Может ли бухгалтерия принять авансовый отчет, если сотрудник оплатил покупку личной кредиткой? Как лучше оформить регулярные выплаты работнику, не числящемуся в штате? Кто прав в споре о предоставлении имущественного вычета: Минфин или налоговая служба? Что делать с многочисленными исправлениями в накладных, которые своевременно не заносятся в программу? Правильно ли, когда организация выплачивает больничные «за свой счет», не возмещая их из ФСС? Ответы на эти вопросы – в очередном обзоре форума Клерк.Ру.
Принимать ли авансовый отчет об оплате с личной кредитки?
«Подотчетное лицо приобрело хозяйственные товары. Оплату человек совершило со своего личного карточного счета. Мы выдали ему 1500 рублей под аванс, но при оплате с карточки он стоил дешевле – 1200 рублей, и сотрудник решил сэкономить, сделав перевод от своего имени. К авансовому отчету он приложил платежное поручение и товарную накладную. Могу ли я принять этот отчет?» – спрашивает Новичок в бух.учете.
«Можете, только на расходы фирмы не относите, - отвечает Степа_. - Потому что получается, что он купил эти хозяйственные принадлежности для себя».
«Степа_, есть накладная и документ об оплате. Чего не хватает-то?» - недоумевает stas®.
«Не хватает подтверждения, что ему выдали деньги в подотчет, - считает Степа_. - А иначе какое он подотчетное лицо? В общем, фирма должна купить эти товары у физлица».
«Степа_, откуда такой вывод? Даже налорги от подобного развода давно отказались», - продолжает настаивать stas®.
«Лицевой счет карты - это денежные средства сотрудника, - пишет klb36. - Если это покупка для фирмы, то это перерасход по авансовой ведомости, т.е, в накладной должна идентифицироваться фирма. Если директор не утверждает авансовую ведомость, товар переходит к собственнику т.к не утверждён порядок перехода ден.средств».
«Не обязательно в накладной должна идентифицироваться фирма, - парирует stas®. - Сотрудник может действовать в интересах работодателя от собственного имени (т.е. по типу комиссии, а не поручения)».
«Но если заключается договор комиссии или агентский, то это уже не подотчётное лицо в рамках этой покупки, - считает klb36. - Действуют нормы Гражданского кодекса».
«Да, отношения — гражданско-правовые, - соглашается stas®. - Но основания возникновения отношений — трудовые. И даже если накладная будет выписана не на организацию, а на физлицо, это не играет роли. Если сотрудник действовал в интересах организации, то у нее возникло право собственности на ТМЦ, даже если сотрудник действовал от собственного имени».
Как оформить выплаты на карточку внештатнику?
«Мне директор задал задачу – ежемесячно переводить энную сумму на счет частному лицу, - рассказывает Anastacii. - Наша компания занимается связью, а этот парень ремонтирует оборудование. Но человек не в штате. Не расценят ли это при проверке как зарплату, и смогу ли я отнести эти выплаты на затраты?»
«Можно оплачивать ему аренду квартиры, плюс подоходный за него, - советует Таньча. - Или оформить его как ИП- платить сколько нужно, а дальше пусть сам налоги платит. Второй вариант правильнее».
«Ну, оформить это можно и не как трудовые отношения, считает K.S. - Главное, чтобы у вас оборудование регулярно ломалось. Заключаете гражданско-правовой договор на ремонт с физлицом, платите деньги, облагаете налогами (кроме ФСС). Вот и вся схема – налогов в итоге меньше на сумму ФСС. Хотя, конечно, если бы он был ИП – возможно, вы не платили бы налогов. В общем, если цель его работы - это результат (а не процесс), и работы носят не постоянный характер, и он не подчиняется вашему трудовому распорядку и т.д. - то заключайте ГПД. Если нет – трудовой».
Имущественный вычет: Минфин против ФНС
«Всегда предоставлял сотрудникам имущественный вычет за весь налоговый период, - пишет Аноним. – Скажем, приносит мне человек уведомление, мы ему пересчитываем НДФЛ с начала года. Возвращаем налог и далее не удерживаем. Но тут новый главбух прочитала письмо Минфина и теперь утверждает, что принес человек, допустим, уведомление в августе – значит, с августа и налог 13 процентов брать не будем. И никаких перерасчетов. Как убедить ее, что вычет предоставляется за весь налоговый период?»
Действительно, 12 апреля 2010 года замдиректора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Разгулин выпустил письмо N 03-04-06/9-72 на эту тему, подтверждают читатели.
В нем говорится, что «суммы налога, удержанные налоговым агентом в установленном порядке до получения им обращения налогоплательщика о предоставлении имущественного налогового вычета и соответствующего подтверждения налогового органа, не являются "излишне удержанными" и, соответственно, под действие ст. 231 Кодекса не подпадают».
Правда, уточняется: «В случае если по итогам налогового периода сумма дохода налогоплательщика, полученного у налогового агента, оказалась меньше суммы имущественного налогового вычета, определенной в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 220 Кодекса, налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета при подаче налогоплательщиком налоговой декларации в налоговые органы по окончании налогового периода».
В свою очередь, управление ФНС по Москве 23 апреля выпустило письмо №20-14/3/043349. В нем утверждается, что «независимо от того, в каком месяце налогового периода налогоплательщик получил уведомление из налогового органа, налоговый агент должен предоставить ему вычет за весь календарный год, указанный в уведомлении.
Согласно пункту 1 статьи 231 НК РФ излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогоплательщика суммы налога на доходы физических лиц подлежат возврату налоговым агентом по представлении налогоплательщиком соответствующего заявления».
«Налоговой службе позиция Минфина невыгодна, - поясняет Генук. – Изначальная поправка Налогового кодекса давала разрешение предприятиям предоставлять имущественный вычет по уведомлению. Налоговики при этом разгружались от рутинной работы по перечислению денег физлицам. А теперь, если следовать Разгулину, ни одно нормальное лицо не успеет в январе взять уведомление, а значит за имущественным вычетом по первым месяцам года пойдёт опять в ИФНС. И опять налоговикам печатать платёжки и отправлять деньги».
Хотя, в соответствии с положениями пп. 5 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса РФ налоговые органы и обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина, но читатели советуют не торопиться следовать порядку, изложенному в письме замдиректора департамента.
«99%, что Разгулин дезавуирует своё письмо и 100%, что налоговая не будет наезжать, - считает Генук. – Потому что просто проиграет в первом же суде. А если вопрос встает о перерасчете уже сделанного вычета в сторону уменьшения, то пишите заявление о несогласии с удержанием этого "перерасчёта" из зарплаты. Пригрозите трудинспекцией - по ТК РФ имеют право удерживать лишь неоспариваемую сумму. И письменно заверьте своё оспаривание и несогласие».
Что делать с многочисленными исправлениями в накладных7
«Пришла недавно в новую компанию и получила головную боль, - пишет buxgalter. - В процессе разгрузки, приёмки товара оказывается, что не все соответствует документам – что-то, куда-то утряслось, усохло или, наоборот, подросло и переродилось. От каких-то товаров клиент отказался по причине брака, нетоварного вида, отсутствующей сопроводительной документации и т.д. Или денег не хватило у клиента рассчитаться, другой поставщик успел раньше нас привезти эту позицию, неправильно была сформирована заявка. И т.д. и т.п.
По факту исправлений много (в бумагах), но практически никогда они не отражаются в программе. На мой взгляд, из-за халатности водителей-экспедиторов и бухгалтерии. Но если у людей не было четких инструкций, то человек даже и не догадывается, что он делает что-то не то.
Через две недели начинается отчетность. По нашему виду деятельности первые отчеты по оборотам - до 10 числа. А цифр достоверных нет нигде! Подскажите, как вы выходите из подобных ситуаций?»
Составляйте двухсторонний акт ТОРГ2, и в накладной делайте отметку о том, что акт прилагается, советуют читатели.
«Когда экспедитор сдает документы, отдельно пусть отдает фактуры с вычерками, - пишет Аноним. - Сразу же незамедлительно исправлять и печатать новый исправленный комплект документов для клиента и настаивать, чтобы он был подписан».
«Можно составить дополнительное соглашение к договору о том, что поставщик обязуется предоставить исправленные документы в такой-то срок, - замечает Puzik. - А также и о том, что он обязан возместить все убытки, связанные с претензией налоговиков в связи с неправильным оформлением документов».
Больничные в ФСС мы не возмещаем
«Организация, с которой я работаю, находится на УСН, - пишет Аноним. - Платим работникам больничные, но в ФСС их не возмещаем, т. е. платим за свой счет. Является ли это нарушением законодательства?»
«Не понимаю проблемы, - пишет mizeri. - Сложность в расчете больничных, или в чем? Можно в конце концов и почтой документы отправлять. Если 800 человек, то это наверняка немало больничных, а значит и денег. Ко мне вот обращаются, чтобы я "вела" фирму, как раз для того, чтобы получать возмещения».
«У меня 800 человек! 15 юрлиц! А я одна! – негодует автор вопроса. - Мне там жить, что ли?»
«А ваши клиенты в курсе, что вы разбазариваете их деньги? – интересуются читатели. - Кстати, не включаете ли вы подобные больничные в расходы или в уменьшение налога? Облагаете ли их взносами в Пенсионный фонд? Потому что ПФ не признает их больничными, если они не возмещались из ФСС».
«Если вы не включаете больничные в расходы для налогообложения, базу не занижаете - я не знаю, у кого могут возникнуть претензии, кроме ваших учредителей, - пишет Елена Вер. – Но неужели ПФ действительно «не признает их больничными, если они не возмещались из ФСС"?
«Вообще-то, больничный - это государственное пособие, а не оплата за счет организации (кроме первых 2-х дней), - отвечают читатели. - Так почему эта выплата должна называться больничным?»
«При наличии правильно оформленных листков нетрудоспособности с таким утверждением ПФ можно было бы и поспорить, - считает Елена Вер. - В такой логике и первые два дня - не пособие».
«А логику не надо подключать, надо просто прочесть закон, - отвечают читатели. - Цитата: «обязательное страховое обеспечение по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее также - страховое обеспечение) - исполнение страховщиком, а в отдельных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, страхователем своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты пособий, установленных настоящим Федеральным законом».
Поскольку страховщик никаких обязательств не исполняет и ничего не выплачивает, а в законе не прописана возможность полной оплаты больничных за счет работодателя (а только первые два дня), то выплата за счет организации не будет признаваться пособием по временной нетрудоспособности. Вообще-то те, кто не хочет связываться с больничными, просто платят зарплату за время болезни, а больничный лист выкидывают».
Начать дискуссию