УСН

Выкуп государственного нежилого помещения: порядок учета при УСН

В июле полностью выкупили у фонда имущества г.СПб нежилое помещение (под стоматологическую клинику, клиника существует давно в этом помещении). Оплатили стоимость помещения + НДС + % за рассрочку. В августе получили государственную регистрацию на помещение.
Выкуп государственного нежилого помещения: порядок учета при УСН
На фото Светлана Скобелева

Вопрос от читательницы Клерк.Ру Елены (г. Санкт-Петербург)

В июле полностью выкупили у фонда имущества г.СПб нежилое помещение (под стоматологическую клинику, клиника существует давно в этом помещении). Оплатили стоимость помещения + НДС + % за рассрочку. В августе получили государственную регистрацию на помещение.

Как я должна учесть расходы при УСН (доходы минус расходы) покупку помещения. Я списываю сразу стоимость помещения на расходы или частями? Если частями, то какими? Я амортизирую это помещения? Если да, то на какой срок? Какими документами в 1С-7 я это все провожу?

«Упрощенцы», выбравшие объект налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", применяют порядок определения расходов, установленный ст. 346.16 НК РФ. В соответствии с указанным порядком расходы на приобретение основных средств в период применения упрощенной системы налогообложения принимаются с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию (пп.1 п.1, пп. 1 п.3 ст. 346.16 НК РФ).

При этом основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством РФ, учитываются в расходах с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав (п. 3 ст. 346.16 НК РФ).

В соответствии с абз. 5 пп. 3 п. 3 ст. 346.16 НК РФ в течение налогового периода расходы принимаются за отчетные периоды равными долями.

Кроме того, согласно пп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ расходы на приобретение основных средств, учитываемые в порядке, изложенном выше, отражаются в последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм. При этом основные средства должны использоваться при осуществлении предпринимательской деятельности.

С учетом изложенного и принимая во внимание условие вопроса (стоимость помещения оплачена, документы на регистрацию права собственности поданы в III квартале 2010г.) расходы на приобретение нежилого помещения могут быть учтены в размере 1/2 его стоимости равными долями в III и IV кварталах 2010 г.

Абзацем 9 п. 3 ст. 346.16 НК РФ предусмотрено, что в случае, если налогоплательщик применяет УСН с момента постановки на учет в налоговых органах, стоимость основных средств принимается по первоначальной стоимости этого имущества, определяемой в порядке, установленном законодательством о бухгалтерском учете.

Указанный порядок установлен Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, согласно которому первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Согласно  п. 8 ПБУ 6/01  к фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств относятся, в частности:
суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу),
невозмещаемые налоги, государственная пошлина, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств;

Согласно пп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ при приобретении основных средств лицами, не являющимися плательщиками НДС, суммы НДС, предъявленные им, учитываются в стоимости таких основных средств.

Поскольку "упрощенцы" не признаются плательщиками НДС (п. п. 2, 3 ст. 346.11 НК РФ), "входной" НДС включается в первоначальную стоимость приобретенного  объекта основных средств.
 

В соответствии с п. 1 ст. 823 Гражданского кодекса РФ договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или других вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом.

Если иное не предусмотрено правилами о договоре, из которого возникло соответствующее обязательство, и не противоречит существу такого обязательства, то согласно п.2 ст.823 ГК РФ к коммерческому кредиту применяются нормы о договоре займа.
В соответствии с п.12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 13 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 14 от 08.10.1998 проценты, взимаемые за пользование коммерческим кредитом, являются платой за пользование денежными средствами.

Особенности формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности организаций информации о расходах, связанных с выполнением обязательств по полученным кредитам (в том числе коммерческим), устанавливает Положение по бухгалтерскому учету "Учет расходов по займам и кредитам" (ПБУ 15/2008), утвержденное Приказом Минфина России от 6 октября 2008 г. N 107н (далее - ПБУ 15/2008). Проценты, причитающиеся к оплате кредитору п. 3 ПБУ 15/2008 определяет как расходы по займам.

Расходы по займам признаются прочими расходами, за исключением той их части, которая подлежит включению в стоимость инвестиционного актива (п. 7 ПБУ 15/2008).
 

В стоимость инвестиционного актива включаются проценты, причитающиеся к оплате кредитору, непосредственно связанные с приобретением инвестиционного актива.

Для целей настоящего Положения под инвестиционным активом понимается объект имущества, подготовка которого к предполагаемому использованию требует длительного времени и существенных расходов на приобретение, сооружение и (или) изготовление.

Что такое "длительное время" и "существенные расходы", в нормативных документах не поясняется. Учитывая это, организации в своей учетной политике следует указать свои критерии (период времени и размер расходов) отнесения приобретаемых (создаваемых) ОС  к инвестиционным активам.

На мой взгляд, приобретенный Вашей организацией  объект недвижимости (нежилое помещение) следует  отнести к инвестиционному активу. Следовательно, проценты, уплаченные продавцу нежилого помещения,  должны учитываться  в первоначальной стоимости этого объекта.

Также и в Письме Минфина РФ от 02.07.2010 N 03-11-11/182 сказано о том, что  расходы по уплате процентов за предоставление рассрочки по оплате стоимости приобретенного нежилого помещения должны учитываться при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в составе расходов на приобретение основных средств в порядке, установленном п. 3 ст. 346.16 НК РФ.

Подпунктом 9 п. 1 ст. 346.16 НК РФ налогоплательщикам, применяющим УСН, разрешено уменьшать полученные доходы на сумму расходов в виде процентов за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов). При этом согласно п. 2 указанной статьи НК РФ данные проценты учитываются в пределах норм, установленных ст. 269 НК РФ. По моему мнению, на проценты, включаемые в стоимость объектов ОС, данная норма не распространяется. Однако на этот счет есть и иное мнение. Например, в консультации заместителя начальника отдела специальных налоговых режимов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Ю.В.Подпорина от 16.06.2009, сделан вывод о том, что  в целях соблюдения единообразия налогового учета процентов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, расходы в виде процентов по кредитам (займам), полученным на приобретение объектов основных средств, в том числе относящимся к инвестиционным активам, следует учитывать в пределах норм, предусмотренных ст. 269 НК РФ.

Организации, применяющие УСН, освобождены от ведения бухгалтерского учета, за исключением учета основных средств и НМА (абз. 1, 3 п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").
Для включения объекта недвижимости, поступившего в организацию по договору купли-продажи  в состав основных средств, применяется  форма N ОС-1а  "Акт о приеме-передаче здания (сооружения)".

В бухгалтерском учете стоимость объекта ОС погашается посредством начисления амортизации с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета (п. п. 17, 21 ПБУ 6/01).

Получить персональную консультацию Светланы Скобелевой в режиме онлайн очень просто - нужно заполнить специальную форму. Ежедневно будут выбираться несколько наиболее интересных вопросов, ответы на которые вы сможете прочесть на нашем сайте.

Этот материал доступен бесплатно только авторизованным пользователям

Войдите через соцсети
или

Регистрируясь, я соглашаюсь с условиями пользовательского соглашения и обработкой персональных данных

Начать дискуссию