Налоговые проверки

Злоупотребление властными полномочиями при проведении налогового контроля

Реакцией судебных органов на формально правомерное поведение налогоплательщика, направленное на уклонение от уплаты налогов, стало формулирование принципа добросовестности налогоплательщика при уплате налогов (п. 3 Определения КС РФ от 25.07.2001 № 138-О). Логичное продолжение этого процесса — применение принципа добросовестности в виде запрета на злоупотребление правом к органам, осуществляющим налоговый контроль. Реализация этого принципа направлена на пресечение недобросовестного поведения должностных лиц налоговых органов при налоговых проверках и иных мероприятиях налогового контроля.

«Налоговед» Журнал для профессионалов в налогообложении

Возможность злоупотребления правом сведется к минимуму, если порядок проведения налогового контроля будет надлежащим образом урегулирован законом.

М.В. Гуров, налоговый юрист компании «Интегрированные финансовые системы», г. Москва

Применение понятия добросовестности к органам, осуществляющим налоговый контроль

Реакцией судебных органов на формально правомерное поведение налогоплательщика, направленное на уклонение от уплаты налогов, стало формулирование принципа добросовестности налогоплательщика при уплате налогов (п. 3 Определения КС РФ от 25.07.2001 № 138-О). Логичное продолжение этого процесса — применение принципа добросовестности в виде запрета на злоупотребление правом к органам, осуществляющим налоговый контроль. Реализация этого принципа направлена на пресечение недобросовестного поведения должностных лиц налоговых органов при налоговых проверках и иных мероприятиях налогового контроля.

По словам судьи Конституционного Суда Российской Федерации Г.А. Гаджиева, «нельзя забывать, что понятие добросовестности должно распространяться и на налоговые органы. Суды при рассмотрении дел должны проверять не только добросовестность налогоплательщика, но проверять, не допускают ли налоговые инспекции так называемую полицейскую шикану, то есть не злоупотребляют ли своими служебными полномочиями. Именно по этим причинам о добросовестности нужно говорить как об общей концепции развития налогового права» [ сноска 1 ] .

Запрет злоупотребления правом при осуществлении налогового контроля сформулирован в Постановлении КС РФ от 16.07.2004 № 14-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений части второй статьи 89 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан А.Д. Егорова и Н.В. Чуева». В Постановлении сказано, что если при налоговом контроле налоговые органы руководствуются целями и мотивами, противоречащими действующему правопорядку, такой контроль может превратиться из необходимого инструмента налоговой политики в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности. Превышение налоговыми органами (их должностными лицами) своих полномочий либо использование их вопреки законной цели и охраняемым правам и интересам граждан, организаций, государства и общества несовместимо с принципами правового государства, в котором осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц (ст. 1 ч. 1; ст. 17 ч. 3 Конституции РФ).

Таким образом, КС РФ отметил, что не могут быть признаны правомерными:

• превышение полномочий налоговыми органами (их должностными лицами) при проведении налогового контроля;

• действия налоговых органов, при которых налоговые органы (их должностные лица) руководствуются целями и мотивами, противоречащими действующему правопорядку;

• использование полномочий вопреки законной цели и охраняемым правам и интересам граждан, организаций, государства и общества.

Превышение полномочий при проведении налогового контроля означает несоответствие действий государственного органа закону, его действие за пределами компетенции, предоставленной законом, что приводит к признанию действий государственного органа неправомерными. В случае превышения полномочий налоговыми органами необходимость в применении принципа добросовестности (запрета злоупотребления правом) не возникает, так как в данном случае должностные лица совершают действия, выходящие за пределы их компетенции.

Как следует из Постановления КС РФ от 16.07.2004 № 14-П, использование налоговым органом своих полномочий с целью, противоречащей установленному законом правопорядку, должно приводить к признанию его действий неправомерными. Таким образом, формальное соответствие закону не придает легальности действиям налоговых органов. Дополнительное требование к действиям налоговых органов — определение целей и мотивов, которыми они руководствуются при проведении налогового контроля. Правомерными могут быть признаны только действия, цели и мотивы которых законны и не противоречат действующему правопорядку.

Разновидность нарушения запрета злоупотребления правом — злоупотребление должностными полномочиями, содержащее признаки преступления по статье 285 Уголовного кодекса РФ. Статья предусматривает, что злоупотребление должностными полномочиями — это деяние должностного лица, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности, повлекшее существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства. Уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями может наступить только в случае умышленного совершения деяния. Очевидно, что деяние, предусмотренное статьей 285 УК РФ, относится к частному случаю внешне законных, но по существу незаконных действий налоговых органов. Мотив и цель внешне законных действий налоговых органов не исчерпываются корыстной или иной личной заинтересованностью.

Низкое качество норм, регулирующих порядок осуществления налогового контроля, — основная причина злоупотребления полномочиями налоговых органов

Интересен вопрос о смысле и месте в правовой системе адресованного налоговым органам требования руководствоваться законной целью при проведении налогового контроля. В Постановлении № 14-П КС РФ отмечает, что у граждан и организаций есть право на обжалование в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц в качестве гарантии других конституционных прав и свобод. Фактически Конституционный Суд РФ указал на принцип, которым суды обязаны руководствоваться при контроле действий государственных органов.

По нашему мнению, использование принципа добросовестности (запрет злоупотребления правом государственными органами (их должностными лицами)) в качестве универсального средства, призванного оградить граждан и организации от незаконных действий налоговых органов, не позволяет в полной мере решить проблему обеспечения законных прав граждан и не может быть эффективным средством в борьбе с произволом налоговых органов.

Принцип добросовестности не входит в состав принципов административного права [ сноска 2 ] . Авторы монографии «Административное право: история развития и основные современные концепции» [ сноска 3 ] указывают на принцип беспристрастности, то есть на отсутствие предвзятости и на независимость действий и решений. Причиной предвзятости может быть личный интерес, финансовый или эмоциональный, или личные отношения. Потеря независимости предполагает, что чиновник каким-то образом предал или скомпрометировал свою способность оценивать ситуацию в соответствии с конкретными обстоятельствами и значимыми причинами. Очевидно, что сферы применения и смысл принципа беспристрастности и принципа добросовестности различаются.

Основополагающий принцип административного права — принцип законности [ сноска 4 ] . Этот принцип предусматривает, что все государственные органы создаются в соответствии с законом и обладают только теми полномочиями, которые указаны в законе. Любые действия или решения, выходящие за рамки полномочий, не должны иметь юридической силы.

Как известно, большинство правовых отношений представляют собой общественные отношения, которые впоследствии были урегулированы правом. В таких случаях нормы права лишь закрепляют уже сложившиеся отношения. Справедлив вывод: «Право — это не творец, а лишь регулятор и стабилизатор общественных отношений» [ сноска 5 ] . Применительно к финансовым отношениям данный принцип не соблюдается.

Отношения налогового контроля, будучи разновидностью финансовых, не существуют вне правовой формы. Поэтому нормы, регулирующие порядок проведения налогового контроля, не просто регулируют общественные отношения — они их создают. Необходимое условие возникновения финансовых, в том числе отношений налогового контроля, — наличие соответствующей правовой нормы.

При надлежащей реализации принципа законности возможность злоупотребить правом у государственного органа ничтожна. Формальное соответствие действий налогового органа закону должно признаваться правомерным, так как должностные лица по определению не имеют возможности свободно распоряжаться предоставленными им полномочиями, вариантность поведения должностного лица минимальна, так как в административных правоотношениях не действует принцип диспозитивности, характерный для гражданских правоотношений.

Как уже было отмечено, реализация принципа добросовестности (запрета злоупотребления должностными полномочиями) возможна лишь на стадии судебного контроля за деятельностью государственного органа. Мотив и цель относятся к субъективным признакам деяния. Мотив преступления — побудительная причина преступления (корысть, месть, ревность и т. д.), под целью преступления имеется в виду результат, к которому стремится преступник, его совершая [ сноска 6 ] .

Реализация принципа добросовестности государственных органов возлагает на судебные органы непосильную задачу выявления признаков, характеризующих субъективную сторону их деятельности. Для налогоплательщика цель действий налогового органа, злоупотребляющего правом, не важна, она воспринимается им как нейтральная характеристика. За исключением случая присутствия в действиях должностного лица состава преступления, не имеет правового значения, какой мотив и какая цель присутствуют в его действиях: низкая правовая культура, недисциплинированность, незнание (непонимание) закона, отсутствие желания надлежащим образом выполнять свои должностные обязанности.

Возможность злоупотребления правом сводится к минимуму, если порядок проведения налогового контроля надлежащим образом урегулирован законом. Статьей 1 НК РФ не случайно предусмотрено, что полномочия налоговых органов, а также формы и методы налогового контроля устанавливаются исключительно Налоговым кодексом РФ.

Как справедливо отмечает Д.Н. Бахрах, понимание принципа законности единственно как строгое соблюдение предписаний законодательных актов и основанных на них предписаний иных правовых актов является односторонним. Закон, юридическая норма должна соответствовать уровню экономики, организационной зрелости, культуры, морально-этическим нормам. Законность — это прежде всего наличие достаточного количества юридических норм высокого качества, а затем их строгое соблюдение всеми субъектами права [ сноска 7 ] .

Свидетельством неблагополучия в сфере обеспечения прав граждан и организаций при проведении налогового контроля является, в частности, тот факт, что, по словам судьи Конституционного Суда РФ Г.А. Гаджиева, «на сегодняшний день у нас огромный поток жалоб налогоплательщиков, который вряд ли уменьшится в обозримом будущем. Начиная с 1998 года и особенно с 2000-го на каждом пленарном заседании суда, на котором мы обсуждаем вопросы принятия дел к производству, примерно из 40 рассматриваемых дел не менее 15 являются жалобами налогоплательщиков» [ сноска 8 ] .

Низкое качество юридических норм, регулирующих порядок налогового контроля, — причина злоупотребления правом контрольных органов при его проведении и, как следствие, причина нарушения принципа законности. Проверка на стадии судебного контроля принципа добросовестности (запрета злоупотребления правом) в деятельности органов, ведущих налоговый контроль, не решит проблемы. Необходима последовательная и безукоризненная реализация принципа законности. Безусловно, суды при контроле за деятельностью государственных органов должны руководствоваться принципом добросовестности, но при этом необходимо осознавать, что принцип добросовестности — не панацея и только комплексная реализация принципов права и прежде всего принципа законности способна обеспечить соблюдение прав налогоплательщиков при проведении налогового контроля.

[ сноска 1 ]

Гаджиев Г.А. У нас огромный поток жалоб налогоплательщиков, и он вряд ли уменьшится в обозримом будущем // Российский налоговый курьер. 2004. № 24. С. 12.

[ сноска 2 ]

Административное право: Учебник./Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. — М.: Юристъ, 2000. — С. 39, 156.; Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник. — М.: НОРМА, 2001. — С. 26. ; Галлиган Д., Полянский В.В., Старилов Ю.Н. Административное право: история развития и основные современные концепции. — М.: Юристъ, 2002. — С. 168.

[ сноска 3 ]

Галлиган Д., Полянский В.В., Старилов Ю.Н. Административное право: история развития и основные современные концепции. — М.: Юристъ, 2002. — С. 190—192.

[ сноска 4 ]

Там же. С. 169.

[ сноска 5 ]

Теория государства и права: Курс лекций/Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. — М., 1997. — С. 473.

[ сноска 6 ]

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации/Под ред. В.М. Лебедева. — М.: Юрайт, 2004.

[ сноска 7 ]

Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник. — М.: НОРМА, 2001. — С. 601.

[ сноска 8 ]

Гаджиев Г.А. Указ. соч. С. 13.

 

Начать дискуссию

Как успешно противостоять возрастным стереотипам в недалеком будущем? Что стоит делать уже сейчас, чтобы послезавтра не остаться без работы

Возрастные стереотипы в карьере — реальность, с которой сталкивается почти каждый. Чтобы их успешно обходить, стоит подготовиться заранее. Расскажем, что вы можете делать уже сейчас, чтобы чьи-то «представления о прекрасном» (сотруднике) не мешали вам воплощать профессиональные мечты и строить успешную карьеру.

Как успешно противостоять возрастным стереотипам в недалеком будущем? Что стоит делать уже сейчас, чтобы послезавтра не остаться без работы

Что такое туристический налог и кто должен его уплачивать

С 1 января 2025 года вместо курортного сбора ввели туристический налог. Разобрались в нюансах: кто его уплачивает и в каком размере.

Что такое туристический налог и кто должен его уплачивать

Как бизнесу платить меньше налогов в 2025: разбор от экспертов

С 2025 года селлеры на маркетплейсах и другие предприниматели будут платить НДС на УСН при доходе свыше 60 млн рублей в год. Также с 2025 селлерам доступна АУСН. Какую форму налогообложения выбрать, чтобы меньше платить, как избежать санкций от налоговой и получить амнистию — узнаете на вебинаре.

Как бизнесу платить меньше налогов в 2025: разбор от экспертов

Курсы повышения
квалификации

21
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

В Минэке исключили учащение дробления бизнеса из-за донастройки налоговой системы

Представителям сферы бизнеса будет невыгодно дробиться в результате донастройки налоговой системы. Об этом сообщила замглавы Минэка Татьяна Илюшникова.

В Минэке исключили учащение дробления бизнеса из-за донастройки налоговой системы

Дуров и Цукерберг переобувают свои «соцсети», а также алкогольный челлендж для нейросетей

Самые интересные новости финансов и технологий в России и мире за неделю: новые идеи Трампа по обвеличиванию Америки, нефтегазовые санкции, ковровые пожары в Калифорнии, крокодиловая кожанка главы Nvidia, планы по продаже конфискованных у Silk Road биткоинов, а также интервью про креативные способности современных AI.

10 лучших онлайн-школ по французскому языку

Французский язык остается одним из самых популярных в мире благодаря своей значимости в международной коммуникации, культуре и бизнесе. Это официальный язык ООН, ЕС и множества международных организаций. Изучить основы грамматики, получить разговорные навыки, подготовиться к международным экзаменам по французскому можно на курсах онлайн-школ.

10 лучших онлайн-школ по французскому языку
Анна

УСН и НДС

ООО вновь открытое в 2024 году в декабре, УСН доходы

В Марте 2025 пописали акт на 200 млн
В марте 2025 получили аванс на 60 млн
В апреле 2025 получили остаток на 140...

Читать полностью

Эксперт:

Надежда Камышева

Надежда Камышева
Эксперт

Добрый день.

Превышение 60 млн произошло в апреле, значит плательщиком НДС ООО становится с мая. Но реализация произошла в марте, значит НДС не...

Читать полностью
Налоговые изменения 2025

УСН. Конец эпохи

Когда в начале 2024 года объявили, что будет осуществляться переход к прогрессивной системе налогообложения, то разумно было ожидать, что будут изменения по налогообложению доходов (налог на прибыль и НДФЛ). И эти изменения состоялись. Но какая модернизация налоговой системы без НДС?!

💥Обзор новостей: зарплата женщин на 26 тыс. меньше, чем у мужчин, отказ от ЕГЭ уже начался, туалетная бумага опасна

Рассказываем о самых главных событиях, о которых писали и которые обсуждали в мире.

Инвестиции

​​Где же дивиденды Магнита?

До настоящего времени сохраняется неопределенность с дивидендами Магнита. Напомню, что 29.11.2024 совет директоров компании рекомендовал выплатить 560 руб на акцию. Закрыть реестр предполагалось 9 января.

Инвестиции

Где дивиденды, Алроса? История, доходность, дивидендная политика и перспективы Алросы

Не всё то золото, что блестит. Алмазы, например, тоже блестят, как и глаза инвесторов, когда они ждут дивиденды. Смотрим, что по дивидендам у крупнейшего алмазадобытчика России и мира.

Где дивиденды, Алроса? История, доходность, дивидендная политика и перспективы Алросы

Утренний бухгалтер № 5801. Самозанятые не будут сдавать отчеты в Росстат

С 2025 года плательщики НПД отнесены к числу респондентов, обязанных представлять статданные, но нагрузка на них не возрастет.

Маркетинг

X, Holiverse и другие судьбоносные ребрендинги: когда технологии перерастают старые имена

В мире бизнеса имя – это не просто набор букв. Это первое рукопожатие с клиентом, это история успеха, это миллионы долларов маркетинговых инвестиций. Почему же гигантские корпорации (Holiverse, McAfee...) принимают решение о смене названия, я рискуют потерять узнаваемость и защиту потребителей?

X, Holiverse и другие судьбоносные ребрендинги: когда технологии перерастают старые имена
Инвестиции

Разбор эмитента: Ренессанс страхование

Ренессанс страхование — одна из крупнейших универсальных страховых компаний России, входящая в число системообразующих игроков рынка. Ренессанс страхование выплачивает дивиденды дважды в год, направляя на них не менее 50% чистой прибыли по МСФО. Первые выплаты были произведены за 2023 год.

Разбор эмитента: Ренессанс страхование
Отчетность

Отчетность организаций на УСН и ЕСХН за 4 квартал (год) 2024 год

Сроки сдачи отчетности организаций, работающих на УСН и ЕСХН, за 4 квартал (год) 2024 года.

1
Отчетность

Отчетность ИП за 4 квартал (год) 2024 год по всем системам налогообложения

Что надо сдать ИП за 2024 год.

Отчетность

ОСНО организации: что сдаем за 2024 год

Сроки сдачи отчетности организаций, работающих на основной системе налогообложения (ОСНО), за 4 квартал (год) 2024 года.

2
НДФЛ

Удаленщики. Обложение НДФЛ выплат по ГПХ

С 2024 года вступили в силу правила, согласно которым заработная плата сотрудников — «удаленщиков», независимо от их статуса (резидент или нерезидент) и места работы (в РФ или за пределами страны) облагается российским НДФЛ, который должен быть удержан налоговым агентом.

Общество

🎦Сериал «Не сработало»

На новогодних каникулах решил посмотреть инвестиционное кино. Поскольку большинство известных фильмов и сериалов были пересмотрены ранее, выбор пал на относительно новый сериал под названием «Не сработало» (или другое название — «Мы прогорели»).

🎦Сериал «Не сработало»
1
Маркетинг

Как работает SEO в контент-маркетинге

Как вывести контент в топ поисковиков и получать стабильный трафик, делимся практическими советами по SEO.

1

Интересные материалы

ВНЖ Болгарии для пенсионеров

Полностью данный вид резиденции называется «для обеспеченных пенсионеров». Но это не означает, что нужно иметь пенсию как у депутата. Размер пенсии вообще не имеет никакого значения. Но некоторые накопления у вас все же должны быть. Но обо всём подпорядку.