Учет в туризме

Катание на судах и катерах

Некоторые турфирмы арендуют водные судна, чтобы катать на них отдыхающих за плату. Однако в такой ситуации нужно учесть много нюансов…

Некоторые турфирмы арендуют водные судна, чтобы катать на них отдыхающих за плату. Однако в такой ситуации нужно учесть много нюансов…

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПЕРЕВОЗКУ
Кодекс внутреннего водного транспорта РФ различает такие понятия, как судовладелец и перевозчик. Статья 3 кодекса гласит, что судовладелец (владелец судна) – это юридическое или физическое лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является оно собственником судна или использует его на ином законном основании. А перевозчик – это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, взявшие на себя обязанность по договору перевозки доставить груз, пассажира или его багаж из пункта отправления в пункт назначения.

Судовладелец несет ответственность за техническое состояние судна, соответствие его характеристик нормам экологической и пожарной безопасности, квалифицированность команды. Что же касается ответственности за перевозку самого пассажира, причинение вреда его жизни или здоровью, то такая ответственность определяется в соответствии с правилами главы 59 Гражданского кодекса РФ и условиями договора аренды судна.

Поэтому, заключая договор фрахтования (например, катера), турфирме необходимо помнить, что ответственность перед пассажиром за качество услуг, их надлежащее оказание будет нести компания, которая взяла судно в аренду. При этом в аренду можно взять судно с экипажем или без экипажа.

Правила для пассажиров
Для пассажиров судна также есть правила, обязательные для исполнения. Правда, законодательно они не указаны, поэтому определяются каждым судовладельцем самостоятельно. Такие правила обычно находятся на судне в доступном для пассажира месте или пассажира знакомят с ними до посадки на судно (например, при заключении договора с туристической фирмой). 

ДОКУМЕНТЫ НА СУДНО
Статья 14 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ устанавливает, что на судне должны быть следующие документы:
1) свидетельство о праве собственности на судно;

2) свидетельство о праве плавания судна под Государственным флагом Российской Федерации;

3) свидетельство о годности судна к плаванию с указанием его класса или с классификационным свидетельством;

4) список членов экипажа судна (судовая роль), составляемый капитаном судна;

5) судовой журнал (вахтенный журнал или единый вахтенный журнал), машинный журнал (для судна с механическим двигателем, эксплуатируемого членами экипажа судна без совмещения должностей);

6) судовое санитарное свидетельство;

7) единая книга осмотра судна;

8) свидетельство о предотвращении загрязнения с судна нефтью, сточными водами и мусором;

9) разрешение на судовую радиостанцию.

Поэтому, когда турфирма берет водное судно в аренду, ей нужно проверить наличие указанных документов.

Если судно арендуется с экипажем, необходимо удостовериться в наличии у капитана судна диплома (лицензии) на плавание в соответствующих водах, в зависимости от того, где будет плавать судно – внутренних речных водах, морских прибрежных или выйдет в океан. Это разрешения разного уровня, отражающие квалификацию шкипера.

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПОТРЕБИТЕЛЯ
Надо сказать, что особенности оказания такого вида услуг в законодательстве прописаны нечетко, поэтому рекомендуем прописать их в договоре с потребителем. В первую очередь – ограничение возможности оказания подобных услуг. Необходимо предупреждать потребителя, что услуги могут оказываться не всем. Исключения, как правило, составляют малолетние дети, лица, страдающие определенными заболеваниями, инвалиды и т. п. Такая информация предоставляется для того, чтобы не нарушить требования статьи 426 Гражданского кодекса РФ, которая требует от коммерческой организации заключать договор с каждым, кто к ней обратится.

Также потребителя следует информировать о том, какие ограничения существуют для пользования самой услугой. Например, нельзя курить на борту, нырять в воду с борта, принимать управление судном.

У потребителя должна быть информация и о том, что ему надо иметь в такой поездке, какие предметы первой необходимости должны быть у каждого, кто садится на борт водного транспортного средства, включая средства от укачивания. Следует донести до потребителя точное описание уровня комфорта, предлагаемого на судне: для пассажира-туриста не должно стать неожиданностью, например, наличие лишь одного туалета на яхте.

Нахождение на судне имеет определенную специфику, и надо донести до пассажира правила поведения и основные принципы безопасности при заключении договора. Необходимо предложить соответствующее данному виду услуги страхование и при отказе туриста получить с него расписку.

Вся эта информация закрепляется в договоре (в самом тексте или отдельном приложении к договору, памятке, инструкции по безопасности), а потребитель должен с ней ознакомиться и оставить свою подпись под этой информацией. Туристическим компаниям следует учесть, что отсутствие у потребителя достоверной и своевременной информации о потребительских свойствах услуги и тем более о безопасности услуги может повлечь за собой расторжение договора с возмещением туристу причиненных убытков.

Статья напечатана в журнале "Учет туристической деятельности" №9, сентябрь 2010 г.

Начать дискуссию