Временные методические рекомендации по организации проведения выездных проверок… утверждены распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 11 мая 2010 г. № 127р (далее – Рекомендации № 127р).
Напоминаем, что Пенсионный фонд РФ определен в качестве органа контроля за уплатой взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование (ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212 - ФЗ). Проверка проводится на территории (в помещении) проверяемой организации. Расскажем об основных правилах ее проведения.
В пункте 5.1 Рекомендаций № 127р сказано, что проверять целесообразно период, не превышающий трех лет. На самом деле выбора у проверяющих нет: проверить могут лишь данные не более чем за три календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении выездной проверки. Это определено в пункте 9 статьи 35 закона № 212 - ФЗ. Период, подлежащий контролю, рассчитывается исходя из целого числа расчетных периодов (то есть календарных лет, поскольку расчетным периодом по страховым взносам, согласно п. 1 ст. 10 закона № 212 - ФЗ, признается календарный год). Обычно мероприятие назначают не ранее наступления сроков представления расчетов за последний расчетный период. Выездная проверка проводится один раз в три года, при этом количество проверок обособленных подразделений не учитывается. Однако при реорганизации или ликвидации строительной компании время проведения предыдущей проверки роли не играет. Проверка организации не может продолжаться более двух месяцев, а ее обособленного подразделения – более одного месяца (п. 6.1 Рекомендаций № 127р).
В методичке приведен перечень документов, которые вправе изучить проверяющие (п. 7.1 Рекомендаций № 127р).
К ним относятся как документы юридического и общего характера (учредительные документы; лицензии, действующие в проверяемый период; трудовые, гражданско - правовые договоры с физическими лицами и т. д.), так и специальные – финансовые. А именно: приказы об утверждении учетной политики; расчеты по начисленным и уплаченным взносам; книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций; бухгалтерская отчетность, аудиторские заключения; регистры бухгалтерского и налогового учета, в том числе главные книги, журналы учета хозяйственных операций, журналы - ордера, ведомости; банковские и кассовые документы; первичные документы.
Контролерам предписано проследить за устранением нарушений, выявленных предыдущей проверкой, и за тем, не повторяются ли они вновь в проверяемом периоде. Ну и, конечно, сверить соответствие поданных в ПФР расчетов данным бухгалтерского учета.
Одновременно бухгалтерский учет проверяется на полноту и правильность отражения хозяйственных операций, влияющих на формирование базы для начисления взносов. >|В отличие от Налогового кодекса РФ, где есть специальная статья 120, предусматривающая штрафы за грубое нарушение правил учета доходов, расходов и объектов налогообложения, в законе № 212 - ФЗ аналогичной статьи нет. Значит, наложение органами контроля штрафов на организацию за неправильный бухучет страховых взносов этим законом не предусмотрено.|<
Представить необходимые документы строительная компания обязана в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования. При этом все бумаги должны быть заверены подписью руководителя (его заместителя или иного уполномоченного лица) и печатью организации. Контролерам рекомендовано принимать их по описи, подписанной обеими сторонами.
Учтите: требовать нотариально удостоверенные копии, а также изымать подлинники документов проверяющие не вправе. Если организация не может представить бумаги в течение 10 рабочих дней, то она вправе попросить отсрочку (в виде письменного уведомления) с указанием причин и сроков возможного представления документов. Сделать это надо быстро – в течение дня, следующего за днем получения требования (п. 7.2 Рекомендаций № 127р). Ответ должны дать в течение двух дней со дня получения такого уведомления (сроки могут продлить, но могут и отказать).
…включает следующие этапы:
– изучение документов;
– составление справки о проведенной проверке (последний день проверки);
– вручение справки проверяемому лицу;
– составление акта (два месяца со дня составления справки) и его вручение проверяемому лицу или направление ему этого документа по почте.
Специалисту территориального органа ПФР рекомендуется в случае необходимости вызывать на основании письменного уведомления руководителей (представителей) организаций – плательщиков страховых взносов для дачи пояснений (п. 7.3 Рекомендаций № 127р).
При выявлении нарушений производится доначисление взносов и выносится решение о привлечении плательщика к ответственности.
Если организация с результатами проверки не согласна, она может представить в орган контроля письменные возражения на акт выездной проверки в течение 15 дней со дня его получения. Такая возможность предусмотрена пунктом 5 статьи 38 закона № 212 - ФЗ.
В этом случае контролирующий орган должен рассмотреть материалы и принять по ним решение в течение 10 дней со дня истечения 15 - дневного срока, отведенного проверяемому лицу на представление возражений. >|Срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях (п. 6 ст. 4 закона № 212 - ФЗ).|<
Если компания отказалась допустить специалистов территориального органа ПФР на свою территорию (в помещение), а также при отсутствии у нее необходимого учета (или ведения его с нарушением), проверяющие определят суммы взносов, подлежащие уплате, расчетным путем. При этом они могут использовать либо имеющуюся информацию об организации, либо данные об иных аналогичных плательщиках страховых взносов.
По результатам рассмотрения материалов проверки выносится одно из двух решений: о привлечении плательщика взносов к ответственности или об отказе в привлечении к ответственности.
В первом случае в решении должны быть изложены обстоятельства правонарушения (со ссылкой на подтверждающие документы, доводы, приводимые плательщиком в свою защиту, смягчающие обстоятельства) и указаны применяемые меры ответственности (со ссылкой на статьи нормативных актов). Кроме того, отражается размер выявленной недоимки, соответствующих пеней, подлежащего уплате штрафа (п. 9.7 Рекомендаций № 127р).
Во втором случае в решении указываются обстоятельства, послужившие основанием для отказа, смягчающие обстоятельства, а также (при наличии) сумма недоимки и пеней.
Первый экземпляр решения в течение пяти рабочих дней после дня его вынесения вручается проверяемому лицу (его представителю) под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения.
В случае направления по почте заказным письмом решение считается полученным по истечении шести рабочих дней со дня направления письма. Второй экземпляр приобщается к материалам проведенной проверки.
Методические рекомендации… по привлечению к ответственности плательщиков страховых взносов за нарушение законодательства РФ о страховых взносах утверждены распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 5 мая 2010 г. № 120р (далее – Рекомендации № 120р).
Прежде всего обратим внимание на полезные для строительной организации положения.
В методичке разъяснено, что обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте нарушения законодательства о страховых взносах и виновности плательщика в его совершении, возлагается на территориальные органы ПФР (п. 1.3 Рекомендаций № 120р).
Кроме того, отмечено, что:
– никто не может быть привлечен к ответственности повторно за совершение одного и того же правонарушения;
– для привлечения к ответственности факт совершения нарушения должен быть установлен решением территориального органа ПФР, вступившим в силу;
– при наличии определенных обстоятельств организация не подлежит ответственности за совершение правонарушения. >|Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении правонарушения, признаются: стихийные бедствия; совершение действий физическим лицом в болезненном состоянии; выполнение письменных разъяснений контролирующих или уполномоченных органов и т. д. (п. 1 ст. 43 закона № 212 - ФЗ).|<
В то же время указано, что привлечение организации к ответственности не освобождает ее от уплаты взносов и пеней, а должностных лиц – от административной или иной ответственности, предусмотренной законодательством РФ.
Напомним, строительная компания обязана отчитываться в ПФР по начисленным и уплаченным взносам по форме РСВ - 1 ПФР (утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 12 ноября 2009 г. № 894н) в следующие сроки:
– ежеквартально – до 1 - го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (подп. 1 п. 9 ст. 15 закона № 212 - ФЗ). Отчетными периодами признаются I квартал, полугодие, 9 месяцев календарного года, календарный год;
– за год – до 1 марта календарного года, следующего за истекшим расчетным периодом (п. 5 ст. 16 закона № 212 - ФЗ);
– при ликвидации организации – до дня подачи в регистрирующий орган заявления о ликвидации (п. 15 ст. 15 закона № 212 - ФЗ).
Должностное лицо территориального органа ПФР в период, составляющий три месяца со дня представления расчета, проводит его камеральную проверку. При обнаружении нарушения сроков сдачи отчетности такие факты отражаются в акте камеральной проверки, который составляется не позднее 10 дней после истечения срока проведения камеральной проверки.
Если расчет сдан с опозданием до полугода, штраф составит 5 процентов от неуплаченной суммы взносов в месяц (со дня, установленного для представления расчета). При этом сумма штрафа ограничена, она не может быть более 30 процентов от суммы указанных в расчете взносов. Нижний предел штрафа – 100 руб. Об этом сказано в пункте 2.1 Рекомендаций № 120р.
Если просрочка подачи расчета составила более 180 календарных дней, то штраф составит 30 процентов от суммы взносов плюс 10 процентов (от той же суммы) взносов за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181 - го календарного дня, но не менее 1000 руб.
Если расчеты не представлялись, привлечение к ответственности осуществляется по результатам проведения выездной проверки.
Обратите внимание: непредставление расчета за каждый отчетный период рассматривается контролерами как отдельное нарушение.
Подтвердить факт нарушения проверяющие должны документально (актом проверки; формами расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам, сданными организацией в ПФР, с отметкой о приеме; документами, подтверждающими доставку расчета, включая доставку по каналам связи).
В методичке утверждается, что если сумма начисленных взносов по несвоевременно сданному расчету либо за отчетный период отсутствует (равна нулю), то размер штрафа – 100 руб.
На самом деле такого положения статья 46 закона № 212 - ФЗ напрямую не содержит (как и аналогичная ст. 119 Налогового кодекса РФ). Но чиновники считают, что, если нулевая налоговая декларация сдана не вовремя, штраф составляет 100 руб. (письма Минфина России от 27 октября 2009 г. № 03 - 07 - 11/270; ФНС России по г. Москве от 16 марта 2009 г. № 20 - 14/4/022859@). >|Согласно изменениям, внесенным в статью 119 Налогового кодекса РФ Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 229 - ФЗ, минимальная сумма штрафа за непредставление налоговой декларации в установленный срок со 2 сентября 2010 года составляет 1000 руб.|<
В судебной практике по этому вопросу (применительно к налоговым декларациям, поскольку по взносам такая практика еще не сложилась) единообразия нет: некоторые арбитры считают, что штраф должен быть нулевым, некоторые соглашаются с чиновниками. Однако в недавно принятом постановлении Президиума ВАС РФ от 8 июня 2010 г. № 418/10 судьи все - таки признали правомерность взыскания штрафа в размере 100 руб. по каждому факту нарушения срока подачи декларации вне зависимости от того, что суммы налога за эти налоговые периоды равны нулю.
Учтите, если у организации есть переплата по страховым взносам, от штрафа это ее не избавит. Имеющаяся на дату привлечения к ответственности переплата не влечет за собой уменьшения размера штрафа, налагаемого по статье 46 закона № 212 - ФЗ.
В общем случае штраф составляет 20 процентов от неуплаченной суммы страховых взносов. Если будет доказан умысел в совершении такого нарушения, то штраф увеличат до 40 процентов (ст. 47 закона № 212 - ФЗ, п. 2.2 Рекомендаций № 120р). Факт неуплаты взносов выявляется в ходе камеральной или выездной проверки.
Обратите внимание: размер штрафа рассчитывается исходя из величины суммы взносов, не уплаченных (не полностью уплаченных) именно в результате неправильного их исчисления или других неправомерных действий (бездействия) организации. То есть указанная статья применяется только в случае доначисления взносов при обнаружении ошибок или совершения плательщиком других неправомерных действий.
Строительная компания не может быть привлечена к ответственности на основании статьи 47 закона № 212 - ФЗ за неуплату (неполную уплату) правильно исчисленных страховых взносов (для взыскания взносов должны применяться другие способы).
В отличие от применения санкций за нарушение сроков сдачи расчетов по страховым взносам наличие переплаты при данном нарушении может сыграть положительную роль. Но только при переплате в тот же внебюджетный фонд.
Согласно статье 26 закона № 212 - ФЗ засчитывать суммы, переплаченные в один фонд, в счет погашения задолженности перед другим фондом нельзя.
В методичке разъяснено, что, если у организации имелась переплата взносов по конкретному виду страхования, достаточная для погашения недоимки, состав правонарушения, предусмотренный статьей 47 закона № 212 - ФЗ, отсутствует.
А если переплата образовалась после возникновения задолженности, то освобождение от штрафа зависит от выполнения следующих условий (они связаны с внесением страхователем изменений в расчеты по взносам):
– уточненный расчет представлен до момента, когда плательщик узнал об обнаружении органом контроля ошибок в сведениях либо о назначении выездной проверки за данный период. Кроме того, до подачи «уточненки» должны быть уплачены недоимка и пени;
– уточненный расчет представлен после выездной проверки за соответствующий расчетный период, во время которой контролеры не обнаружили ошибок (ст. 17 закона № 212 - ФЗ).
Должностные лица, проводящие камеральную или выездную проверку, вправе истребовать у проверяемой строительной компании необходимые для проверки документы.
В Рекомендациях № 120р (п. 2.3) подчеркивается, что требование о представлении документов должно содержать достаточно определенные данные (перечень конкретных документов с указанием их наименования, реквизитов и количества), а сами документы должны иметь отношение к предмету проверки.
Это руководящее указание контролерам очень важно и для проверяемых.
Отметим: в налоговой практике существуют официальные разъяснения в пользу налогоплательщиков. Так, в письме Минфина России от 25 июня 2007 г. № 03 - 02 - 07/2 - 106 обращено внимание на форму требования о представлении документов для налоговой проверки, в которой предусмотрено указание наименования, реквизитов и иных индивидуализирующих признаков истребуемых документов, а также периода, к которому они относятся.
Есть и судебные решения в пользу налогоплательщиков. Например, в постановлении Президиума ВАС РФ от 8 апреля 2008 г. № 15333/07 сделан следующий вывод: если требование о представлении документов, предъявленное в ходе камеральной проверки, содержит неопределенные данные о запрашиваемых документах, то привлечь налогоплательщика к ответственности (по ст. 126 Налогового кодекса РФ) за неисполнение такого требования нельзя.
Для представления документов, истребованных в ходе проверки, организации отводится 10 рабочих дней. Штраф взыскивается в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ на основании статьи 48 закона № 212 - ФЗ.
Привлекать организацию к ответственности рекомендовано после завершения проведения камеральной либо выездной проверки.
Порядок зачисления штрафов в бюджеты регулирует статья 46 Бюджетного кодекса РФ (для взносов – подп. 3 п. 1).
Так, сумма штрафа за несвоевременное представление расчетов по пенсионным взносам подлежит перечислению в бюджет ПФР по нормативу 100 процентов.
Сумма штрафа за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в полном объеме подлежит перечислению в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов, в отношении которых взыскивается штраф.
Сумма штрафа за непредставление документов распределяется в следующем порядке:
– в бюджет ПФР – 83 процента;
– в бюджет ФФОМС – 7 процентов;
– в бюджет ТФОМС – 10 процентов (п. 2.3 Рекомендаций № 120р).
Перечисляют штрафы единой суммой (по реквизитам, указанным в решении ПФР о привлечении к ответственности), распределение осуществляет казначейство. Но приведенная информация может пригодиться строительным компаниям при оспаривании взысканных сумм (для зачета).
Важно запомнить
Статья напечатана в журнале "Учет в строительстве" №10, октябрь 2010 г.
Начать дискуссию