До 1 сентября Роструд должен был направить в прокуратуру списки организаций и учреждений, у которых в 2011 году пройдут плановые проверки по соблюдению трудового законодательства. Вскоре эти данные будут размещены на сайтах прокуратуры. Подготовиться к проверке поможет наша статья.
Кто проводит проверки
Государственный надзор и контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства, в том числе в учебных заведениях, проводит Федеральная инспекция труда.
Непосредственно проверки учебных заведений проводят государственные инспекции труда, которые являются территориальными органами Федеральной службы по труду и занятости населения.
Деятельность инспекции регулируется прежде всего Трудовым кодексом РФ, в частности главой 57. Там перечислены полномочия инспекторов, их права и обязанности.
Порядок инспектирования работодателей определен статьей 360 Трудового кодекса РФ. Как и прочие контролирующие органы, трудовая инспекция обязана при проверках руководствоваться Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц…» (далее – Закон № 294-ФЗ).
Непосредственно проверки учебных заведений проводят государственные инспекции труда, которые являются территориальными органами Федеральной службы по труду и занятости населения.
Деятельность инспекции регулируется прежде всего Трудовым кодексом РФ, в частности главой 57. Там перечислены полномочия инспекторов, их права и обязанности.
Порядок инспектирования работодателей определен статьей 360 Трудового кодекса РФ. Как и прочие контролирующие органы, трудовая инспекция обязана при проверках руководствоваться Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц…» (далее – Закон № 294-ФЗ).
Какие бывают проверки
Инспекция по труду может проводить плановые и внеплановые проверки. В плановом порядке образовательные учреждения проверяются не чаще одного раза в три года.
Для внеплановых проверок периодичность не установлена. Поводом для нее могут послужить:
– обращение или заявление граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
– информация об угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан, которая получена от органов государственной власти, местного самоуправления, а также из СМИ;
– случаи обращения граждан, права которых нарушены (при этом анонимные обращения и заявления не могут служить основанием для внеплановой проверки).
Во внеплановом порядке инспекторы могут проверить то, как учреждение выполнило предписания по предыдущим проверкам.
Любая проверка трудовой инспекции должна быть согласована с прокуратурой. Список учреждений, которые трудовая инспекция собирается проверить в плановом порядке, согласуется с прокуратурой ежегодно.
О плановой проверке руководство учреждения инспекторы обязаны уведомить не позднее чем за три рабочих дня до ее начала. В отношении внеплановой проверки этот срок составляет 24 часа. При этом в некоторых случаях о проверке вне плана инспекторы имеют право не уведомлять учреждение (ч. 17 ст. 10 Закона № 294-ФЗ). Например, если причинен вред жизни или здоровью граждан.
Также инспектор может не уведомлять работодателя о своем присутствии на территории учреждения, если посчитает, что это может нанести ущерб эффективности контроля (ст. 360 Трудового кодекса РФ, ст. 12 Конвенции МОТ № 81, которая ратифицирована Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. № 58-ФЗ). Подразумевается, что инспектор может инкогнито проникнуть в трудовой коллектив и наблюдать за тем, как работодатель соблюдает нормы трудового законодательства.
Для внеплановых проверок периодичность не установлена. Поводом для нее могут послужить:
– обращение или заявление граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
– информация об угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан, которая получена от органов государственной власти, местного самоуправления, а также из СМИ;
– случаи обращения граждан, права которых нарушены (при этом анонимные обращения и заявления не могут служить основанием для внеплановой проверки).
Во внеплановом порядке инспекторы могут проверить то, как учреждение выполнило предписания по предыдущим проверкам.
Любая проверка трудовой инспекции должна быть согласована с прокуратурой. Список учреждений, которые трудовая инспекция собирается проверить в плановом порядке, согласуется с прокуратурой ежегодно.
О плановой проверке руководство учреждения инспекторы обязаны уведомить не позднее чем за три рабочих дня до ее начала. В отношении внеплановой проверки этот срок составляет 24 часа. При этом в некоторых случаях о проверке вне плана инспекторы имеют право не уведомлять учреждение (ч. 17 ст. 10 Закона № 294-ФЗ). Например, если причинен вред жизни или здоровью граждан.
Также инспектор может не уведомлять работодателя о своем присутствии на территории учреждения, если посчитает, что это может нанести ущерб эффективности контроля (ст. 360 Трудового кодекса РФ, ст. 12 Конвенции МОТ № 81, которая ратифицирована Федеральным законом от 11 апреля 1998 г. № 58-ФЗ). Подразумевается, что инспектор может инкогнито проникнуть в трудовой коллектив и наблюдать за тем, как работодатель соблюдает нормы трудового законодательства.
Специфика проверок учебных заведений
Трудовые отношения в образовательных учреждениях регламентируются Трудовым кодексом РФ, Законом РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» и другими нормативными правовыми актами, которые отражают отраслевую специфику организации труда в учебных заведениях.
Тому, как соблюдаются соответствующие требования, инспекторы при проверках уделяют особое внимание.
Тому, как соблюдаются соответствующие требования, инспекторы при проверках уделяют особое внимание.
Трудовые договоры
Порядок заключения трудового договора с педагогическим работником имеет ряд особенностей.
Например, некоторым людям вообще запрещено работать в школах. Это лица с непогашенной судимостью или имеющие противопоказания по здоровью. Полный перечень приведен в статье 331 Трудового кодекса РФ.
Что касается работников высших учебных заведений, то тут тоже есть свои особенности. Например, перед заключением трудового договора с научно-педагогическим работником в обязательном порядке проводится конкурс на замещение соответствующей должности. А перед назначением работника на должность декана или заведующего кафедрой– выборы. При проверке инспекторы изучают локальные документы, которые касаются особенностей приема на работу педагогических и научных работников.
Например, некоторым людям вообще запрещено работать в школах. Это лица с непогашенной судимостью или имеющие противопоказания по здоровью. Полный перечень приведен в статье 331 Трудового кодекса РФ.
Что касается работников высших учебных заведений, то тут тоже есть свои особенности. Например, перед заключением трудового договора с научно-педагогическим работником в обязательном порядке проводится конкурс на замещение соответствующей должности. А перед назначением работника на должность декана или заведующего кафедрой– выборы. При проверке инспекторы изучают локальные документы, которые касаются особенностей приема на работу педагогических и научных работников.
Трудовые книжки
При проверке оформления трудовых книжек особое внимание уделяется наименованию должностей, специальностей и профессий. Они должны соответствовать наименованиям, указанным в квалификационных справочниках.
Также контролеры обратят внимание на дату внесения записи о квалификационной категории работника. Напомним, такая запись делается на день, когда аттестационная комиссия вынесет соответствующее решение.
Также контролеры обратят внимание на дату внесения записи о квалификационной категории работника. Напомним, такая запись делается на день, когда аттестационная комиссия вынесет соответствующее решение.
Учебная нагрузка
В ходе проверки образовательного учреждения инспекторы также обратят внимание на то, как распределяется учебная нагрузка на новый учебный год – она должна распределяться до окончания учебного года и ухода педагога в отпуск. При этом инспекторы проверят, соблюдены ли сроки предупреждения работника о возможном уменьшении (увеличении) учебной нагрузки.
Учебное заведение может устанавливать педагогу учебную нагрузку больше или меньше нормы часов, за которые ему выплачиваются ставки заработной платы. На это необходимо письменное согласие учителя. Наличие этого документа также будет проверено инспекторами.
Учебное заведение может устанавливать педагогу учебную нагрузку больше или меньше нормы часов, за которые ему выплачиваются ставки заработной платы. На это необходимо письменное согласие учителя. Наличие этого документа также будет проверено инспекторами.
Оплачиваемый отпуск
Педагогическим работникам полагается удлиненный оплачиваемый отпуск. Это следует из статьи 334 Трудового кодекса РФ. Конкретные сроки для каждой категории педагогов в зависимости от типа учреждения установлены постановлением Правительства РФ от 1 октября 2002 г. № 724. При проверке инспекторы обратят внимание не только на то, как соблюдаются эти сроки, но и на правильное начисление отпускных выплат.
Оплата труда
Для педагогических работников установлены особые гарантии при оплате труда. Так, в первую очередь инспекторы проверят, правильно ли оплачивается работа педагога в зависимости от установленной учебной нагрузки. Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. № 191 определено, что учителям, которые не обеспечены полной учебной нагрузкой, гарантируется выплата ставки заработной платы в полном размере. При условии догрузки их до установленной нормы часов другой педагогической работой и только в следующих случаях:
– учителям 1–4 классов при передаче преподавания уроков иностранного языка, музыки, изобразительного искусства и физической культуры учителям-специалистам;
– учителям 1–4 классов сельских общеобразовательных учреждений с нерусским языком обучения, не имеющим достаточной подготовки для ведения уроков русского языка;
– учителям русского языка сельских начальных общеобразовательных школ с нерусским языком обучения;
– учителям физической культуры сельских общеобразовательных учреждений.
Если у педагога учебная нагрузка в течение года уменьшается по независящим от него причинам, до конца учебного года ему полагается:
– заработная плата за фактическое количество часов, если оставшаяся нагрузка превышает установленную норму за ставку;
– заработная плата в размере ставки, если оставшаяся нагрузка ниже установленной нормы за ставку и если работника невозможно догрузить другой педагогической работой;
– заработная плата, установленная до снижения учебной нагрузки, если она ниже нормы за ставку и если работника невозможно догрузить другой педагогической работой.
Локальные нормативные документы, которые регулируют данные правоотношения, обязательно станут объектом пристального внимания инспекторов. Специалисты из трудовой инспекции обратят внимание на то, правильно ли установлены ставки заработной платы, а также доплаты и надбавки лицам, имеющим почетные звания, ученую степень.
– учителям 1–4 классов при передаче преподавания уроков иностранного языка, музыки, изобразительного искусства и физической культуры учителям-специалистам;
– учителям 1–4 классов сельских общеобразовательных учреждений с нерусским языком обучения, не имеющим достаточной подготовки для ведения уроков русского языка;
– учителям русского языка сельских начальных общеобразовательных школ с нерусским языком обучения;
– учителям физической культуры сельских общеобразовательных учреждений.
Если у педагога учебная нагрузка в течение года уменьшается по независящим от него причинам, до конца учебного года ему полагается:
– заработная плата за фактическое количество часов, если оставшаяся нагрузка превышает установленную норму за ставку;
– заработная плата в размере ставки, если оставшаяся нагрузка ниже установленной нормы за ставку и если работника невозможно догрузить другой педагогической работой;
– заработная плата, установленная до снижения учебной нагрузки, если она ниже нормы за ставку и если работника невозможно догрузить другой педагогической работой.
Локальные нормативные документы, которые регулируют данные правоотношения, обязательно станут объектом пристального внимания инспекторов. Специалисты из трудовой инспекции обратят внимание на то, правильно ли установлены ставки заработной платы, а также доплаты и надбавки лицам, имеющим почетные звания, ученую степень.
Дополнительная информация по вопросам, связанным с оплатой труда педагогических работников, которая заинтересует инспекторов при проверке, приведена ЗДЕСЬ.
Результаты проверки
По окончании контрольных мероприятий инспекторы составят акт проверки. Типовая форма такого акта утверждена приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141.
Акт составляют в двух экземплярах. Делается это обычно в последний день проверки. При этом экземпляр с копиями приложений вручают под роспись работодателю. Если представитель работодателя отказывается ознакомиться и подписать акт, инспектор делает соответствующую отметку.
Отметим, что отказываться от получения акта бесполезно. В этом случае его вышлют по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Как только инспекторы получат почтовое уведомление, будет считаться, что акт вручен должным образом.
Если контролеры обнаружат какие-либо нарушения трудового законодательства, они обязаны выдать предписание об их устранении.
В предписании должны быть указаны сроки, в которые нарушение необходимо устранить.
Акт составляют в двух экземплярах. Делается это обычно в последний день проверки. При этом экземпляр с копиями приложений вручают под роспись работодателю. Если представитель работодателя отказывается ознакомиться и подписать акт, инспектор делает соответствующую отметку.
Отметим, что отказываться от получения акта бесполезно. В этом случае его вышлют по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Как только инспекторы получат почтовое уведомление, будет считаться, что акт вручен должным образом.
Если контролеры обнаружат какие-либо нарушения трудового законодательства, они обязаны выдать предписание об их устранении.
В предписании должны быть указаны сроки, в которые нарушение необходимо устранить.
За нарушение могут наказать
За нарушение трудового законодательства предусмотрена административная ответственность.
Статьей 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлены штрафы. Они такие:
– от 1000 до 5000 руб. – для должностных лиц;
– от 30 000 до 50 000 руб. – для юридических лиц (или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).
Если руководитель или иное должностное лицо образовательного учреждения совершит аналогичное нарушение еще раз, его могут дисквалифицировать на срок от одного года до трех лет. Это следует из части 2 статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Информация о дисквалифицированных руководителях хранится в специальной базе данных, которую формирует МВД России. Поэтому у работодателей есть возможность проверить кандидатов на руководящие должности.
Важно запомнить
Инспекция по труду может проводить плановые и внеплановые проверки. О плановой проверке инспекторы должны уведомить руководство учреждения не позднее чем в течение трех рабочих дней до ее начала. А вот о внеплановой проверке учреждение вообще могут не уведомить. Дело в том, что инспекторам позволено не сообщать работодателю о своем присутствии, если это может нанести ущерб эффективности контроля.
Статьей 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлены штрафы. Они такие:
– от 1000 до 5000 руб. – для должностных лиц;
– от 30 000 до 50 000 руб. – для юридических лиц (или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).
Если руководитель или иное должностное лицо образовательного учреждения совершит аналогичное нарушение еще раз, его могут дисквалифицировать на срок от одного года до трех лет. Это следует из части 2 статьи 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Информация о дисквалифицированных руководителях хранится в специальной базе данных, которую формирует МВД России. Поэтому у работодателей есть возможность проверить кандидатов на руководящие должности.
Важно запомнить
Инспекция по труду может проводить плановые и внеплановые проверки. О плановой проверке инспекторы должны уведомить руководство учреждения не позднее чем в течение трех рабочих дней до ее начала. А вот о внеплановой проверке учреждение вообще могут не уведомить. Дело в том, что инспекторам позволено не сообщать работодателю о своем присутствии, если это может нанести ущерб эффективности контроля.
Статья напечатана в журнале "Учет в сфере образования" №9, сентябрь 2010 г.
Начать дискуссию