Для тех, кто не привык прибегать ко всяческим схемам, НДС с авансов - неизбежное
зло. Однако и от него может быть польза. Способ ее извлечь предлагают аудиторы
Марина РИЗВАНОВА и Оксана НЕЖДАНОВА из аудиторской фирмы «Уральский союз».
С незапамятных времен все привыкли, что НДС – это не тот налог, который можно
включить в расходы при расчете налога на прибыль. Сейчас это запрещает пункт
19 статьи 270 Налогового кодекса. Точнее, он говорит, что налогооблагаемую
прибыль фирмы нельзя уменьшать на расходы в виде налогов, которые она предъявляет
своим покупателям в соответствии с Налоговым кодексом.
Под это определение явно попадает НДС – его ведь предъявляют в цене товара покупателям. Но, заметьте, не всегда. Исключение – НДС, который нужно платить с авансов под предстоящие поставки. Вот его как раз никто никому не предъявляет.
Посмотрим, что такое НДС, «предъявленный в соответствии с Налоговым кодексом». Статья 168 кодекса говорит, что предъявить покупателю сумму НДС дополнительно к цене товара фирма обязана при его реализации. То есть до реализации предъявить НДС покупателю невозможно. В момент же получения аванса никакой реализации еще нет – на то он и аванс.
Поэтому начисленный с аванса НДС ничто не мешает отнести к прочим расходам по пункту 1 статьи 264 Налогового кодекса. Он позволяет уменьшать налогооблагаемую прибыль на любые начисленные налоги, за исключением названных в статье 270 (а под нее, как мы уже поняли, НДС с авансов не попадает). Списав НДС с полученной предоплаты в составе прочих расходов, вы сэкономите почти четверть (24%) его суммы.
В момент реализации товара, под поставку которого фирма получила аванс, нужно начислить НДС. Вот этот НДС уже считается предъявленным (реализация состоялась), и на него налогооблагаемую прибыль уменьшать нельзя. Одновременно можно поставить к вычету и НДС, начисленный с аванса.
Впрочем, скорее всего в налоговой службе будут против включения НДС с авансов в расходы. И если вы не хотите судебных разбирательств с инспекцией, то, поставив НДС с аванса к вычету, покажите его сумму в доходах. Но в этом случае вам нужно тщательно просчитать, будет ли такая затея выгодной.
Это зависит от многих факторов: как часто вы заключаете договоры на условиях предоплаты, сколько проходит времени между получением аванса и отгрузкой, насколько равномерно они распределены по месяцам и т. п. К примеру, если авансы вы получаете нечасто и между ними и отгрузкой проходит немало времени, то скорее всего включать НДС с предоплаты в расходы, а затем в момент вычета признавать его в доходах, окажется выгодным. Ведь в этом случае примерно четверть от суммы НДС с аванса вы сможете отдать государству не в момент его получения, а в момент отгрузки.
Играем в одни ворота
В налоговой службе с выводами Марины Ризвановой и Оксаны Неждановой, как ни странно, согласны. В Управлении налогообложения прибыли ФНС, куда мы обратились за разъяснениями, нам ответили: «Да, суммы НДС с авансов мы признаем как прочие расходы. Правда, письменно эту позицию налоговая служба еще ни разу не высказывала – запросов таких нам еще никто не присылал».
Но в несвойственной работникам налоговой службы щедрости их подозревать не стоит. «Поставив к вычету перечисленный с предоплаты НДС, его сумму нужно признать в составе доходов», – добавил наш чиновный собеседник.
Однако в ответ на нашу просьбу обосновать это требование ссылкой на какую-либо норму Налогового кодекса он стал ссылаться на принцип справедливости: «Ну как же, ведь иначе получится игра в одни ворота! Вы НДС с предоплаты в бюджет заплатили, включили его в расходы, потом в той же сумме получаете по НДС вычет, а налог на прибыль с нее платить не хотите? Поймите, справедливость должна быть для всех, не только со стороны государства к налогоплательщику, но и со стороны налогоплательщика к государству!»
Заметим, что с такой логикой можно далеко зайти. Например, утверждать, что уменьшая ЕСН на сумму пенсионных взносов, нужно заплатить с их суммы налог на прибыль. Рассуждения такие же: как же так, пенсионные взносы в ПФР заплатили, включили их в налоговом учете в расходы, потом в той же сумме получаете по ЕСН вычет, а налог на прибыль с суммы вычета платить не желаете! А где же справедливость? Понятно, что автора подобных заявлений в лучшем случае пожалеют.
Причина же «несправедливости», о которой говорил наш собеседник из ФНС, – в жадности государства. Стремясь получить НДС в бюджет пораньше, законодатели фактически ввели особый налог – НДС с авансов. От самого НДС он отличается кардинально: его не предъявляют покупателю и платят еще до того, как возникнет объект НДС – реализация. Этого нюанса авторы 25-й главы, стремящиеся очистить «налоговые» расходы от НДС, явно не учли.
А вот перечисленная в бюджет сумма налога с авансов служит самым обычным, таким же, как и все остальные, вычетом при расчете НДС. Никому ведь не приходит в голову требовать заплатить налог на прибыль с суммы вычета НДС, заплаченного поставщику! Как и в примере с ЕСН, это всего лишь элемент расчета суммы налогового обязательства, иного, чем налог на прибыль, и никак с ним не связанного. Так что единственным аргументом у налоговиков, требующих включить принимаемый к вычету НДС с авансов в доходы, остается «несправедливость». Но на нее в отличие от нормы кодекса ни в акте проверки, ни в решении по ее итогам, ни в суде не сошлешься.
НДС — не тот налог, на который можно уменьшить налогооблагаемую прибыль.
Однако для НДС с авансов это утверждение неверно.
Списав НДС с полученной предоплаты в составе прочих расходов, вы сэкономите почти четверть его суммы
Начать дискуссию