Инвентаризация

Плательщик сельхозналога проводит ежегодную инвентаризацию

Ежегодную инвентаризацию должны проводить все организации. Плательщик ЕСХН — не исключение. Однако порядок отражения ее результатов в данном случае имеет свои особенности…

Ежегодную инвентаризацию должны проводить все организации. Плательщик ЕСХН — не исключение. Однако порядок отражения ее результатов в данном случае имеет свои особенности…

Особенности проведения инвентаризации

Чтобы подтвердить годовую бухгалтерскую отчетность, организация должна провести инвентаризацию имущества и обязательств.

Сроки и порядок проведения
Инвентаризацию проводят ежегодно после 1 октября отчетного года. При этом в отношении объектов основных средств ее можно проводить один раз в три года. Организации, которые расположены в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, инвентаризацию товаров, сырья и материалов могут делать в период их наименьших остатков. Это следует из пунктов 26, 27 Положения по ведению бухгалтерского учета, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н.

Порядок проведения инвентаризации в организациях и оформление ее результатов закреплены Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, которые были утверждены приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49 (далее - Методические указания).

Общий порядок организации бухгалтерского учета животных прописан в Методических рекомендациях, утвержденных приказом Минсельхоза России от 2 февраля 2004 г. № 73. Методические рекомендации по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов в сельскохозяйственных организациях утверждены приказом Минсельхоза России от 31 января 2003 г. № 26.

Подготовительный этап
Перед началом проведения инвентаризации руководитель издает приказ. Там указываются дата инвентаризации и состав инвентаризационной комиссии.

Председатель комиссии визирует все приходные и расходные документы. На основании их бухгалтер определяет остатки имущества к началу инвентаризации по учетным данным. В свою очередь материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.

Проведение инвентаризации
Комиссия проверяет фактическое наличие имущества путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера. Сведения об их фактическом наличии записывают в инвентаризационные описи или акты инвентаризации, которые составляются не менее чем в двух экземплярах. В документе фиксируют данные о выявленных излишках, недостачах, испорченном имуществе, а также отражают порядок списания недостач и потерь от порчи ценностей.

Обратите внимание: при инвентаризации должны присутствовать все члены комиссии. Если отсутствует хотя бы один из них это может послужить основанием для признания ее результатов недействительными. Также стоит отметить, что при проверке фактического наличия имущества должны присутствовать материально ответственные лица (п. 2.8 Методических указаний).

Оформление результатов
По окончании инвентаризации описи заверяют все члены комиссии.

Материально ответственные лица дают расписку о том, что:

- проверку комиссия проводила в их присутствии;

- к членам комиссии нет никаких претензий;

- имущество, перечисленное в описи, принято на ответственное хранение.

Результаты инвентаризации оформляются унифицированными формами документов, утвержденными постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88, либо формами, разработанными министерствами, ведомствами.

В отношении имущества, которое находится на ответственном хранении, арендовано или получено для переработки, составляются отдельные описи. По имуществу, при инвентаризации которого выявлены отклонения от учетных данных, оформляют сличительные ведомости (п. 2.11, 4.1 Методических указаний). Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей в сличительных ведомостях указывают в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете.

Если есть сомнения, что инвентаризация прошла не по правилам, то можно провести контрольную проверку. В этом случае также необходимо присутствие членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц. Такая проверка проходит обязательно до открытия склада, кладовой, секции и т. п., где проводилась инвентаризация. Результаты оформляют актом и регистрируют в книге учета контрольных проверок правильности проведения инвентаризаций.

Итоги годовой инвентаризации оформляют ведомостью учета результатов, выявленных инвентаризацией (форма № ИНВ-26 утверждена постановлением Госкомстата России от 27 марта 2000 г. № 26).

Результаты инвентаризации отражают в учете и отчетности того месяца, в котором она закончена. По годовой инвентаризации - в годовом бухгалтерском отчете (п. 5.5 Методических указаний).

Бухгалтерский учет
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражают на счетах бухгалтерского учета в порядке, прописанном в пункте 28 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ.

Излишки имущества
Излишки приходуют исходя из рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации. Соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты. Например, если при инвентаризации кассы выявлены неучтенные деньги, бухгалтер должен сделать запись:

ДЕБЕТ 50 КРЕДИТ 91

- приняты на учет денежные средства.

Недостачи
Недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения. Недостачи сверх норм списываются за счет виновных лиц. Если виновные не установлены или суд отказал во взыскании с них убытков, то потери от недостачи списываются на финансовые результаты.

Убыль ценностей в пределах установленных норм определяется после зачета недостач ценностей излишками по пересортице. Если после зачета по пересортице все же выявлена недостача, то применяются нормы естественной убыли к тому наименованию товарно-материальных ценностей, по которому установлена недостача. Также стоит отметить, что если нормы отсутствуют, то вся убыль считается сверхнормативной.

Взаимозачет проводится по решению руководства. Он возможен только за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого лица, в отношении запасов одного и того же наименования и в тождественных количествах. В том случае, когда при зачете недостач излишками по пересортице стоимость недостающих запасов выше стоимости запасов, оказавшихся в излишке, то такая разница относится на виновных лиц.

О допущенной пересортице материально ответственные лица представляют подробные объяснения инвентаризационной комиссии.

Таким образом, при недостаче имущества (например, материалов) в учете необходимо отразить следующее:

ДЕБЕТ 94 КРЕДИТ 10
-отражена недостача материалов;

ДЕБЕТ 20 (26) КРЕДИТ 94
- списана недостача в пределах норм;

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 94
- списана недостача сверх норм, в случае если виновник не установлен;

ДЕБЕТ 73 КРЕДИТ 94
- списана недостача за счет виновного лица на балансовую стоимость имущества;

ДЕБЕТ 73 КРЕДИТ 98
- учтена разница между суммой взыскания (по рыночной стоимости) и балансовой стоимостью. › |

Оформление недостачи
Списать недостачи можно только при наличии соответствующих документов. Это:

- сличительная ведомость (форма № ИНВ-18 или № ИНВ-19);

- ведомость учета результатов (форма № ИНВ-26);

- письменные объяснения материально ответственного лица (или иного работника, виновного в недостаче);

- распоряжение руководителя о взыскании ущерба с виновного лица;

- решение суда о взыскании (или об отказе во взыскании) с работника ущерба;

- постановление об отказе в возбуждении дела (если стоимость недостающих или похищенных ценностей составляет менее 1000 руб., что признается мелким хищением, являющимся административным правонарушением согласно ст. 7.27 Кодекса РФ об административных правонаруше- ниях);

- постановление о приостановлении предварительного следствия в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.

Налоговый учет
Организации, применяющие спецрежим в виде уплаты единого сельхозналога, отражают результаты инвентаризации в налоговом учете следующим образом.

Учет излишков
Стоимость излишков материально-производственных запасов, которые были выявлены в ходе инвентаризации, необходимо учесть в доходах при расчете единого сельхозналога исходя из рыночных цен (п. 1 ст. 346.5, п. 3 ст. 346.6, п. 20 ст. 250 Налогового кодекса РФ).

Такие цены сельхозорганизация определяет самостоятельно либо с помощью оценщиков.

При этом стоит отметить, что учесть расходы на услуги оценщиков не получится. Поскольку статья 346.5 Налогового кодекса РФ такие расходы не предусматривает.

И еще одно. С 2010 года при использовании материалов, оприходованных по результатам инвентаризации, в состав материальных расходов можно списать всю их рыночную стоимость, по которой они были ранее оприходованы (п. 3 ст. 346.5, п. 2 ст. 254 Налогового кодекса РФ).

Учет недостач
При определении объекта налогообложения по ЕСХН учитываются расходы, перечисленные в пункте 2 статьи 346.5 Налогового кодекса РФ, в частности материальные (подп. 5 п. 2 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ).

Определено, что к материальным расходам относятся потери от недостач и (или) порчи при хранении готовой продукции в пределах норм естественной убыли, утвержденных в порядке, установленном Правительством РФ (подп. 5 п. 2, абз. 2 п. 3 ст. 346.5, подп. 2 п. 7 ст. 254 Налогового кодекса РФ). › |

Стало быть, потери, выявленные в ходе инвентаризации, бухгалтер сельхозорганизации может учесть в составе расходов при расчете единого налога. Но только в пределах норм.

Сверхнормативные потери от недостач учесть в налоговых расходах нельзя. Ведь они не предусмотрены в закрытом перечне расходов (п. 2 ст. 346.5 Налогового кодекса РФ).

Обратите внимание: если по какой-либо продукции утвержденные нормы отсутствуют, потери признаются сверхнормативными и в расходы не включаются. Суммы, полученные от виновных лиц в качестве возмещения ущерба, увеличивают налогооблагаемую базу по единому сельскохозяйственному налогу. › |

В заключение отметим следующий момент. Зачет недостач и излишков предусмотрен только в бухгалтерском учете организации. Для налогового учета (в том числе для целей исчисления единого сельхозналога) данное правило неприменимо.

Поэтому бухгалтеру сельхозорганизации нужно учитывать потери от недостач и излишки отдельно.

Статья напечатана в журнале "Учет в сельском хозяйстве" №11, ноябрь 2010 г.

Начать дискуссию

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

Если организация отправляет сотрудников на обучение, то, при соблюдении определенных условий, эти расходы можно учитывать при расчете налога на прибыль. Рассказываем, как это сделать.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Отчетность по «травматизму» подается в составе единой формы ЕФС-1. Рассказываем, как сдать отчет за полугодие 2024 года.

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA

Мы разработали программного робота RPA, и… робот превзошел все ожидания нашего заказчика (одна из крупнейших транспортных компаний страны).

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Пользователи не могут войти в приложение «Т-Инвестиции»

Клиенты брокера пожаловались на сбой в работе мобильного приложения «Т-Инвестиции».

НДФЛ

Командированные за границу для строительства атомных станций априори будут налоговыми резидентами РФ

Физлица, которые в течение года были в России менее 183 дней, являются нерезидентами РФ. Но есть исключения для ряда случаев. Таких исключений станет больше.

Как без проблем с налоговой работать с самозанятыми

Кроме чеков, заказчики должны заключать с самозанятыми договоры, получать первичные документы, а также следить за лимитом их доходов.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Более 79 млн проводок, 12 млн казначейских платежей и 2 млн мероприятий по кадровому администрированию и расчету зарплаты: «Северсталь – ЦЕС» исполнилось 15 лет

В июле свое 15-летие празднует «Северсталь – ЦЕС» – профессиональная сервисная компания, специализирующаяся на предоставлении услуг консалтинга, аутсорсинга и автоматизации сквозных бизнес-процессов, построении и управлении общими центрами обслуживания, разработке и внедрении цифровых продуктов и ИТ-сервисов, включая решения на базе SAP и 1С.

Шохин: государство не должно контролировать соблюдение соглашений и коллдоговоров

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) принял участие в совещании по вопросам совершенствования законодательства о занятости и изменений в ТК.

❗️ 15 июля стартовало обучение в летней школе бухгалтера. Скорее присоединяйтесь!

Вчера, 15 июля, в летней школе бухгалтера прошли первые занятия. Сегодня последний день, когда вы можете приобрести любой курс повышения квалификации, а также курсы профпереподготовки для бухгалтеров на УСН и финансовому менеджменту со скидками до -78%. Выбирайте курс и приступайте к обучению!

КоАП РФ

Штрафы за неуведомление о начале предпринимательской деятельности вырастут в два раза

Роспотребнадзор хочет, чтобы предприниматели чаще сообщали ведомству о начале деятельности. Штрафы за неуведомление для юридических лиц могут вырасти до 48 тысяч рублей.

МИР

Карты «Мир» начали принимать в Мьянме

Пока что платежная система «Мир» в Мьянме работает только в некоторых ресторанах и торговых центрах.

Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕСН и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру

Раздельный учет по госконтрактам исполнителей: зачем это нужно и как избежать штрафов

Минфин предложил внести изменения в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), которые предусматривают введение санкций за несоблюдение правил ведения раздельного учета при исполнении госконтрактов.

Раздельный учет по госконтрактам исполнителей: зачем это нужно и как избежать штрафов

Роструд: из основных работников в совместители можно перейти только через увольнение

Устроиться на работу по совместительству, не имея основной, нельзя. Даже если это временная работа на 0,5 ставки и позиционируется как подработка.

Ипотека

Ипотека на индивидуальное жилищное строительство достигла рекордных 385 млрд рублей

Построить дом по собственному проекту в три раза дешевле, чем приобрести квартиру в крупном городе.

Ведение бизнеса

Как продавать товары за границу из России: интернет-магазин или маркетплейс

​​Многие предприниматели рассматривают выход на зарубежный рынок для расширения своего бизнеса. Такой шаг позволяет привлечь новых клиентов, увеличить прибыль, сформировать новые бизнес-связи за счет экспорта товаров за границу.

Как продавать товары за границу из России: интернет-магазин или маркетплейс

Налоговики активно ищут нарушителей среди продавцов маркетплейсов

На систематической основе налоговики будут вести выборочный контроль за уплатой налогов продавцами маркетплейсов.

Чек-лист налоговых рисков 2024 и как их минимизировать

По данным ФНС число проверок бизнеса снижается, но при этом растет их эффективность. На выездную проверку одной организации в 2023 году в целом по России налоговые доначисления составили 63 млн руб. (в 2022 году — 49 млн руб.). Если проверка началась, то, скорее всего, она окончится добровольной доплатой или доначислениями. Но лучше повода для нее не давать.

Чек-лист налоговых рисков 2024 и как их минимизировать

Для расчета налога на имущество учитывают обесценение и изменения справедливой стоимости ОС

Учет основных средств в бухучет идет по ФСБУ 6/2020, МСФО 36 «Обесценение активов» и МСФО 13 «Оценка справедливой стоимости».

Интересные материалы

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

9