Налоговые проверки

Комментарий к приказу ФНС РФ от 22.09.2010 № ММB-7-2/461@

Налоговая служба совершенствует систему отбора налогоплательщиков, достойных подвергнуться налоговой проверке. Это должен быть не просто налогоплательщик, давно не проверявшийся и, возможно, совершивший ошибки в учете, которые позволят налоговикам пополнить бюджет штрафами и пенями.

Налоговая служба совершенствует систему отбора налогоплательщиков, достойных подвергнуться налоговой проверке. Это должен быть не просто налогоплательщик, давно не проверявшийся и, возможно, совершивший ошибки в учете, которые позволят налоговикам пополнить бюджет штрафами и пенями.

Чтобы повысить эффективность проверок, налоговая служба некоторое время назад выпустила Приказ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@, в котором установила Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок (далее – Критерии). Этим документом была утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок. Ее задачей впервые оказалось не только определение алгоритма отбора кандидатов на проверку, но и доведение его до налогоплательщиков.

ФНС рекомендует пользоваться данным приказом для систематической са-мостоятельной оценки рисков по результатам своей финансово-хозяйственной деятельности, что позволяет налогоплательщику своевременно оценить налоговые риски и уточнить свои налоговые обязательства (Письмо ФНС России от 11.02.2010 № 3 7 07/84, а также письма Минфина России от 16.04.2010 № 03 02 08/25, от 16.03.2010 № 03 02 07/1-110, от 19.03.2010 № 03 02 07/1-118, от 04.02.2010 № 03 02 07/1-43).

Подготовка и издание Критериев служит целям эффективного построения системы отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок – основной и наиболее эффективной формы налогового контроля. Налогоплательщик, соответствующий Критериям, с большой долей вероятности будет включен в план выездных налоговых проверок (Письмо ФНС России от 31.07.2007 № 06 1 04/505).

Например, по результатам планирования проверок на 2008 год более 90% налогоплательщиков было включено в планы проверок по результатам оцен-ки налоговых рисков с использованием Критериев (Письмо ФНС России от 23.01.2009 № ШС-21-3/40).

Поэтому налогоплательщикам необходимо оценивать вероятность включе-ния в план выездных налоговых проверок и отслеживать все возможные из-менения Критериев, которых на данный момент всего два: первое утверждено Приказом ФНС России от 14.10.2008 № ММ-3-2/467@, а второе – комментируемым приказом.

Во-первых, мы видим, что налоговая служба собирается не от случая к случаю менять среднеотраслевые показатели, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков.

Во-вторых, ФНС особо акцентирует внимание на том, что значения общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, имеющие № 1 и № 11, могут использоваться налоговыми органами при планировании выездных налоговых проверок как на предстоящий, так и последующие годы до их очередной актуализации. Критерий № 1 – налоговая нагрузка (у налогоплательщика она не должна быть ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности)), № 11 – значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.

Налоговая нагрузка рассчитана как соотношение суммы уплаченных налогов (по данным отчетности налоговых органов) и оборота (выручки) органи-заций (по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата)), и ее расчет по основным видам экономической деятельности начиная с 2006 года приведен в приложении 3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ (п. 1 Критериев).

В новой редакции к данным за 2006 и 2007 годы добавлены данные за 2008 и 2009 годы. Бросается в глаза существенный рост налоговой нагрузки в 2008 – 2009 годах по сравнению с налоговой нагрузкой в 2006 – 2007 годах.

Помимо продления таблицы до 2009 года, в ней сделана расшифровка для оптовой и розничной торговли, отдельно указаны коэффициенты для торговли автотранспортными средствами и мотоциклами, их технического обслуживания и ремонта; оптовой торговли, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; розничной торговли, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонта бытовых изделий и предметов личного пользования.

Аналогично уточнены коэффициенты для некоторых видов транспорта: транспортирования по трубопроводам; деятельности водного транспорта; деятельности воздушного транспорта. Причем эти расшифровки указаны и для 2007 года, а вот для 2006 года данных у налоговой службы почему то не оказалось.

Расчет рентабельности продаж и активов по основным видам экономической деятельности начиная с 2006 года приведен в приложении 4 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. Период, для которого сделан данный расчет, в новой редакции также распространен на 2008 и 2009 годы. И здесь есть существенное изменение данных, касающихся 2008 и 2009 годов, по сравнению с данными за 2006 и 2007 годы, но уже в сторону снижения рентабельности.

Кроме двух упомянутых критериев, изменения коснулись и такого, как отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких налоговых периодов (п. 2 Критериев). Под этим подразумевается осуществление организацией финансово-хозяйственной деятельности с убытком в течение двух и более календарных лет.

Видимо, налоговая служба исходит из того, что в 2008 году произошел экономический кризис, который мог повлиять на показатели экономической деятельности предприятий, но никак не ранее и не позднее этого года. Поэтому она сочла возможным учесть некие объективные обстоятельства, оправдавшие в этом году получение предприятием убытка, который бы в результате не стал причиной проверки. Но налогоплательщик должен доказать эти обстоятельства документально. Непонятно, правда, в какой момент, ведь о том, что он включен в план проверок, налогоплательщик сможет узнать только тогда, когда получит уведомление о ее начале. Или, может быть, соответствующие сведения надо подать заранее. В любом случае это, вероятно, все таки оправданное уточнение появилось в приказе, на наш взгляд, несколько поздновато.

Наконец, справедливое (хотя и, скорее, техническое) изменение внесено в следующий критерий: неоднократное приближение к предельным значениям установленных ст. 346.12 и 346.13 НК РФ показателей, необходимых для применения УСНО, а именно предельного размера доходов, определяемого по итогам отчетного (налогового) периода в соответствии со ст. 346.15 и пп. 1 и 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ (п. 6 Критериев).

Напомним, что в настоящее время в соответствии с п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ «упрощенец» утрачивает право на применение УСНО, если по итогам отчетного (налогового) периода доходы налогоплательщика, определяемые в соответствии со ст. 346.15 и пп. 1, 3 п. 1 ст. 346.25 НК РФ, превысили 60 млн руб. В связи с этим, соответственно, повышен уровень предельного значения, выступающего в качестве упомянутого выше критерия.

Начать дискуссию