НК РФ

Минфин считает, что неявка по вызову налоговой инспекции, в том числе на комиссии, грозит штрафом

В целях пополнения бюджета налоговики организуют всевозможные комиссии, на которые приглашают налогоплательщиков для дачи пояснений о своей деятельности. Вызов на такие комиссии часто осуществляется под угрозой административного наказания. Насколько правомерны требования инспекторов, организация попыталась выяснить у главного финансового ведомства.
В целях пополнения бюджета налоговики организуют всевозможные комиссии, на которые приглашают налогоплательщиков для дачи пояснений о своей деятельности. Вызов на такие комиссии часто осуществляется под угрозой административного наказания. Насколько правомерны требования инспекторов, организация попыталась выяснить у главного финансового ведомства. (ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ от 01.09.10 № 03-02-08/48).

ПРАВА И ПОСЛЕДСТВИЯ
Вопрос налогоплательщика касался правового статуса созданного при налоговой инспекции Координационного центра по контролю за мигрирующими организациями и организациями, имеющими признаки фирм-«однодневок» (далее - Координационный центр). Интересовала его и правомерность принудительного вызова на заседание центра. Однако Минфин России фактически уклонился от ответа. Разберемся в ситуации самостоятельно.

Координационный центр не может существовать
Есть несколько документов, регламентирующих деятельность налоговых органов. Прежде всего это положения Налогового кодекса (ст. 30 НК РФ). Территориальные органы осуществляют деятельность в соответствии с Положением об инспекции ФНС России*. Структуру территориальной инспекции утверждает ее руководитель (п. 9.3, 9.4 Положения об инспекции ФНС России). Получается, что теоретически Координационный центр может быть предусмотрен в структуре конкретной инспекции.

* Положение об инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции Федеральной налоговой службы межрайонного уровня (утв. приказом Минфина России от 09.08.05 № 101н).

Вместе с тем Налоговый кодекс и Положение об инспекции ФНС России не предусматривают создание структурных подразделений в качестве экспертных органов. Отсутствует статус Координационного центра как экспертного органа и в других законодательных актах**. Поэтому можно утверждать, что такой Координационный центр не является экспертным органом.

** В частности, в федеральных законах от 26.12.08 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», от 31.05.01 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон № 73-ФЗ).

Более того, при проведении судебной экспертизы эксперт должен быть независим, он не может находиться в какой-либо зависимости от органа или лица, назначивших судебную экспертизу, сторон и других лиц, заинтересованных в исходе дела (ст. 7 Закона № 73-ФЗ). Эксперт дает заключение, основываясь на результатах проведенных исследований в соответствии со своими специальными знаниями.

Правовой статус Координационного центра, созданного при налоговой инспекции как ее структурное подразделение, изначально исключает его независимость. В связи с чем он по определению не может быть квалифицирован в качестве экспертного органа в силу своей «структурной» заинтересованности в исходе дела.

Представляется, что сведения, собранные таким Координационным центром, могут быть использованы инспекцией исключительно для планирования или подготовки мероприятий налогового контроля (камеральных или выездных налоговых проверок). Между тем никакой доказательной силы данные этого центра иметь не могут. Ведь информация или документы, собранные подобным способом, не предусмотрены в качестве доказательств ни Налоговым (ст. 100, 101), ни Арбитражным процессуальным (ст. 64, 65, 67, 68), ни Гражданским процессуальным кодексами. Кроме того, доказательства, полученные налоговыми органами вне рамок налоговых проверок, не могут считаться таковыми при доказывании налоговых правонарушений***.

*** Такой вывод сделан в определении ВАС РФ от 21.11.07 № 15627/07 и во многих других судебных решениях

Таким образом, деятельность Координационного центра по сбору и предоставлению информации внутри структуры налогового органа для целей планирования мероприятий налогового контроля сама по себе не может повлечь для компании неблагоприятных последствий. Факты налоговых правонарушений, служащие основанием для доначисления налогов, пеней и применения штрафных санкций, должны быть выявлены и зафиксированы налоговиками исключительно по тем правилам, которые установлены налоговым законодательством, и подкреплены предусмотренными законом доказательствами (ст. 88, 89, 100, 101 НК РФ).

ПРАВИЛА ВЫЗОВА
Налоговые органы вправе вызывать налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой ими налогов либо в связи с проверкой, а также в иных ситуациях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ). Другие случаи вызова для дачи пояснений являются незаконными, и, следовательно, организация вправе не выполнять такое требование (подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ). При этом за неисполнение законного требования должностные лица налогоплательщика могут быть привлечены к административной ответственности (п. 1 ст. 19.4 КоАП РФ).

Именно на эти нормы ссылается Минфин России, когда подтверждает право налогового органа на принудительный вызов компании. Главное условие - уведомление о вызове должно быть направлено самой инспекцией, а не Координационным центром. Иначе привлечь к административной ответственности по статье 19.4 КоАП РФ налогоплательщика будет трудно. Еще один важный момент - уведомление о вызове для дачи пояснений должно быть составлено по специальной форме, утвержденной приказом ФНС России от 31.05.07 № ММ-3-06/338.

При решении вопроса о законности вызова налогоплательщика для дачи пояснений относительно уплаты налогов и в других предусмотренных законом случаях существенное значение имеет и то, для кого он представляет пояснения. Часто на так называемых зарплатных, убыточных и прочих комиссиях помимо сотрудников налоговых органов присутствуют лица, не имеющие отношения к инспекции (представители администрации района, города и др.).

Присутствие на таких комиссиях (заседаниях) лиц, не являющихся сотрудниками налоговых органов, вступает в противоречие со статьей 102 НК РФ, которая гарантирует налогоплательщику соблюдение налоговой тайны. Законность проведения таких комиссий (заседаний) и возможность привлечения налогоплательщика к ответственности за неявку на такое мероприятие представляются сомнительными.

Статья напечатана в журнале "Документы и комментарии" №20, октябрь 2010 г.

Начать дискуссию

Кадры

👍 Теперь в бизнес-аккаунте на «Клерке» можно продвигать свои вакансии

Продуктовая команда «Клерка» запустила новый функционал бизнес-аккаунтов: работодатели могут бесплатно размещать вакансии и, по желанию, платно их продвигать.

Верховный суд: валютный долг не должен индексироваться за просрочку

ВС РФ вынес решение, что валютный долг, в отличие от рублевой задолженности, нельзя проиндексировать за длительную просрочку.

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Минэкономразвития отмечает уверенный рост организаций в «русских офшорах»

Сейчас в специальных административных районах зарегистрировано 428 международных холдинговых компаний. Резиденты САР могут пользоваться налоговыми льготами, а также применять корпоративное право той страны, из которой организация решила переехать в РФ.

РСПП поддержал законопроект о платформенной занятости в РФ

Президент РСПП Александр Шохин концептуально поддержал законопроект «О платформенной занятости в Российской Федерации».

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Прогрессивная шкала налогов всё же будет введена

Информация о том, что рассматривается законопроект о введении прогрессивной налоговой шкалы, согласно которой ставка будет зависеть от размеров дохода, уже какое-то время будоражит общественность. К сожалению, такое нововведение с большой вероятностью будет реализовано.

В базе «Клерка» уже больше 1 000 актуальных резюме!

Больше тысячи бухгалтеров, кадровиков, юристов, руководителей, финансистов и специалистов по 1С ищут работодателей с сервисом Клерк.Работа.

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Налоговый учет

Виды доходов, подлежащие налогообложению по ставке 18% в 2024 году

В 2024 году налоговая политика подвергнется некоторым изменениям, которые коснутся различных видов доходов граждан. Понимание того, какие именно доходы будут облагаться налогом по ставке 18%, поможет лучше планировать свои финансовые обязательства и избегать неприятных сюрпризов при уплате налогов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.

Как оспорить решение трудовой инспекции: разъяснения Роструда

На портале Госуслуги можно запустить процедуру досудебного обжалования решений Роструда.

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.

Медицина

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

Начиная с 2022 года Российский бизнес испытывает жесткое санкционное давление, которое не обошло стороной  медицину. Несмотря на это, отечественная экономика не впала в рецессию, а наоборот получила мощный стимул для развития, но проблем у бизнесменов добавилось.

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 
IT-компании

С 24 июля начнут принимать заявки на отсрочку от службы в армии

IT-специалисты с 24 июля по 6 августа могут подать заявление об отсрочке на портале Госуслуги.

Первичные документы

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Сегодня электронные перевозочные документы (ЭПД) уже используются наравне с бумажными, а Минтранс планирует в ближайшие годы перевести в «цифру» до 90% документооборота в сфере логистики. Многие компании, в том числе лидеры рынка, предпочли не ждать, когда ЭПД станут обязательными, и перейти на новый стандарт по собственной инициативе. Нужно ли следовать их примеру? Как перейти с бумажных перевозочных документов на электронные? Какие решения может предложить Айтиком? Рассказываем в статье. 

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Интересные материалы

Агрегаторы компенсируют ущерб таксистам и курьерам

Цифровые платформы занятости будут обязаны отчислять в компенсационный фонд минимум 3 млн рублей. Из этих средств будут выплачивать деньги курьерам и таксистам, если их права будут нарушены агрегаторами.