Бюджетный учет

Госучреждения: создание, ликвидация

С 1 января 2011 года будет действовать новый Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений.
С 1 января 2011 года будет действовать новый Порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений.
 
СОЗДАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ

Для начала отметим, что новый Порядок определен постановлением Правительства РФ от 26 июля 2010 г. № 539. Правила создания федеральных учреждений прописаны в разделе II Порядка. Здесь установлено, что федеральное учреждение может быть создано двумя способами. Первый — его учреждение. Второй — изменение типа уже существующего федерального учреждения.

Напомним, что по нормам, вступающим в силу с нового года, законодательство предусматривает три типа государственных учреждений: бюджетные, автономные и казенные. Решение о создании федерального учреждения путем его учреждения принимает Правительство РФ в форме распоряжения. При этом требования к содержанию данного документа определены в пункте 4 Порядка.

В частности, здесь оговорено, что подобное распоряжение должно содержать:
1) наименование создаваемого федерального учреждения с указанием его типа;

2) основные цели деятельности создаваемого федерального учреждения;

3) наименование федерального органа исполнительной власти, который будет выполнять функции и полномочия учредителя создаваемого учреждения;

4) сведения о недвижимом имуществе (в том числе земельных участках), которое планируется закрепить (предоставить в постоянное (бессрочное) пользование) за создаваемым федеральным учреждением;

5) перечень мероприятий по созданию федерального учреждения с указанием сроков их проведения.

Кроме того, если речь идет о создании казенного учреждения, то в распоряжении Правительства РФ должна быть указана предельная штатная численность работников такого учреждения. После того как Правительство РФ издаст распоряжение о создании учреждения, правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя, утверждается устав учреждения (п. 7 Порядка).  

РЕОРГАНИЗАЦИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ

Раздел III Порядка касается вопросов, связанных с реорганизацией федерального учреждения.

По общему правилу, зафиксированному в пункте 8 Порядка, реорганизация может быть проведена в форме слияния, присоединения, разделения или выделения. При этом установлено (п. 9 Порядка), что решение о реорганизации федерального учреждения в форме разделения, выделения, слияния (если возникшее при слиянии юридическое лицо является федеральным казенным учреждением) или присоединения (при присоединении федерального бюджетного или автономного учреждения к казенному) принимается Правительством РФ в порядке, аналогичном порядку создания федерального учреждения путем его учреждения. Также предусмотрено (п. 11 Порядка), что, если по результатам реорганизации изменяется подведомственность федерального учреждения, решение о реорганизации принимается Правительством РФ. В иных случаях решение о реорганизации учреждения принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.  

ИЗМЕНЕНИЕ ТИПА УЧРЕЖДЕНИЯ

Раздел IV Порядка определяет процедуру изменения типа федерального учреждения. При этом особо оговорено, что изменение типа федерального учреждения не признается его реорганизацией.

В соответствии с пунктами 15 и 17 Порядка решение об изменении типа федерального учреждения принимается:
— в целях создания федерального казенного учреждения — Правительством РФ;
— в целях создания федерального бюджетного или автономного учреждения — федеральным органом исполнительной власти, который имеет функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.  

Ликвидация учреждения

Раздел V Порядка определяет вопросы ликвидации федеральных учреждений. По общему правилу, установленному пунктом 26 Порядка, решение о ликвидации федерального учреждения принимается федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.

Пунктом 28 Порядка установлено, что после издания правового акта о ликвидации федерального учреждения федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции и полномочия учредителя:
1) в трехдневный срок доводит указанный правовой акт до сведения регистрирующего органа для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц информации о том, что учреждение находится в процессе ликвидации;  

Что должно быть указано в решении о ликвидации?

Данное решение должно в обязательном порядке содержать:
— наименование учреждения с указанием его типа;
— наименование федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя;
— наименование федерального органа исполнительной власти, ответственного за проведение ликвидационных процедур;
— наименование правопреемника казенного учреждения, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.

2) в двухнедельный срок утверждает состав ликвидационной комиссии, а также устанавливает порядок и сроки ликвидации учреждения.

Пунктом 30 Порядка предусмотрено, что при ликвидации федерального казенного учреждения кредитор не вправе требовать досрочного исполнения соответствующего обязательства, а также прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков. Данная норма практически дословно воспроизводит положение, содержащееся в новой редакции Федерального закона «О некоммерческих организациях».

Согласно пункту 31 Порядка, требования кредиторов ликвидируемого федерального учреждения (за исключением казенного) удовлетворяются за счет имущества, на которое может быть обращено взыскание. Также оговорено, что недвижимое имущество федерального учреждения, оставшееся после удов¬летворения требований кредиторов, а также недвижимое имущество, на которое не может быть обращено взыс¬кание, передается ликвидационной комиссией федеральному органу исполнительной власти, выполняющему функции по управлению федеральным имуществом. В настоящее время таким органом является Росимущество.

В свою очередь движимое имущество федерального учреждения, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, а также движимое имущество, на которое не может быть обращено взыскание по обязательствам ликвидируемого учреждения, передается ликвидационной комиссией федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.
 
Утверждение устава учреждения

Заключительный, VI раздел Порядка регулирует вопросы утверждения устава федерального учреждения, а также внесения в него изменений. В частности, оговорено, что устав федерального учреждения, а также вносимые в него изменения утверждаются правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя. Пункт 33 Порядка определяет перечень обязательных требований к содержанию устава. Так, устав федерального учреждения должен содержать:

1) общие положения (наименование учреждения, его тип, местонахождение, наименование учредителя, собственника имущества и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции и полномочия учредителя и собственника);

2) предмет и цели деятельности учреждения, а также исчерпывающий перечень видов деятельности (с указанием основных и не основных), которые федеральное учреждение вправе осуществлять;

3) раздел об организации деятельности и управлении учреждением, содержащий в том числе сведения о структуре, компетенции органов управления учреждения, порядке их формирования и т. д.;

4) раздел об имуществе и финансовом обеспечении учреждения. Он должен, в частности, предусматривать порядок распоряжения имуществом, приобретенным федеральным бюджетным учреждением (за исключением имущества, приобретенного за счет средств, выделенных собственником). Кроме того, должен быть определен порядок проведения крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность. Также в уставе должен найти место запрет на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за бюджетным учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных учреждению из федерального бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда РФ.

Помимо этого в уставе должны содержаться положения о ликвидации учреждения, сведения о филиалах и представительствах.

Тип федерального государственного учреждения также оказывает влияние на содержание устава.

Так, в уставе федерального казенного учреждения должно содержаться указание на субсидиарную ответственность РФ по обязательствам такого учреждения.

Содержание устава федерального автономного учреждения в свою очередь должно соответствовать требованиям Федерального закона «Об автономных учреждениях».

Статья напечатана в журнале "Учет в бюджетных учреждениях" №10, октябрь 2010 г.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию