Градостроительный кодекс РФ дополнен новыми положениями, касающимися деятельности саморегулируемых организаций (СРО). Уточнения затрагивают широкий спектр различных вопросов. Расскажем о них подробнее.
Теперь требования к выдаче свидетельств о допуске, утверждаемые СРО, в части квалификации работников юридического лица дополнительно должны содержать условие об их аттестации. Об этом сказано в пунктах 6, 8 ст. 55.5 Градостроительного кодекса РФ.
Установлены минимально необходимые требования к выдаче свидетельств о допуске к двум организационным видам работ: по организации подготовки проектной документации и по организации строительства.
Они также касаются квалификации работников, которые должны быть в наличии по месту основной работы в компаниях, осуществляющих данные виды работ (п. 8.1, 8.2 ст. 55.5 Градостроительного кодекса РФ). Раньше таких требований не было.
И еще одно дополнение: Правительство РФ может непосредственно устанавливать не только минимально необходимые требования к выдаче допусков для работ на особо опасных и технически сложных объектах, но и порядок их установления саморегулируемыми организациями, и даже порядок определения СРО, обладающих правом выдачи свидетельств о допуске к указанным работам.
Уточнено, что при добровольном выходе членство в саморегулируемой организации прекращается со дня поступления в СРО соответствующего заявления от ее выбывающего члена.
Кроме того, появился, наконец, механизм возврата взносов.
Напомним, ранее Градостроительным кодексом РФ было предусмотрено, что лицу, прекратившему членство в СРО, не возвращаются уплаченные вступительный взнос, членские взносы и взносы в компенсационный фонд. Теперь взносы (правда, только уплаченные в компенсационный фонд) должны вернуть, но лишь при соблюдении определенных условий:
– компания (строительная, проектная, инженерная) получила допуск к видам работ, исключенным впоследствии (до 1 августа 2010 года) из установленного перечня видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства;
– у компании нет допуска к другим видам работ (кроме исключенных из перечня);
– компания прекратила членство добровольно либо была исключена из - за отсутствия у нее допуска хотя бы к одному виду работ не раньше чем через два месяца и не позднее чем через шесть месяцев со дня исключения видов работ, на которые допуски у нее были, из перечня.
Саморегулируемая организация возвращает взнос в компенсационный фонд, уплаченный указанными компаниями, в течение 10 дней со дня прекращения их членства. При этом СРО уже не может быть привлечена к субсидиарной ответственности в отношении такого лица, то есть за допущенные им нарушения больше не отвечает.
Приведенные правила установлены статьей 4 закона № 240 - ФЗ.
Внесено дополнение в статью 55.8 Градостроительного кодекса РФ (п. 1.1), устанавливающее зависимость правомерности выполнения работ по организации подготовки проектной документации или организации строительства при наличии соответствующего допуска от стоимости работ по договору. Она не должна превышать планируемой стоимости работ, исходя из размера которой компанией был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации.
При этом количество договоров на выполнение работ, которые могут быть заключены такими компаниями, не ограничивается.
Свидетельства о допуске к указанным работам будут выдаваться члену саморегулируемой организации только после внесения им дополнительного взноса в компенсационный фонд до достижения им размера, установленного для «организационных» работ (п. 10.1 ст. 55.8 Градостроительного кодекса РФ). При невыполнении этого условия компании будет отказано во внесении изменений в свидетельство о допуске к соответствующему виду работ.
Определены меры по защите членов СРО от изменений законодательства, то есть введено применение переходного периода, на котором настаивало строительное сообщество. Так, установлено, что в случае внесения изменений в перечень видов «опасных» работ они вступают в силу не ранее шести месяцев со дня их внесения. Кроме того, теперь в законодательстве определено, что действие выданного свидетельства о допуске прекращается в случае исключения сведений о некоммерческой организации из государственного реестра СРО.
Отменен запрет на занятие одним и тем же лицом должности руководителя постоянно действующего коллегиального органа управления саморегулируемой организации два срока подряд (п. 4 ст. 55.11 Градостроительного кодекса РФ).
Саморегулируемой организации разрешено осуществлять контроль за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований технических регламентов при выполнении инженерных изысканий, подготовке проектной документации, в процессе осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. Ранее данное право у нее отсутствовало.
Размеры взносов в компенсационный фонд общим собранием должны быть установлены в размере не ниже минимальных размеров (п. 5 ст. 55.10 Градостроительного кодекса РФ).
Основные величины, приведенные в статье 55.4 Градостроительного кодекса РФ, не изменились. Но появилось дополнение для двух «организационных» видов работ, требующих допуска (о них мы упоминали выше).
Так вот, для них в пунктах 6 и 7 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ установлены отдельные требования. Размер взноса поставлен в зависимость от вида и стоимости подлежащих выполнению работ.
Минимальный размер взноса в компенсационный фонд для члена СРО, имеющего свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации, составляет от 500 тыс. руб. до 4 млн 500 тыс. руб. (при наличии требования о страховании – от 150 тыс. руб. до 1 млн 500 тыс. руб. соответственно). Он определяется исходя из стоимости планируемых к выполнению работ по договорам, разграниченным по стоимости – от договоров на сумму менее 5 млн руб. (по одному договору) до договоров на сумму 300 млн руб. и более.
Минимальный размер взноса в компенсационный фонд для члена СРО, имеющего свидетельство о допуске к работам по организации строительства, составляет от 1 млн руб. до 30 млн руб. (при наличии требования о страховании – от 300 тыс. руб. до 10 млн руб. соответственно). Стоимость договоров, которые компания предполагает заключать, влияющих на установление размера компенсационного взноса, – от суммы, не превышающей 10 млн руб., до суммы 10 млрд руб. и более.
В целях сохранения и увеличения размера компенсационного фонда саморегулируемые организации могут размещать эти средства только в депозиты или депозитные сертификаты в российских кредитных организациях.
В случае исключения сведений о некоммерческой организации из государственного реестра средства ее компенсационного фонда зачисляются на счет Национального объединения СРО соответствующего вида и могут быть использованы только для осуществления выплат в связи с наступлением субсидиарной ответственности.
При поступлении заявления от компании о добровольном прекращении членства саморегулируемая организация в тот же день должна внести в реестр своих членов сведения о прекращении действия выданного компании допуска. И уведомить об этом орган надзора за СРО в течение трех дней.
При создании или ликвидации саморегулируемых орагнизаций орган надзора направляет уведомление об этом в Национальное объединение в течение трех дней со дня внесения сведений о СРО в госреестр или исключения сведений об организации из этого реестра.
При изменении своих данных (наименования, адреса и т. д.) член саморегулируемой организации и СРО обязаны уведомить об этом орган надзора в письменной форме и одновременно представить соответствующие документы. А орган надзора должен внести изменения в государственный реестр.
Расширены функции Национальных объединений, то есть система саморегулирования постепенно подвергается все большей централизации.
Теперь законодательно закреплено, что может быть создано только одно Национальное объединение СРО соответствующего вида (п. 2.1 ст. 55.20 Градостроительного кодекса РФ). В статью 55.20 кодекса внесены также следующие дополнения.
Установлено, что все СРО автоматически становятся членами Национальных объединений соответствующего вида со дня внесения сведений о них в государственный реестр саморегулируемых организаций. И в течение 30 дней со дня внесения сведений о них в реестр они обязаны уплатить вступительный взнос в Нацобъединение, а также осуществлять иные отчисления на его нужды в порядке и в размерах, установленных Всероссийским съездом саморегулируемых организаций. При исключении сведений о СРО из государственного реестра она исключается из членов Национального объединения.
Помимо ранее предусмотренных функций национальные объединения могут:
– рассматривать жалобы не только СРО, но и иных лиц (на действия или бездействие саморегулируемых организаций);
– размещать средства компенсационных фондов СРО (прекративших существование), зачисленных на счет Национального объединения, и осуществлять из него денежные выплаты в соответствии с Градостроительным кодексом РФ. >|Нацобъединение обязано разместить указанные средства в депозиты или депозитные сертификаты в российских кредитных организациях.|<
Национальные объединения вправе вмешиваться в деятельность саморегулирумых организаций исключительно в случаях, прямо предусмотренных Градостроительным кодексом РФ.
При выявлении нарушений в деятельности саморегулирумой организации Нацобъединение направляет ей уведомление с предложением об их устранении в разумные сроки и сообщает о таких фактах в орган надзора за СРО.
К указанным нарушениям, в частности, относятся:
– несоответствие установленных СРО требований к выдаче свидетельств о допуске законодательно установленным требованиям;
– несоблюдение СРО данных требований;
– отсутствие у СРО надлежаще сформированного компенсационного фонда;
– необеспечение СРО доступа к информации о своей деятельности и деятельности своих членов.
Определен срок полномочий президента Национального объединения СРО – два года, а также установлено ограничение – два срока подряд одно и то же лицо эту должность занимать не может. Решения об избрании президента и о размерах отчислений саморегулируемой организации на нужды Нацобъединения должны приниматься простым большинством голосов входящих в него саморегулируемых организаций. В коллегиальный исполнительный орган – Совет Национального объединения СРО кроме президента должны входить один или несколько вице - президентов, избранных Советом по представлению президента на два года. Совет Национального объединения принимает решения об осуществлении выплат в связи с наступлением субсидиарной ответственности исключенной из госреестра саморегулируемой организации.
Значительно расширены полномочия органов госконтроля. >|Госконтроль предусмотрен не только для СРО, но и для Национальных объединений СРО. Нацобъединения обязаны представлять в Минрегион информацию по его запросу.
Контролировать деятельность СРО они могут не только путем проведения плановых и внеплановых проверок, но и с помощью иных установленных законом форм контроля.
Установлено, что при поступлении уведомления Национального объединения, а также обращений и заявлений граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц о допущенных саморегулируемой организацией нарушениях орган надзора в 20 - дневный срок обязан принять решение о проведении внеплановой проверки деятельности СРО или об отказе в ее проведении с обоснованием причин. О принятом решении он должен уведомить заявителя.
Кроме того, в Градостроительный кодекс РФ введена новая статья (55.23) о контроле за деятельностью Национальных объединений СРО. Осуществлять такой контроль поручено Минрегиону России. Плановая проверка СРО может проводиться один раз в три года. Внеплановая – при получении заявлений о нарушениях.
При выявлении нарушения контролирующий орган должен направить в Национальное объединение СРО одновременно с актом о выявленных нарушениях предписание об их устранении в разумные сроки. Указанное предписание может быть обжаловано Национальным объединением в арбитражный суд. Нацобъединение обязано представлять в контролирующий орган по его запросу информацию, необходимую для осуществления им своих функций.
В статью 60 Градостроительного кодекса РФ внесено дополнение о порядке возмещения вреда при исключении саморегулируемой организации, выдавшей допуск, из государственного реестра СРО.
В этом случае субсидиарную ответственность будет нести Национальное объединение соответствующего вида в пределах средств компенсационного фонда указанной саморегулируемой организации, зачисленных на счет такого Нацобъединения (п. 3.1).
Кроме того, конкретизированы условия наступления субсидиарной ответственности за причинение вреда вследствие недостатков выполненных работ для иных лиц (кроме исполнителя работ и СРО).
Так, определено, что, если была проведена негосударственная экспертиза проектной документации (результатов инженерных изысканий), организация, ее проводившая и выдавшая положительное заключение, будет нести ответственность наряду с Российской Федерацией, субъектом России при наличии положительного заключения государственной экспертизы.
Если же вред причинен в результате несоответствия построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства или выполненных работ, требованиям технических регламентов и проектной документации и имеется положительное заключение органа государственного строительного надзора, ответственность будет нести Российская Федерация или субъект России.
Статья напечатана в журнале "Учет в строительстве" №10, октябрь 2010 г.
Начать дискуссию