Учет в торговле

Фирма на «вмененке» продает торговое оборудование

Если торговая компания, работающая на «вмененке», продает объект основных средств, то, по мнению финансистов, эта операция облагается налогами в рамках общего режима. Порядок исчисления налога на добавленную стоимость и определения прибыли по такой сделке имеет ряд нюансов. О них и поговорим.
Если торговая компания, работающая на «вмененке», продает объект основных средств, то, по мнению финансистов, эта операция облагается налогами в рамках общего режима. Порядок исчисления налога на добавленную стоимость и определения прибыли по такой сделке имеет ряд нюансов. О них и поговорим.
Продажа основных средств – отдельный вид деятельности
Реализация активов, которые ранее использовались в качестве основных средств, – это самостоятельный вид деятельности магазина. То есть продажа таких объектов не считается операцией в рамках «вмененного» режима. Соответственно она облагается налогами в рамках общей системы. Причем даже в том случае, если речь идет о единичной, разовой сделке. Такова позиция чиновников, отраженная в письме Минфина России от 12 июля 2010 г. № 03-11-06/3/102.

Обосновывая свою точку зрения, финансисты указали, что закрытый перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться «вмененка», установлен пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ. Реализация основных средств, принадлежащих компании, данным перечнем не предусмотрена.

Таким образом, получается, что, реализуя оборудование, магазин на «вмененке» ведет два вида деятельности, один из которых облагается ЕНВД, а другой – налогами общей системы. Чиновники напомнили: в этой ситуации необходим раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (п. 7 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ).

Бухгалтерский учет
Компании – плательщики единого налога на вмененный доход ведут бухгалтерский учет в общеустановленном порядке.

Необходимо оформить документы
При продаже оборудования оформляют акт по форме № ОС-1 (утверждена постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7).

Документ составляют в двух экземплярах, один из которых передают покупателю.

Акт должен содержать заключение комиссии, которая создается в торговой фирме для контроля за выбытием основных средств. Участниками комиссии могут быть главный бухгалтер, материально-ответственные лица и другие специалисты. Ее состав утверждает руководитель организации соответствующим приказом.

Сведения о выбытии актива вносят в инвентарную карточку учета объекта основных средств по форме № ОС-6 или в инвентарную книгу по форме № ОС-6б (предназначена для малых предприятий).

Формы № ОС-6 и ОС-6б утверждены постановлением Госкомстата России от 21 января 2003 г. № 7.

Какие записи следует сделать
К счету 01 целесообразно открыть отдельный субсчет «Выбытие основных средств». В момент продажи оборудования по дебету этого субсчета отражают первоначальную (восстановительную) стоимость объекта, а по кредиту – сумму амортизации, начисленную за период его эксплуатации:
ДЕБЕТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»
КРЕДИТ 01 субсчет «Основные средства в эксплуатации»

– отражена первоначальная (восстановительная) стоимость выбывающего основного средства;

ДЕБЕТ 02
КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»

– отражена амортизация, начисленная за период эксплуатации объекта.

В результате сальдо субсчета «Выбытие основных средств» будет отражать остаточную стоимость продаваемого оборудования.

Такой порядок следует из пункта 84 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н.

Выручку от реализации оборудования включают в состав прочих доходов (по кредиту счета 91 субсчет «Прочие доходы»).

А остаточную стоимость актива списывают на прочие расходы (в дебет счета 91 субсчет «Прочие расходы»). Сюда же относят и другие затраты, связанные с продажей (например, расходы на хранение, обслуживание, транспортировку и т. д.).

Придется начислить налог на добавленную стоимость
Порядок исчисления налога при реализации оборудования зависит от того, был ли ранее «входной» НДС учтен в стоимости объекта.

Налог учтен в стоимости объекта
По общему правилу, принимая актив к учету, плательщики «вмененного» налога включают сумму «входного» НДС в стоимость объекта (п. 2 ст. 170 Налогового кодекса РФ).

В случае же продажи такого имущества налоговая база определяется по особым правилам, которые установлены пунктом 3 статьи 154 Налогового кодекса РФ. А именно как разница между ценой реализации актива (она должна соответствовать уровню рыночных цен) и его остаточной стоимостью. Об этом напомнили и финансисты в письме № 03-11-06/3/102.

Обратите внимание: в данной ситуации применяется расчетная (18/118) ставка налога. Основание – пункт 4 статьи 164 Налогового кодекса РФ.

Поясним сказанное на примере.

Пример 1. Магазин ООО «Радуга» является плательщиком единого налога на вмененный доход.

В феврале 2009 года фирма приняла к бухгалтерскому учету холодильное оборудование. Его первоначальная стоимость – 177 000 руб., включая «входной» НДС – 27 000 руб.

Срок полезного использования объекта для целей бухучета составляет шесть лет (72 месяца). Амортизация в бухгалтерском учете начисляется линейным способом.

Следовательно, ежемесячная норма амортизации такова:
100% : 72 мес. = 1,389%.

Соответственно ежемесячная сумма амортизации равна:
177 000 руб. х 1,389% = 2458,53 руб.

Поскольку оборудование поставили на учет в феврале 2009 года, амортизацию начисляют с марта 2009 года.

В бухучете начисление амортизации начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия объекта к учету, и прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем списания этого актива (п. 21, 22 ПБУ 6/01).

Таким образом, общая сумма амортизации актива, начисленная в 2009 году (с марта по декабрь включительно), составила:
2458,53 руб/мес. х 10 мес. = 24 585,30 руб.

В сентябре 2010 года ООО «Радуга» продает оборудование за 170 000 руб. (эта стоимость соответствует уровню рыночных цен).

Поэтому с 1 октября 2010 года начисление амортизации прекращается.

Сумма амортизации, начисленная за 2010 год (с января по сентябрь включительно), такова:
2458,53 руб/мес. х 9 мес. = 22 126,77 руб.

Таким образом, общая сумма амортизации, начисленной за весь период эксплуатации объекта, составила:
24 585,30 руб. + 22 126,77 руб. = 46 712,07 руб.

А остаточная стоимость актива к моменту его продажи равна:
177 000 руб. – 46 712,07 руб. = 130 287,93 руб.

Реализация холодильного оборудования отражается в бухучете магазина соответствующими записями.

Они таковы:
ДЕБЕТ 62
КРЕДИТ 91 субсчет «Прочие доходы»

– 170 000 руб. – отражен доход от продажи оборудования, а также задолженность покупателя;

ДЕБЕТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»
КРЕДИТ 01 субсчет «Основные средства в эксплуатации»

–177 000 руб. – отражена первоначальная стоимость выбывающего оборудования;

ДЕБЕТ 02
КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»

–46 712,07 руб. – списана амортизация, начисленная за период эксплуатации объекта;

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы»
КРЕДИТ 01 субсчет «Выбытие основных средств»

–130 287,93 руб. – списана остаточная стоимость проданного оборудования;

ДЕБЕТ 91 субсчет «Прочие расходы»
КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по НДС»

–6042,52 руб. ((170 000 руб. – 130 387,93 руб.) х 18% : 118%) – начислен НДС.

«Входной» НДС учтен отдельно
На практике возможна и такая ситуация. Торговая фирма приобрела объект еще до перехода на уплату «вмененного» налога, находясь на общей системе. А продает его уже являясь плательщиком ЕНВД. Порядок действий в этом случае следующий.

Оприходовав оборудование (в период применения общего режима), компания приняла «входной» налог к вычету. А при переходе на спецрежим она должна была восстановить часть ранее зачтенного налога – в размере, пропорциональном остаточной стоимости актива.

Причем восстановленная сумма не включается в стоимость объекта, а учитывается в составе прочих расходов (как в бухгалтерском, так и в налоговом учете). Такой порядок следует из пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

В результате получается, что в данной ситуации актив учтен по стоимости, не включающей налог на добавленную стоимость. В письме № 03-11-06/3/102 чиновники указали: в этом случае при продаже объекта НДС начисляется в общеустановленном порядке – со всей выручки от реализации (она должна соответствовать уровню рыночных цен).

Дополнительно отметим и такой момент. Продавая оборудование, фирма совершает облагаемую налогом операцию. Несмотря на это, принять ранее восстановленный «входной» налог к вычету нельзя, поскольку это не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. К такому выводу пришли финансисты в письме Минфина России от 23 июня 2010 г. № 03-07-11/265.

Налог на прибыль
Финансовый результат от реализации оборудования определяется в налоговом учете по правилам главы 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ. Иными словами, при продаже основных средств в налоговом учете отражаются:
– выручка (доход) от реализации;
– расходы в виде остаточной стоимости основных средств;
– расходы, связанные с реализацией (например, по обслуживанию и транспортировке проданного имущества).

Пример 2. Воспользуемся условиями предыдущего примера. В налоговом учете (так же как и в бухгалтерском) срок эксплуатации оборудования составляет шесть лет. Амортизация начисляется линейным методом.

Холодильное оборудование для торговли (код ОКОФ 142919610) отнесено к четвертой амортизационной группе. Срок полезного использования имущества данной группы составляет свыше пяти до семи лет включительно (Классификация, утвержденная постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1).

Данные бухгалтерского и налогового учета совпадают. То есть остаточная стоимость актива к моменту его продажи равна 130 287,93 руб.

В сентябре 2010 года (при продаже оборудования) бухгалтер отразил в налоговом учете:
– в составе доходов – выручку от реализации объекта за минусом НДС (п. 1 ст. 248 Налогового кодекса РФ) – 163 957,48 руб. (170 000 – 6042,52);
– в составе расходов – остаточную стоимость актива – 130 287,93 руб.

Обратите внимание: если расходы, связанные с реализацией актива, превышают выручку от его продажи, разница между ними считается убытком. В налоговом учете он признается равными долями в течение определенного периода времени. Этот период равен разнице между сроком полезного использования объекта и фактическим сроком его эксплуатации. Такой порядок установлен пунктом 3 статьи 268 Налогового кодекса РФ.

Важно запомнить

Для фирмы на «вмененке» продажа объектов основных средств – это отдельный вид деятельности, облагаемый налогами в рамках общего режима. То есть в этом случае ей придется исчислить НДС и налог на прибыль.

Статья напечатана в журнале "Учет в торговле" №9, сентябрь 2010 г.

Начать дискуссию