Ранее в «Шаге 2» я описал довольно сложный вид фундаментального анализа, который осуществлялся по методу дисконтирования денежных потоков.
ИМХО, лучше самому его не рассчитывать, потому что на это уйдет уйма времени и может не хватить квалификации. Да и зачем делать работу дважды, если в штатах инвесткомпаний есть аналитические отделы, которые открыто публикуют результаты своих расчетов. Здесь лучше поступать методом Генри Форда J
Метод дисконтирования – это часть доходного метода оценки справедливой стоимости компании. Существует еще и сравнительный подход. Он более прост и доступен простому инвестору. Основным методом сравнительного подхода можно выделить метод сравнения с аналогами.
Сама суть сравнительного подхода – сопоставлять рассматриваемый бизнес с аналогичными, цена которых известна на рынке. Подход основан на принципе замещения – инвестор вряд ли купит компанию, если ее стоимость сильно превышает среднерыночную и будет искать что-нибудь подешевле.
Сравнительный подход хорошо работает там, где существует много компаний аналогов и есть открытый доступ к информации для сравнения. Метод сравнения с аналогами может позволить при возникновении каких-либо событий вокруг компании скорректировать ее стоимость в соответствии с изменившейся обстановкой. Так, например, появление информации об увеличении или уменьшении объемов производства той или иной компании позволяет пересмотреть модель расчета в сторону повышения или понижения стоимости.
Метод сравнения с аналогами позволяет определить, насколько конкретная компания переоценена или недооценена (экспресс-оценка) по сравнению с аналогичными.
Данные о рыночных сделках по компаниям, долях акционеров в их капитале — один из основных источников объективной эмпирической информации для выведения стоимостных показателей, применимых в оценке бизнеса. Но оценка стоимости предприятий с помощью изучения компаний-аналогов, доли акционеров в их капитале или ценных бумаг должна использоваться только тогда, когда имеется достаточная информация.
Под компаниями-аналогами понимаются те, которые представляют собой базу для сопоставления с оцениваемой компанией по сравнительным инвестиционным характеристикам. Предприятия-аналоги должны относиться к той же отрасли, что и оцениваемая компания, а также быть сходны по следующим основным финансовым и производственным характеристикам:
- размер компании (выручка, численность, стоимость активов и т. д.);
- ассортимент;
- товарная и территориальная диверсификация;
- технологическая и техническая оснащенность;
- риски, связанные с работой;
- сопоставимость предполагаемой сделки (форма сделки, условия финансирования, условия оплаты и т. д.).
Для того чтобы обеспечить доверие к аналитическим результатам оценки, требуется организовать тщательный, объективный поиск компаний-аналогов. Эта процедура должна включать критерии для предварительного рассмотрения и окончательного выбора. Получение и анализ всей доступной финансовой и оперативной информации о компаниях-аналогах — обязательное условие для проведения оценки.
Необходимо провести качественный и количественный сравнительный анализ общих черт и различий между аналогом и оцениваемой компанией для расчета стоимостных показателей. Ценовая информация о компаниях-аналогах должна быть увязана с наиболее существенной финансовой информацией о каждой компании-аналоге, чтобы можно было рассчитать соответствующие оценочные коэффициенты.
Чтобы определить соответствующие оценочные коэффициенты для оцениваемой компании, необходимо одновременно использовать и оценочные коэффициенты для компаний-аналогов, и сравнительный анализ качественных и количественных факторов. В настоящее время сформировалась группа показателей, наиболее часто используемых при реализации сравнительного метода оценки. Вот некоторые из них.
Финансовые коэффициенты (мультипликаторы)
EBIT/S |
Отношение прибыли до налогов и процентов к выручке |
EBITDA/S |
Отношение прибыли до налогов, процентов и амортизации к выручке |
ROA, % |
Чистая прибыль/Актив |
ROE, % |
Чистая прибыль/Акционерный капитал |
ROS , % |
Отношение чистой прибыли к выручке |
P/E |
Отношение капитализации к чистой прибыли |
P/S |
Отношение капитализации к выручке |
P/CF |
Отношение капитализации к операционному денежному потоку |
EV/EBIT |
Стоимость компании/Прибыль до уплаты налогов и процентов |
EV/EBITDA |
Стоимость компании/Прибыль до уплаты налогов, процентов и амортизации |
EV/S |
Отношение стоимости компании к выручке |
NWC |
Чистый оборотный капитал = Краткосрочные активы – Краткосрочные пассивы |
ETA |
Коэффициент финансовой независимости = Акционерный капитал/Актив |
NTC |
Коэффициент оборачиваемости рабочего капитала = Выручка/Чистый оборотный капитал |
EPS |
Прибыль на акцию |
EV |
Стоимость компании = капитализация + долгосрочный долг + краткосрочный долг – денежные средства |
P/BV |
Капитализация/Акционерный капитал |
EV/E |
Стоимость компании/Чистая прибыль |
Основные финансовые коэффициенты мною были подробно описаны в «Шаге 1». Так что не буду повторяться. На всякий случай я выделил красным основные показатели.
Теперь представим себе, что мы собираемся вложиться в телекоммуникационную отрасль. Она как раз сейчас находится на тренде, благодаря росту акций «Ростелекома», обычного и привилегированного. Вот примерный анализ, который можно сделать исходя из метода оценки аналогов, например, все для того же «Ростелекома». Смотрим:
|
Cap, млн $ |
P/E |
P/S |
ROS,% |
EV/EBITDA |
Ростелеком |
2 844 |
25 |
1,4 |
5 |
8,4 |
Сибирьтелеком |
772 |
12,4 |
0,6 |
5 |
3,8 |
Уралсвязьинформ |
1 146 |
10 |
0,9 |
9 |
4,4 |
Среднее по отрасли |
28 709 * |
7,3 |
0,8 |
0 |
4,6 |
ЦентрТелеком |
1 218 |
6,6 |
1 |
15 |
4 |
КОМСТАР-ОТС |
2 763 |
отр. |
1,8 |
-11 |
6,7 |
Капитализация выше среднего, P/E дороговат, P/S неплохой, но выше, чем в среднем по отрасли, ROS уступает разве что «Центртелекому», а по EV/EBITDA «тело» почти в два раза выше, среднерыночного показателя.
Вывод: «Ростелеком» (об.) – не самая лучшая инвестиция. Кстати, из данной таблицы хорошо выделяется «Центртелеком». Он в данном сравнении выглядит самой недооцененной и хорошо работающей компанией (ROS аж целых 15%).
В «Шаге 4» я опишу и сравню все три основных подхода к фундаментальной оценке эмитентов. До встречи.
Комментарии
31
Такие теоретики по рынкам не шастают, они только учат и желательно за бабки.
Неинтересно. Ваш текст до публикации следует отдать на редактирование журналисту из МК. А еще лучше выкинуть, поскольку все гениальное просто. Обычно усложняют те, кто сам смутно понимает, о чем пишет.