Экономика России

Нездоровый бизнес

Статистика гласит, что за последние пять лет приток в Россию трудовых мигрантов из Центральной Азии вырос в несколько раз. Хорошо это или плохо – вопрос отдельный. Но раз уж рынок нуждается в таком количестве иностранных рабочих рук, неплохо было бы, как минимум, поинтересоваться, насколько эти руки чистые. Государство, судя по всему, этот вопрос важным не считает.
Нездоровый бизнес
Фото club.foto.ru

Статистика гласит, что за последние пять лет приток в Россию трудовых мигрантов из Центральной Азии вырос в несколько раз. Хорошо это или плохо – вопрос отдельный. Но раз уж рынок нуждается в таком количестве иностранных рабочих рук, неплохо было бы, как минимум, поинтересоваться, насколько эти руки чистые. Государство, судя по всему, этот вопрос важным не считает.

Знаете ли вы, уважаемые читатели, что в статье 27 ФЗ №114 "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" черным по белому написано: въезд иностранных граждан в нашу страну не разрешен, если они не представили полис ОМС, действительный на территории России? Часто об этом не знают даже кадровики крупных компаний, оформляющие на работу гостей с востока. Да, собственно, им и нельзя поставить такое незнание в упрек – это еще одна норма закона, которая существует только на бумаге, и о порядке реализации которой никто не позаботился.

Сейчас выдача «безвизовому» гастарбайтеру разрешения на работу и его медицинское обследование – процессы вполне себе параллельные. «Патентники (иностранные трудовые мигранты, получившие патент на работу у физического лица – прим. ИА «Клерк.Ру») сегодня вообще не должны предъявлять медсправку, - сетует вице-президент фонда «Миграция XXI век» Наталья Власова. - Но хорошо, если этот человек идет работать в конкретный дом на долгое время, тогда хозяин сам поинтересуется его здоровьем. Но не секрет, что большинство получающих патенты будут выполнять всего лишь разовые работы: неделя у одного, неделя у другого, три дня у третьего. Никто у него, естественно, справку проверять не будет».

Да и что ее проверять, эту справку? Как известно, до 2007 года все трудовые мигранты без исключения могли получать медсправки лишь в государственных медицинских учреждениях. Но потом ФАС сочла это нарушением конкуренции.

В итоге, по данным Департамента здравоохранения Москвы, за 8 месяцев 2010 года обследование в государственных медучреждениях прошли лишь 13 тысяч мигрантов из 119 тысяч, предоставивших ФМС справки о здоровье. При этом 419 из этих 13 тысяч оказались больны сифилисом, туберкулезом, гепатитом и ВИЧ. Остальные воспользовались услугами коммерческих медицинских центров.

«Государственная справка в Москве стоит около 1700 рублей, - говорит Наталья Власова. - Для мигранта сумма приличная, и он, естественно, предпочтет за 500 рублей получить бумажку об отсутствии инфекций в любой частной конторе. Единого образца такого документа также не существует – пишут кто во что горазд».

В 2009 году московское управление ФМС «забраковало» 17 319 разрешений на работу по причине предоставления мигрантами недействительных медицинских документов. 18 738 разрешений были аннулированы в связи с тем, что мигранты в принципе не предоставили справок о здоровье. Но парадокс в том, что гастарбайтер, уже «влившийся в коллектив», может так и не узнать о том, что ему в России работать нельзя. «Ну, вывесят на сайте ФМС две строчки о том, что разрешение № такой-то недействительно, и что? – замечает Власова. - Пойди еще найди его, этого работника. И в любом случае он имеет право находиться на территории страны в течение 30 дней, потому что на оформление медсправки после его прибытия отводится именно такой срок».

Между тем, по всем данным, уровень заболеваемости туберкулезом в Средней Азии в несколько раз превышает среднероссийский. В части ВИЧ дело пока обстоит наоборот, но и тут ситуация резко меняется. Мигранты привозят с собой туберкулез, а увозят ВИЧ. Но лечиться, даже если узнают об этом, они не станут (денег нет, да и работать надо), а когда снова вернутся в Россию, внесут свою лепту еще и в распространение СПИДа. 

Социально опасные инфекции – одна сторона вопроса. Другая сторона – медицинское обслуживание гастарбайтеров в России. Прав в этой части у них нет практически никаких: живут они скученно,  в антисанитарных условиях, питаются плохо. Часто болеют, но пользоваться бесплатно могут только экстренной помощью. Все, что относится к дальнейшему лечению – только за деньги. Надо ли говорить, что в такой среде инфекции расцветают пышным цветом?

«Разумный выход видится только один, - говорит вице-президент фонда «Миграция XXI век». – Должна, наконец, начать действовать прописанная в законе норма об обязательном наличии ОМС уже при въезде в Россию. Оперативно выдавать его могут и российские страховщики, но только в том случае, если мигрант предоставляет им справки, которым они могут доверять».

Власова сообщила, что разработан проект соглашения между государствами СНГ по вопросам добровольного медицинского страхования. Сейчас в России гастарбайтеров страхуют неохотно (особенно, в травмоопасной отрасли строительства), а сама страховка стоит недешево – от 5 000 рублей. «Надо удешевить страхование, дать возможность работнику выбирать его опции, - говорит Власова. - Но для этого мигрант должен приезжать уже со справкой о состоянии здоровья. Минздравсоцразвития должен сертифицировать в сопредельных государствах надежные учреждения здравоохранения, которые могут выдавать такие справки. По крайней мере, чтобы реактивы при проверке на ВИЧ соответствовали российским стандартам».

Будет ли принят новый порядок работы – пока неизвестно. Зато известно другое - правительство Москвы предложило внести медсправки в перечень документов, обязательных для получения трудового патента. Но 15 сентября Федеральная миграционная служба ответила на это отказом: не укладывается, мол, в нынешний курс на разбюрократизацию....

Начать дискуссию