Бухгалтерский учет

В Налоговый кодекс внесены изменения

Главный налоговый документ существенно доработан. Поправки затронули как общий порядок администрирования, так и правила исчисления и уплаты отдельных налогов. Они касаются и бюджетных учреждений. Поэтому о новациях следует знать.
Главный налоговый документ существенно доработан. Поправки затронули как общий порядок администрирования, так и правила исчисления и уплаты отдельных налогов. Они касаются и бюджетных учреждений. Поэтому о новациях следует знать.
 
Нововведения в часть I Налогового кодекса

Новшества внесены Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ (Основные нововведения сведены в таблицу (см. рубрику «Для справки»).

Первая часть кодекса дополнена положениями, обеспечивающими более широкое использование во взаимодействии с налоговыми органами электронных документов. Уточнены отдельные понятия. Ужесточены меры ответственности.  

Постановка на учет

Значительно скорректирован порядок постановки на налоговый учет и снятия с учета, что должно упростить указанные процедуры.

Согласно действующим нормам, учреждение по местонахождению обособленного подразделения поставят на учет на основании сообщения. Однако для филиалов и представительств предусмотрены отдельные требования. В пункте 3 статьи 83 Налогового кодекса РФ уточнено, что их учет налоговики будут вести исходя из сведений, взятых ими из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). Кстати, правила выбора инспекции для постановки на учет нескольких подразделений, располагающихся в одном муниципальном образовании, также изменены. Теперь определено, что уведомление о сделанном выборе учреждению следует представить в налоговый орган по своему местонахождению. Об изменении местонахождения обособленного подразделения надо сообщать в налоговую инспекцию по месту учета учреждения. Отметим, что более подробные разъяснения даны в информационном сообщении ФНС России.  

Электронный документооборот

Со 2 сентября 2010 года налоговые органы имеют право требовать представления необходимых документов в электронном виде (подп. 1 п.1 ст. 31 Налогового кодекса РФ). А вот возможности требовать обязательного письменного сообщения в инспекцию сведений об открытии и закрытии счетов, участии в других организациях, создании обособленных подразделений, реорганизации или ликвидации налоговики теперь лишены. Данные сведения можно представить: лично, через представителя, по почте или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Электронный поток может исходить не только от налогоплательщика, но и от налоговой инспекции. Так, от чиновников в электронной форме можно получить:
— свидетельство и уведомление о постановке на учет в налоговом органе;
— акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;
— уведомления об уплате налогов;
— требование об уплате налога;
— требование о представлении документов (информации) о контрагентах.

Учреждения могут представить документы также в электронном виде. Однако контролеры все же имеют право ознакомиться с их подлинниками.  

Расширены права сторон

Налогоплательщики получили законодательно закрепленное право на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам и на получение акта совместной сверки указанных расчетов (подп. 5.1 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса РФ).

Напомним, что на основании заявления учреждения (и акта совместной сверки) налоговый орган может принять решение об уточнении платежа. Это позволяет уменьшить сумму начисленных пеней. Так вот, теперь о принятом решении инспекция должна уведомить налогоплательщика в течение пяти дней после его принятия. Такое дополнение внесено в пункт 7 статьи 45 Налогового кодекса РФ.Налоговикам продлили срок для взыскания налогов за счет имущества налогоплательщика. Если они пропустили установленный срок (один год после истечения срока исполнения требования), им предоставлено право обратиться в суд в течение двух лет со дня истечения этого срока (п. 1 ст. 47 Налогового кодекса РФ).

Конкретизирован порядок признания и списания безнадежной недоимки: четко указаны причины и, кроме того, по региональным и местным налогам соответствующим властям дано право устанавливать дополнительные основания для списания. Решать вопрос о наличии безнадежной налоговой недоимки получили право налоговики, а также таможенные органы — в пределах своей компетенции.  

Получить отсрочку будет сложнее

Изменение срока уплаты станет возможным не только в отношении налога, сбора и пеней, но и в отношении штрафа. Указано, что действие главы 9 Налогового кодекса РФ не распространяется на налоговых агентов.

Пополнен перечень обстоятельств, исключающих изменение срока уплаты налога и сбора. Повторно отсрочку не предоставят, если в течение трех лет, предшествующих дню подачи заявления, по предоставленной ранее «льготе» были допущены нарушения.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена учреждению на сумму, не превышающую стоимость его чистых активов. Это установлено в новом пункте 2.1 статьи 64 Налогового кодекса РФ.

Следует также отметить, что учреждение, исполняющее госконтракт, может получить отсрочку при несвоевременном перечислении ему средств за выполнение работ для государственных нужд.

В пунктах 5, 5.1 указанной статьи приведен подробный перечень документов, который нужно приложить к заявлению о получении отсрочки или рассрочки по уплате налога (справки банков и налоговых органов, список дебиторов, график погашения задолженности и т. д.).  

Обеспечение исполнения обязательств

Срок исполнения требования об уплате налога и сбора установлен в рабочих днях — 8 дней с момента получения указанного требования (вместо 10 календарных дней в прежней редакции п. 4 ст. 69 Налогового кодекса РФ).

Обратите внимание: срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если он не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем (п. 6 ст. 6.1 Налогового кодекса РФ).  

Налоговые проверки
 
Скорректированы сроки проверки для случая, когда налогоплательщик подает уточненную декларацию в то время, когда у него проводится выездная проверка. В пункте 4 статьи 89 Налогового кодекса РФ теперь сказано, что при этом будет проверяться также и период, за который представлена уточненная декларация. Налоговики получили дополнительные права в части истребования документов. Они могут передать запрос о представлении документов лично (под расписку) или в электронном виде. Однако если это невозможно, его направят по почте заказным письмом и будут считать полученным по истечении шести дней с момента направления заказного письма.

В то же время ужесточены и требования к проверяющим. Так, согласно пункту 3.1 статьи 100 Налогового кодекса РФ, к акту налоговой проверки должны прилагаться документы, подтверждающие факты нарушений налогового законодательства, выявленные в ходе проверки. При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту проверки не прилагаются.

Заметьте: учреждению, в отношении которого проводилась проверка, предоставлено право знакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля, до вынесения решения.

Уклонение от получения решения о привлечении к ответственности не поможет. Налоговики направят его по почте заказным письмом, и оно будет считаться полученным по истечении шести дней с момента направления письма.

Если налоговое нарушение выявлено не в ходе налоговой проверки, контролеры также обязаны в течение 10 дней составить акт (п. 1 ст. 101.4 Налогового кодекса РФ).
 
Существенно возросли размеры штрафов
Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе теперь карается штрафом в размере 10 000 руб. — вне зависимости от длительности нарушения.

А вот ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе влечет за собой взыскание штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее 40 000 руб.

Указанные положения объединены в статье 116 Налогового кодекса РФ (ст. 117 отменяется).

За непредставление налоговой декларации взимается штраф в сумме не менее 1000 руб. (было — 100 руб.). Зависимость его размера от срока непредставления налоговой декларации также отменена.

За несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронном виде в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, налагается штраф в размере 200 руб.

За нарушение правил ведения бухгалтерского или налогового учета (ст. 120 Налогового кодекса РФ) санкции повышены в два и более раза:
— за грубое нарушение правил учета штраф составит 10 000 руб. вместо 5000 руб.;
— за те же нарушения, если они совершены в течение более одного налогового периода, придется заплатить 30 000 руб. вместо 15 000 руб.;
— за те же нарушения, повлекшие за собой занижение налоговой базы, штраф составит 20 процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб. (было — 10%, но не менее 15 000 руб.).
 
Изменения, внесенные в часть II Налогового кодекса
 
Нововведения коснулись порядка уплаты НДС, НДФЛ, налога на прибыль, госпошлины и некоторых иных налогов.
 
Налог на доходы физических лиц
Уточнены обязанности налоговых агентов в части ведения учета предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных сумм налога, а также возврата излишне удержанных сумм НДФЛ. Возврат должен быть произведен в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления работника. При нарушении срока возврата учреждение обязано уплатить работнику проценты за каждый день просрочки исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ.
 
Налог на прибыль
Стоимость имущества, полученного при ремонте, модернизации, реконструкции, техническом перевооружении, частичной ликвидации основных средств, разрешено учитывать в расходах (п. 2 ст. 254 Налогового кодекса РФ). Новые правила вступили в силу 2 сентября 2010 года, но распространяются они на правоотношения, возникшие с 1 января этого года (п. 5 ст. 10 Закона № 229-ФЗ).
 
Административные нормы изменили

Кодекс РФ об административных правонарушениях дополнен новой статьей (19.7.6), предусматривающей ответственность за незаконный отказ в доступе должностного лица налогового органа к осмотру территории налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка. Размер штрафа — 10 000 руб.
 
А вот с 2011 года в два раза повышается величина первоначальной стоимости актива в целях отнесения его к амортизируемому имуществу (с 20 000 до 40 000 руб.).

И еще. Законодатели разобрались, наконец, с учетом страховых взносов, которые пришли на смену ЕСН. Признавать их в расходах нужно на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. То есть в составе прочих расходов как суммы налогов и сборов, уплачиваемые в соответствии с законодательством. Такой подход применяется с 1 января 2010 года. Отметим, что ранее специалисты главного финансового ведомства рекомендовали включать данные суммы в расходы на основании подпункта 49 пункта 1 указанной статьи (то есть как другие расходы, связанные с производством или реализацией).

Кроме того, в пункте 1.1 статьи 269 Налогового кодекса РФ установлен новый порядок учета процентов по заемным средствам (при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях). Применяется он в отношении расходов по займам, осуществленным с 1 января 2010 года.

С 3 млн до 10 млн руб. повышен лимит доходов от реализации по итогам года, который позволяет учреждениям уплачивать только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода.
 
Налог на добавленную стоимость
Статья 169 Налогового кодекса РФ дополнена нормой, позволяющей контрагентам обмениваться электронными счетами-фактурами при наличии у них совместимых технических средств.

Счет-фактура, составленный в электронном виде, должен быть подписан ЭЦП руководителя учреждения или иных уполномоченных лиц. Порядок выставления и получения счетов-фактур в электронном виде установит Минфин России. А форматы электронных документов (счетов-фактур, журналов учета, книг покупок и книг продаж) будет утверждать ФНС России.

Покончено со спорами о том, можно ли выставлять счета-фактуры в иностранной валюте. Отныне одним из его обязательных реквизитов будет наименование валюты.

Статья напечатана в журнале "Учет в бюджетных учреждениях" №10, октябрь 2010 г.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию