Основополагающим для рассматриваемого вопроса документом является Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании». В соответствии с ним разрабатываются технические регламенты. Но они устанавливают лишь минимально необходимые требования, обеспечивающие безопасность, единство измерений и т. д., за исключением отдельных случаев, когда надо установить требования непосредственно «к исполнению продукции».
Именно таким исключением является сфера строительства. Поэтому для строителей дополнительно был принят специальный документ – Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Он действует с 30 июня 2010 года.
Регламент устанавливает обязательные требования к безопасности зданий и сооружений любого назначения (в том числе входящих в их состав инженерно-технических сетей), а также к связанным с ними процессам изыскания, проектирования, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).
К ним относятся требования:
1) механической безопасности;
2) пожарной безопасности;
3) безопасности при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях;
4) безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях;
5) безопасности для пользователей зданиями и сооружениями;
6) доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;
7) энергетической эффективности зданий и сооружений;
8) безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду.
Они перечислены в пункте 6 статьи 3 закона № 384-ФЗ.
В Регламенте определено, что для обеспечения соблюдения установленных требований на обязательной основе должен применяться Перечень национальных стандартов и сводов правил, утвержденный Правительством РФ (п. 1 ст. 6, п. 3 ст. 42 закона № 384-ФЗ).
Распоряжением Правительства РФ от 21 июня 2010 г. № 1047-р указанный перечень (далее – Перечень № 1047-р) был утвержден и вступил в силу в тот же день. В связи с чем теперь ни одно здание и сооружение не может быть введено в эксплуатацию, если его технические характеристики не соответствуют нормативам национальных стандартов и сводов правил.
Отметим: документацию по всем недостроенным объектам (либо построенным ранее) приводить задним числом в соответствие с нормативами не нужно.
Дело в том, что требования, установленные законом № 384-ФЗ, не применяются (до реконструкции или капитального ремонта):
– к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований;
– к зданиям и сооружениям, строительство, реконструкция и капитальный ремонт которых осуществляются в соответствии с проектной документацией, утвержденной или направленной на государственную экспертизу до вступления в силу таких требований;
– к зданиям и сооружениям, проектная документация которых не подлежит государственной экспертизе и заявление о выдаче разрешения на строительство которых подано до вступления в силу таких требований (п. 1 ст. 42 закона № 384 - ФЗ).
Кроме того, в законе № 384-ФЗ (п. 7 ст. 6) определено, что Национальным органом РФ по стандартизации должен быть опубликован и размещен в информационной системе общего пользования перечень документов по стандартизации, применяемых на добровольной основе. Такой перечень был утвержден приказом Ростехрегулирования от 1 июня 2010 г. № 2079. >|В Положении о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии заменили его сокращенное наименование: вместо Ростехрегулирование теперь используется название Росстандарт (постановление Правительства РФ от 9 июня 2010 г. № 408).|<
Согласно закону № 184-ФЗ, применение на добровольной основе стандартов и (или) сводов правил является достаточным условием соблюдения требований технических регламентов (п. 4 ст. 16.1). Оценка соответствия объектов требованиям регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам или сводам правил.
Неприменение же стандартов и правил несоблюдением требований регламентов не является. В этом случае допускается использование иных документов для оценки соответствия.
Разъясняя положение этой нормы, можно отметить следующее.
Добровольное применение стандартов означает, что вы добровольно делаете свой выбор в пользу использования этих норм. Так, если вы на добровольных началах, например, в проектной декларации заявляете о применении этого перечня (утвержденного приказом № 2079), то тем самым добровольно принимаете обязательство о его применении.
В каких еще случаях применение добровольного перечня становится обязательным? Приведем несколько возможных ситуаций.
1. В договоре подряда стороны (заказчик и подрядчик) договариваются об использовании именно этого «добровольного» перечня.
Тогда он становится для подрядной организации обязательным на все время осуществления строительства (выполнения строительных работ) или подготовки документации в рамках отношений, регулируемых данным договором.
2. Работы выполняются для государственных нужд (по госконтракту), и требование о применении добровольного перечня содержалось в конкурсной документации.
3. Проектировщик, подрядчик могут отдать предпочтение «добровольному» перечню, так как в нем сосредоточен большой прошлый опыт разработки подобных документов, служащих определенной гарантией достижения положительного результата. В противном случае – до момента подтверждения экспертным заключением соответствия всей конструкции обязательным требованиям – есть риск неопределенности.
Пример.
Среди стандартов, обязательных к применению, – ГОСТ 25100-95 «Грунты. Классификация». Разделы 3–5; приложение А (Перечень, утвержденный распоряжением Правительства РФ № 1047-р).
Из содержания указанных частей ГОСТа следует, что обязательно все то, что касается терминологии в этой области, терминов, применяемых в данном стандарте, классификации грунтов.
А в перечне, применяемом на добровольной основе (утвержден приказом Ростехрегулирования № 2079), приведен целый ряд ГОСТов по грунтам:
– ГОСТ 5180-84 Грунты. Методы лабораторного определения физических характеристик;
– ГОСТ 5686-94 Грунты. Методы полевых испытаний сваями;
– ГОСТ 12071-2000 Грунты. Отбор, упаковка, транспортирование и хранение образцов;
– ГОСТ 12248-96 Грунты. Методы лабораторного определения характеристик прочности и деформируемости и т. д. (п. 91–112, 114–117).
Соответственно, подрядчик, если стороны договора специально не оговорили применение Перечня № 2079, может провести все необходимые измерения другими методами, и заказчик не вправе будет ссылаться на некачественное выполнение работ в такой ситуации.
В статье 6 закона от № 384-ФЗ определено следующее.
1. Национальные стандарты и своды правил являются обязательными для применения (п. 1, 4).
2. Уполномоченным органом утверждается перечень документов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований закона (п. 7).
В соответствии с этим и положениями статьи 42 (п. 3, 4) было утверждено два перечня, о которых мы рассказали выше.Каков порядок их применения? То есть можно ли пользоваться только вторым перечнем, раз он обеспечивает соблюдение требований закона № 384-ФЗ? Дело в том, что применение первого перечня обязательно. А применение второго – возможно. Так что, если какие-либо нормы определены документами первого перечня, они должны обязательно использоваться при проектировании и строительстве.
Статья напечатана в журнале "Учет в строительстве" №11, ноябрь 2010 г.
Начать дискуссию