги застряли на долго в бестрендовом  инструменте, еще больше не хочется, купить, чтобы все упало.

Поэтому, на избранного эмитента стоит наложить систему контроля над рисками, а также выяснить наиболее потенциальные точки входа и выхода. Краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного. В заключении надо прикинуть максимальный размер потерь на попытку заработать на «движухе» и, наконец, расставить стоп-заявки. Много работы? Скорее «да», чем «нет». В рамках данной и следующих нескольких публикаций, хотелось бы осветить весь процесс отбора подходящих эмитентов и дать понять, как наиболее грамотно построить работу, чтобы не прогореть.

Итак, начнем с фундаментального анализа. Данный вид анализа базируется на изучении бизнеса самого эмитента. Вокруг данного бизнес формируется макросреда, в которую входят различного рода административные ограничения, фискальная политика государства, законодательство, возможно, лицензирование, взаимоотношение с банками, контрагентами, конкуренция за кошелек потребителя и за его предпочтения. Кроме внешней среды у эмитента есть еще и среда внутренняя.

Во внутренней среде эмитента мы можем наблюдать за работой самого бизнеса, его долговой нагрузке, рентабельности его активов, выручки, финансовой устойчивости и так далее. Анализ внутренней среды эмитента сводится к анализу его финансовой отчетности и последующем сравнением этой отчетности с аналогичным представителем той же отрасли. В ходе сравнительного анализа можно увидеть потенциальную недооцененность в среднем по отрасли или же потенциальную переоцененность. На основании данной информации можно составить список недооцененных компаний и двинутся дальше – проанализировать отрасль и выявить так называемые драйверы роста.

Затем можно попытаться вычислить справедливую стоимость акций компании на основании как сравнительного анализа, так и метода дисконтирования денежного потока. Сегодня я остановлюсь на базовых финансовых показателях эмитента.

Этих финансовых показателей не так уж и много:

1) P/E    Price/Earnings или капитализация/чистая прибыль

Данный коэффициент показывает инвестору примерно через сколько лет окупятся вложения его денежных средств в акции данной компании. В буме роста Китайского фондового рынка показатель P/E доходил до 45, а во время кризиса в России некоторые очень успешные и не пострадавшие от кризиса эмитенты «баловали» аналитиков P/E равным 1 или 2. Понятно, что рыночная капитализация компании (Рыночная капитализация = кол-во акций*рыночная цена акций) упала в несколько раз, а вот чистая прибыль осталась без изменений, например, телекоммуникационный сектор, энергетика.

Принцип рассмотрения P/E выглядит следующим образом: «Чем меньше, тем лучше». Как правило P/E рассматривается в сравнении. Например, возьмем акции компании Сургутнефтегаз P/E его равен 32,6 – это один из самых высоких показателей в отрасли. Если сравнить акции Сургутнефтегаза с акциями компании Новатэк по данному показателю, то получиться, что P/E Новатэка равен 19, что гораздо более лучше. Фактически изучая два данных показателя можно сказать, что Новатэк недооценен по сравнению с Сургутнефтегазом.

2) показатель EV/EBITDA или стоимость предприятия для инвестора/прибыль до выплаты налогов, процентов и амортизации.
Показатель EV в данной формуле также довольно важен ведь он дает представление о стоимости самого бизнеса EV рассчитывается как рыночная стоимость акции*кол-во акций + долгосрочный долг + краткосрочный долг – денежные средства – эквиваленты. Пример показателя EV можно продемонстрировать на оценке стоимости «палатки на углу» для рядового покупателя: стоимость палатки 100ед. долг палатки 50ед, а в кассе палатки 30ед.. Сколько получается? 120ед.

EBITDA изначально многим кажется словом ругательным, читается оно «ЕБИДА» «Т» не вставляется))) EBITDA – это финансовый термин, обозначающий доход до уплаты налога на прибыль, процентов и амортизации (сокр. от earnings before interest tax, depreciation and amortization).
показатель EV/EBITDA крайне важный при финансовом анализе, он показывает количество прибылей в стоимости компании. При сравнительном анализе также используется принцип «Чем меньше – тем лучше». Так все для Газпрома показатель EV/EBITDA равен 6,1, а для Новатэка 14,1. Получается, что Газпром покруче будет)))

3) P/S (Price/Sales) = капитализация/выручка от реализации. Данный показатель менее объективен, чем показатель EV/EBITDA поскольку не учитывает долги. Принцип его оценки «Чем меньше, тем лучше». Показатель сообщает нам сколько выручек содержится в одной рыночной стоимости компании. Газпром вот имеет P/S равный 1,3, а Новатэк 6,4. Получается что и тут Газпром лучше.

4) ROS (return on sales) данный показатель показывает нам рентабельность продаж. Рассчитывается как отношение чистой прибыли к выручке эмитента. Рентабельность бизнеса считается в процентах и отображает эффективность команды, стратегии развития, ценообразования, затратности и так далее. У нашего Газпрома ROS =25%, а у Новатэка 33%. То есть бизнес Новатэка идет немного лучше, чем у Газпрома.

Это четыре основных коэффициента, необходимых инвестору для следующего шага в сравнительный анализ и в анализ макросреды эмитента. До встречи на шаге 2.

Начать дискуссию