Некоторые турфирмы арендуют водные судна, чтобы катать на них отдыхающих за плату. Однако в такой ситуации нужно учесть много нюансов…
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПЕРЕВОЗКУ
Кодекс внутреннего водного транспорта РФ различает такие понятия, как судовладелец и перевозчик. Статья 3 кодекса гласит, что судовладелец (владелец судна) – это юридическое или физическое лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является оно собственником судна или использует его на ином законном основании. А перевозчик – это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, взявшие на себя обязанность по договору перевозки доставить груз, пассажира или его багаж из пункта отправления в пункт назначения.
Судовладелец несет ответственность за техническое состояние судна, соответствие его характеристик нормам экологической и пожарной безопасности, квалифицированность команды. Что же касается ответственности за перевозку самого пассажира, причинение вреда его жизни или здоровью, то такая ответственность определяется в соответствии с правилами главы 59 Гражданского кодекса РФ и условиями договора аренды судна.
Поэтому, заключая договор фрахтования (например, катера), турфирме необходимо помнить, что ответственность перед пассажиром за качество услуг, их надлежащее оказание будет нести компания, которая взяла судно в аренду. При этом в аренду можно взять судно с экипажем или без экипажа.
Для пассажиров судна также есть правила, обязательные для исполнения. Правда, законодательно они не указаны, поэтому определяются каждым судовладельцем самостоятельно. Такие правила обычно находятся на судне в доступном для пассажира месте или пассажира знакомят с ними до посадки на судно (например, при заключении договора с туристической фирмой).
ДОКУМЕНТЫ НА СУДНО
Статья 14 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ устанавливает, что на судне должны быть следующие документы:
1) свидетельство о праве собственности на судно;
2) свидетельство о праве плавания судна под Государственным флагом Российской Федерации;
3) свидетельство о годности судна к плаванию с указанием его класса или с классификационным свидетельством;
4) список членов экипажа судна (судовая роль), составляемый капитаном судна;
5) судовой журнал (вахтенный журнал или единый вахтенный журнал), машинный журнал (для судна с механическим двигателем, эксплуатируемого членами экипажа судна без совмещения должностей);
6) судовое санитарное свидетельство;
7) единая книга осмотра судна;
8) свидетельство о предотвращении загрязнения с судна нефтью, сточными водами и мусором;
9) разрешение на судовую радиостанцию.
Поэтому, когда турфирма берет водное судно в аренду, ей нужно проверить наличие указанных документов.
Если судно арендуется с экипажем, необходимо удостовериться в наличии у капитана судна диплома (лицензии) на плавание в соответствующих водах, в зависимости от того, где будет плавать судно – внутренних речных водах, морских прибрежных или выйдет в океан. Это разрешения разного уровня, отражающие квалификацию шкипера.
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ
Надо сказать, что особенности оказания такого вида услуг в законодательстве прописаны нечетко, поэтому рекомендуем прописать их в договоре с потребителем. В первую очередь – ограничение возможности оказания подобных услуг. Необходимо предупреждать потребителя, что услуги могут оказываться не всем. Исключения, как правило, составляют малолетние дети, лица, страдающие определенными заболеваниями, инвалиды и т. п. Такая информация предоставляется для того, чтобы не нарушить требования статьи 426 Гражданского кодекса РФ, которая требует от коммерческой организации заключать договор с каждым, кто к ней обратится.
Также потребителя следует информировать о том, какие ограничения существуют для пользования самой услугой. Например, нельзя курить на борту, нырять в воду с борта, принимать управление судном.
У потребителя должна быть информация и о том, что ему надо иметь в такой поездке, какие предметы первой необходимости должны быть у каждого, кто садится на борт водного транспортного средства, включая средства от укачивания. Следует донести до потребителя точное описание уровня комфорта, предлагаемого на судне: для пассажира-туриста не должно стать неожиданностью, например, наличие лишь одного туалета на яхте.
Нахождение на судне имеет определенную специфику, и надо донести до пассажира правила поведения и основные принципы безопасности при заключении договора. Необходимо предложить соответствующее данному виду услуги страхование и при отказе туриста получить с него расписку.
Вся эта информация закрепляется в договоре (в самом тексте или отдельном приложении к договору, памятке, инструкции по безопасности), а потребитель должен с ней ознакомиться и оставить свою подпись под этой информацией. Туристическим компаниям следует учесть, что отсутствие у потребителя достоверной и своевременной информации о потребительских свойствах услуги и тем более о безопасности услуги может повлечь за собой расторжение договора с возмещением туристу причиненных убытков.
Статья напечатана в журнале "Учет туристической деятельности" №9, сентябрь 2010 г.
Начать дискуссию