НК РФ

Ответственность за непредставление или несвоевременное представление бухгалтерской, налоговой, статистической отчетности и отчетности по страховым взносам

Менее чем через месяц наступает очередной отчетный период, в течение которого все юридические лица и индивидуальные предприниматели (за исключением ИП, применяющих УСН, без наемных работников) должны будут представить декларации, расчеты и иные формы обязательных отчетов в налоговые инспекции, внебюджетные фонды и органы статистики.

Менее чем через месяц наступает очередной отчетный период, в течение которого все юридические лица и индивидуальные предприниматели (за исключением ИП, применяющих УСН, без наемных работников) должны будут представить декларации, расчеты и иные формы обязательных отчетов в налоговые инспекции, внебюджетные фонды и органы статистики.

Конкретные сроки подачи тех или иных отчетов установлены законодательством РФ. Много статей написано во всевозможных источниках об ответственности за несоблюдение сроков представления отчетности. Тем не менее до сих пор в нашей практике нередки случаи, когда начинающие индивидуальные предприниматели или руководители вновь созданных компаний считают, что вне зависимости от даты государственной регистрации, отчетность нужно сдавать только тогда, когда фактически начнется деятельность.  

Однако любая организация или индивидуальный предприниматель становится налогоплательщиком с момента государственной регистрации, и именно с этого момента у них возникают обязанности по представлению налоговых деклараций (расчетов) и бухгалтерской отчетности, предусмотренных в частности  в пп.4 и 5 п. 1 ст. 23 НК РФ, независимо от наличия предпринимательской деятельности. А за неисполнение обязанностей наступает, как мы знаем, та или иная ответственность.

В 2010 году налоговое законодательство в очередной раз подверглось значительным изменениям. С 1 января 2010 года единый социальный налог был заменен взносами во внебюджетные фонды. Данное изменение, соответственно, повлияло на состав и сроки сдачи отчетности. Изменились и сроки представления сведений персонифицированного учета в ПФР. Со 2 сентября 2010 года также вступили в силу изменения в НК РФ в части ответственности за непредставление налоговых деклараций.

Все вышесказанное было принято во внимание при написании данной статьи, в которой собраны воедино все виды ответственности, которые могут быть применены к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям за нарушение законодательно установленных сроков сдачи бухгалтерской, налоговой, статистической отчетности и отчетности во внебюджетные фонды.

В данной статье не рассмотрены случаи, когда отчетность была представлена в срок, но содержала какие-либо ошибки или искажения.

Бухгалтерская отчетность

Сроки представления бухгалтерской отчетности в налоговые органы

В соответствии с НК РФ (пп. 5 п. 1 ст. 23) и Законом о бухгалтерском учете (ст. 4 и 15) организации, за исключением перешедших на упрощенную систему налогообложения (УСН), обязаны представлять в налоговые органы Бухгалтерскую отчетность:

·        ежеквартально  - в течение 30 дней по окончании квартала;

·        по окончании года - в течение 90 дней по окончании года.

Обратите внимание, что организации, уплачивающие ЕНВД, также обязаны представлять бухгалтерскую отчетность.

Сроки представления бухгалтерской отчетности в органы статистики

В соответствии с Законом о бухгалтерском учете (ст. 4 и 15) организации, за исключением перешедших на УСН, обязаны представлять в органы статистики годовую Бухгалтерскую отчетность - в течение 90 дней по окончании года.

Состав бухгалтерской отчетности

·      бухгалтерский баланс (ежеквартально);

·      отчет о прибылях и убытках (ежеквартально);

·      приложения к ним, предусмотренные отдельными нормативными актами (ежегодно);

·      аудиторское заключение, если организация в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту (ежегодно);

·      пояснительная записка (ежегодно).

Ответственность за непредставление  бухгалтерской отчетности в налоговые органы

Со 2 сентября 2010 г. согласно п. 1 ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок в налоговые органы бухгалтерской отчетности влечет взыскание с организации штрафа в размере 200 руб.за каждый непредставленный документ (ранее – 50 руб.).

Также за непредставление или несвоевременное представление в налоговые органы бухгалтерской отчетности предусмотрена и административная ответственность для должностных лиц организации (директор, главный бухгалтер) - штраф от 300 руб. до 500 руб. (п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).

Уплата штрафов не освобождает организацию от необходимости представить бухгалтерскую отчетность в налоговую инспекцию (п. 4 ст. 4.1 КоАП РФ).

Налоговые органы не вправе приостановить операции по банковским счетам, если организация не сдала бухгалтерскую отчетность. Статья 76 НК РФ разрешает приостановить операции по банковским счетам только в случаях, когда организация:

·      не сдала налоговые декларации по истечении двух недель после отчетного срока;

·      не заплатила вовремя налоги.

Ответственность за непредставление  бухгалтерской отчетности в органы статистики

За непредставление или несвоевременное представление бухгалтерской отчетности в территориальный орган Росстата статьей 19.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность:

·      длядолжностных лиц организации(директор, главный бухгалтер) - штраф от 300 руб. до 500 руб.;

·      для юридического лица – штраф от 3 000 руб. до 5 000 руб.(ст. 19.7 КоАП РФ).

Налоговая отчетность

Ответственность за непредставление деклараций в соответствии с НК РФ

В НК РФ для каждого налога предусмотрен свой срок представления налоговых деклараций в налоговые органы.

Ответственность за непредставление налоговых деклараций предусмотрена в статье 119 НК РФ, а именно:  взыскание штрафа в размере 5% неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Данная статья претерпела изменения, до 2 сентября 2010 года в ней были предусмотрены:

·        штраф в размере 5% от суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе декларации, за каждый полный или неполный месяц задержки, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 рублей, если задержка не превышает 180 дней (п.1 ст. 119 НК РФ);

·        штраф в размере 30% от суммы налога, подлежащей уплате на основе декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе декларации, за каждый полный или неполный месяц задержки, начиная со 181-го дня (п.2 ст.119 НК РФ). 

Одновременное привлечение к ответственности на основании пункта 1 и пункта 2 статьи 119 НК РФ является неправомерным.

Штрафные санкции не могут быть предъявлены налогоплательщику за непредставление деклараций по тем налогам, по которым он не является плательщиком.

Ответственность за нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета) в соответствии с НК РФ

Со 2 сентября введена ответственность за несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде в случаях, предусмотренных п. 3 ст. 80 НК РФ. Теперь в соответствии со ст. 119.1 НК РФ нарушение данного порядка влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей.

Административная ответственность за непредставление  декларации

В соответствии со ст. 15.5 КоАП РФ нарушение установленных сроков представления налоговой декларации в налоговый орган влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500 рублей.

Уголовная ответственность за непредставление  деклараций и иных документов, предусмотренных НК РФ

В соответствии со ст. 199 УК РФ уклонение от уплаты налогов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с НК РФ является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере наказывается:

·      штрафом в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет;

·      либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев;

·      либо лишением свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

То же деяние, совершенное группой лиц по предварительному сговору или  в особо крупном размере:

·        наказывается штрафом в размере от 200 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет;

·        либо лишением свободы на срок до 6 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Крупным размером признается сумма налогов, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 2 000 000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов, либо превышающая 6 000 000 рублей.

Особо крупным размером признается сумма, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд более 10 000 000 рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов, либо превышающая 30 000 000 рублей.

Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное ст. 199 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов с которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ.

Ответственность за непредставление  сведений 2-НДФЛ в налоговые органы

Организации и индивидуальные предприниматели, производящие выплаты физическим лицам, обязаны представлять в налоговый орган сведения о доходах граждан и о суммах удержанного НДФЛ в срок не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2 ст. 230 НК РФ).

Сведения представляются за календарный год по форме 2-НДФЛ (Справка о доходах физического лица), которая заполняется отдельно на каждого работник.

В случае если справки представлены не по всем сотрудникам, или не представлены в налоговый орган вовсе, то на виновное должностное лицо организации может быть наложен штраф в размере от 300 до 500 руб. (п. 1 ст. 15.6 КоАП РФ) за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

Если же виновником признают самого налогового агента (организацию, индивидуального предпринимателя), а не конкретное должностное лицо, то, начиная со 2 сентября 2010 года, с организации взимается штраф в размере 200 руб.(ранее – 50 руб.) за каждую непредставленную справку (п. 1 ст. 126 НК РФ). Обращаем внимание, что в данном случае по ст. 119 НК РФ штраф назначить не могут, так как справка по форме 2-НДФЛ не является налоговой декларацией.

Единая (упрощенная) налоговая декларация

Отдельное внимание хотелось бы уделить единой (упрощенной) налоговой декларации. С 2007 года НК РФ обязывает в некоторых случаях сдавать вместо отдельных деклараций по конкретным налогам Единую (упрощенную) декларацию.

Эта обязанность налагается на налогоплательщика только при одновременном выполнении определенных условий, а именно:

  • если налогоплательщик в течение отчетного периода не осуществлял операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах в банках (в кассе организации);
  • если в течение отчетного периода налогоплательщик не имел по этим налогам объектов налогообложения.

Как показывает практика:

·         налогоплательщиков, у которых вышеуказанные условия одновременно выполняются, единицы;

·         очень легко ошибочно сдать единую (упрощенную) декларацию, а позже при тщательном анализе хозяйственных операций выяснится, что необходимо было сдавать отдельные декларации по каждому налогу, т.к. законодательство не учитывает всех нюансов, связанных с этой декларацией, из-за чего на практике возникает много спорных ситуаций.

В связи с этим, наше мнение такого, что в целях минимизации рисков получения претензий со стороны налоговых органов, лучше сдавать отдельные декларации по конкретным налогам. Тем более, что за непредставление единой (упрощенной) декларации грозит штраф в размере 200 руб. (до 2 сентября 2010 года - 50 рублей), при этом его вряд ли применят, если сданы отдельные декларации по каждому налогу. А вот за несданную декларацию по конкретному налогу последствия могут быть более ощутимы, начиная от штрафа в размере 1000 рублей (до 2 сентября 2010 года - 100 рублей) за каждую несданную декларацию по каждому налогу, заканчивая блокировкой банковского счета по требованию налоговых органов.

Отчетность по страховым взносам в ПФР, ФСС, ФОМС

С 01 января 2010 г. вместо Единого социального налога работодатели обязаны перечислять страховые взносы с заработной платы своих работников  в Пенсионный фонд, в Фонд социального страхования и в фонды обязательного медицинского страхования РФ.

Ответственность за непредставление отчетности по вышеуказанным страховым взносам установленастатьей 46 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования":

·        непредставление в установленный срок расчета по страховым взносам, если задержка не превышает 180 дней, влечет взыскание штрафа в размере 5 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 100 рублей (п.1 ст. 46);

·        в случае задержки представления расчета на больший срок взыскивается штраф в размере 30 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, и 10 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го календарного дня, но не менее 1 000 рублей (п.2 ст. 46).

За нарушение срока представления нулевого расчета, т.е. если сумма начисленных страховых взносов по представленному расчету либо за отчетный период отсутствует (равна нулю), Правление ПФР рекомендует взимать штраф в размере 100 рублей (Методические рекомендации, утвержденные распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 05.05.2010 года № 120р) .

Ответственность за непредставление отчетности по взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случав на производстве и профессиональных заболеваний установлена статьей 19 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний":

·        при задержке сдачи отчетности до 180 календарных дней штраф составляет 5 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этой отчетности, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 100 рублей (абз.6 п. 1 ст. 19);

·        непредставление отчетности в течение более 180 календарных дней по истечении установленного срока влечет взыскание штрафа в размере 30 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этой отчетности, и 10 % суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этой отчетности, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го календарного дня, но не менее 1 000 рублей (абз.7 п. 1 ст. 19).

Административная ответственность за нарушение сроков представления отчетов во внебюджетные фонд

Необходимо отметить, что применение вышеуказанных штрафных санкций не освобождает от административной ответственности, предусмотренной статьей 15.33 КоАП РФ. Так, в соответствии с п. 2 данной статьи нарушение установленных законодательством о страховых взносах сроков представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в органы государственных внебюджетных фондов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 300 до 500  рублей.

Сведения персонифицированного учета в ПФР

Согласно статье 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" от 01.04.1996 № 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям (организациям и физическим лицам) применяются финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд РФ. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда РФ в судебном порядке (ч. 3 ст. 17 № 27-ФЗ).

Напомним, что с 2010 года сроки представления сведений персонифицированного учета в ПФР существенно изменились. За текущий год организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие выплаты физическим лицам, обязаны подать сведения  в ПФР 2 раза: за 1 полугодие 2010 года – до 1 августа 2010 года; за 2 полугодие 2010 года – до 1 февраля 2011 года.  

А вот с 2011 года предусмотрено уже четыре отчетных периода, а именно: сведения персонифицированного учета в ПФР должны подаваться ежеквартально до 1-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, то есть за 1 квартал – до 1 мая, за 2 квартал – до 1 августа, за 3 квартал – до 1 ноября, за 4 квартал – до 1 февраля следующего года.

Индивидуальные предприниматели, не осуществляющие выплаты физическим лицам, по прежнему обязаны подавать сведения на себя один раз в год не позднее 1 марта следующего года.

Статистическая отчетность

Статьей 13.19 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение должностным лицом (руководителем организации, главным бухгалтером, индивидуальным предпринимателем и т.п.), ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации влечет наложение административного штрафа в размере от 3 000 до 5 000 рублей.

Также, в соответствии со ст. 3 Закона РФ от 13.05.1992 № 2761-1 "Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности" предприятия, учреждения, организации и объединения возмещают в установленном порядке органам статистики ущерб, возникший в связи с необходимостью исправления итогов сводной отчетности при представлении искаженных данных или нарушении сроков предсталения отчетности.

Независимо от времени обнаружения нарушения Росстат может потребовать от организации сдать всю необходимую статистическую отчетность и возместить ему ущерб за исправление итогов сводной отчетности.

Однако ни в самом Законе, ни в каких-либо документах Росстата не представлена методика расчета суммы такого ущерба, поэтому любые его претензии к организации по поводу несданной отчетности могут быть оспорены, в том числе в суде. Чтобы взыскать ущерб, Росстат должен определиться с методикой расчета ущерба, правильно рассчитать его сумму, обратиться в суд и доказать правомерность своих претензий к организации.

Начать дискуссию

Бесплатно с НДФЛ

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица

С 2025 года вводят новую прогрессивную шкалу НДФЛ.

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица
Кадры

👍 Теперь в бизнес-аккаунте на «Клерке» можно продвигать свои вакансии

Продуктовая команда «Клерка» запустила новый функционал бизнес-аккаунтов: работодатели могут бесплатно размещать вакансии и, по желанию, платно их продвигать.

Верховный суд: валютный долг не должен индексироваться за просрочку

ВС РФ вынес решение, что валютный долг, в отличие от рублевой задолженности, нельзя проиндексировать за длительную просрочку.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Минэкономразвития отмечает уверенный рост организаций в «русских офшорах»

Сейчас в специальных административных районах зарегистрировано 428 международных холдинговых компаний. Резиденты САР могут пользоваться налоговыми льготами, а также применять корпоративное право той страны, из которой организация решила переехать в РФ.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

РСПП поддержал законопроект о платформенной занятости в РФ

Президент РСПП Александр Шохин концептуально поддержал законопроект «О платформенной занятости в Российской Федерации».

Прогрессивная шкала налогов всё же будет введена

Информация о том, что рассматривается законопроект о введении прогрессивной налоговой шкалы, согласно которой ставка будет зависеть от размеров дохода, уже какое-то время будоражит общественность. К сожалению, такое нововведение с большой вероятностью будет реализовано.

В базе «Клерка» уже больше 1 000 актуальных резюме!

Больше тысячи бухгалтеров, кадровиков, юристов, руководителей, финансистов и специалистов по 1С ищут работодателей с сервисом Клерк.Работа.

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Налоговый учет

Виды доходов, подлежащие налогообложению по ставке 18% в 2024 году

В 2024 году налоговая политика подвергнется некоторым изменениям, которые коснутся различных видов доходов граждан. Понимание того, какие именно доходы будут облагаться налогом по ставке 18%, поможет лучше планировать свои финансовые обязательства и избегать неприятных сюрпризов при уплате налогов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.

Как оспорить решение трудовой инспекции: разъяснения Роструда

На портале Госуслуги можно запустить процедуру досудебного обжалования решений Роструда.

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.

Медицина

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

Начиная с 2022 года Российский бизнес испытывает жесткое санкционное давление, которое не обошло стороной  медицину. Несмотря на это, отечественная экономика не впала в рецессию, а наоборот получила мощный стимул для развития, но проблем у бизнесменов добавилось.

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 
IT-компании

С 24 июля начнут принимать заявки на отсрочку от службы в армии

IT-специалисты с 24 июля по 6 августа могут подать заявление об отсрочке на портале Госуслуги.

Интересные материалы

Первичные документы

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Сегодня электронные перевозочные документы (ЭПД) уже используются наравне с бумажными, а Минтранс планирует в ближайшие годы перевести в «цифру» до 90% документооборота в сфере логистики. Многие компании, в том числе лидеры рынка, предпочли не ждать, когда ЭПД станут обязательными, и перейти на новый стандарт по собственной инициативе. Нужно ли следовать их примеру? Как перейти с бумажных перевозочных документов на электронные? Какие решения может предложить Айтиком? Рассказываем в статье. 

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году